план-конспект урока по математике в 5 классе по теме "Уравнение"
план-конспект урока по математике (5 класс)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

 Данный урок является первым из четырёх уроков в теме «Уравнение», которая изучается в параграфе «Сложение и вычитание натуральных чисел» главы «Натуральные числа», и является уроком изучения нового материала. «Уравнения» – это один из самых важных разделов математики, он является базовым для изучения многих тем школьного курса, поэтому каждый учащийся должен уметь решать уравнения. Умение решать уравнения необходимо для успешной сдачи ОГЭ по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike_5_kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Кто с детских лет занимается математикой,

                                                            тот развивает внимание, тренирует свой

                                                            мозг, свою волю, воспитывает настойчивость

                   и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич.


План – конспект проведения урока по теме «Уравнение».

Тема: «Уравнение»

Класс: 5

Дата:18.10.19

Цели урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе; дать понятие и обеспечить применение учащимися теоретических знаний об уравнении: «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение» при выполнении практических заданий; создать условия для формирования умения решать уравнения на основе знаний о взаимосвязи компонентов действий; познакомить учащихся с алгебраическим способом решения задач;

развивающие: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений  и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать математические модели  для решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать ответственное отношение к учению; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; воспитывать чувства самоуважения и взаимоуважения; формировать целостное мировоззрение.

Методы обучения: устный счёт (с целью активизации умственной деятельности и создания предпосылок для дальнейшей работы); словесный (на этапе объяснения нового материала, ведения диалога с учащимися); частично-поисковый (для самостоятельного поиска ответа на вопросы, активного усвоения новых знаний); практический (для формирования практических умений и навыков).

Формы работы: индивидуальная,  общеклассная.

Формы контроля: самоконтроль, контроль преподавателя.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

    1. Устный счёт.

    2. Определение темы урока.

    3. Изучение нового материала.

    4. Физкультминутка.

    5. Первичное закрепление изученного материала.

3. Итог урока (подведение итогов, задание на самоподготовку, рефлексия деятельности)

                                            Ход урока:

1. Организационная часть.

   Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

2. Основная часть:

1. Устный счёт.

Сегодня нашему классу пришёл пакет с важным сообщением. Его нужно расшифровать. А поможет нам это сделать знание математики. Но прежде проверим нашу готовность. Выполняем вычисление по цепочке (№382(а,б)). Я вижу, вы хорошо готовы.
2. Определение темы урока.

Итак, давайте вскроем пакет и  расшифруем сообщение, находящееся в нём.

562 – (233 + 162)   = 167     Е

(612 + 276) – 412   =  476  У

713 + (87 + 189)  = 989       А

682 – (364 + 282)   = 36     И

65 + 431+ 35 + 69 = 600     Н

276 + 398  = 674                  Р

476– 239   = 237                  В

Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили? Уравнение. 

476

99

989

237

600

167

600

36

167

3. Изучение нового материала.

Это и есть тема сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите дату, классная работа и тему.

Основные понятия из темы «Уравнения».

Для того, чтобы продолжить наш урок, нам необходимо найти ответы на следующие вопросы.

(Работа с учебником, стр. 59)

Что называется уравнением?

Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Что такое корень уравнения?

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

Что значит решить уравнение?

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

Посмотрите внимательно на уравнения (учебник, стр.59-60). Как вы думаете, какие знания и умения нам пригодятся для того, чтобы решать уравнения? (Правила нахождения компонентов арифметических действий.) Давайте вспомним их.

  • Как называются компоненты при сложении?

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

  • Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

  • Как называются компоненты при вычитании?

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

  • Как найти неизвестное уменьшаемое?

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

  • Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения простейших уравнений.

1. Назови компоненты арифметического действия.

2. Определи, какой из компонентов нужно найти.

3. Для нахождения выбранного компонента

воспользуйся соответствующим правилом.

4. В случае затруднения (если забыл правило)

используй «пример – подсказку».

5. Если необходимо, повтори указанные шаги.

4. Физкультминутка. 

Вы на славу потрудились,

И немного утомились. Но нам некогда отдыхать. Отправляемся дальше!

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте пошагали.

Молодцы! И мы с новыми силами можем вернуться к работе.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Стр. 60, № 372 (а, в, г) (по очереди у доски)

Уравнения решаю, И я знаю их на 5.

Только я не понимаю Где прибавить, где отнять.

(в случае затруднения учащимся оказывается помощь преподавателем или товарищами.)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Ребята! Мы решали уравнения, а сейчас попробуем решить задачу.

Стр. 60, № 373(а) (один учащийся работает у доски)

Задача. В корзине было несколько грибов. После того как в неё положили ещё 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?

Решение. Пусть х грибов было в корзине. х+27=75, х = 75 – 27, х = 48 – грибов было в корзине.

Ответ:48 грибов.

Мы решили задачу с помощью уравнения. Этот способ решения называется алгебраическим. Какие этапы решения задачи с помощью уравнения вам пришлось проделать?

1) выбери, какую из неизвестных величин обозначить за х;

2) вырази остальные неизвестные величины через х, учитывая зависимость между ними;

3) на основании указанной в условии задачи связи между искомыми и данными

величинами составь уравнение;

4) реши уравнение;

5) поясни, что означает найденный корень уравнения;

6) найди ответ на вопрос задачи.

Получают отметки за работу на уроке.

Исторический экскурс.

Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).

В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.

В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик Франсуа Виет.

Франсуа Виет жил в 16 веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем математики и астрономии. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе.

3. Итог урока.

Разные уравнения и задачи с помощью уравнений рассматриваются в математике, но в V–VI классах вы имеете дело с простейшими, хотя они, конечно, сложнее тех, с которыми вы, ребята, познакомились в начальных классах. В старших классах и в дальнейшем вы познакомитесь с другими видами уравнений, с решением задач с помощью уравнений и, лучше почувствуете их «силу». Ещё неоднократно убедитесь, что даже в повседневной нашей жизни без уравнений не обойтись.

1.Задание на самоподготовку.

Выучить п. 10, № 395(а, б, в);  № 397(б)

2. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы … (решали уравнения, задачи с помощью уравнений.)

В завершении  выразите своё впечатление об уроке. 
Если вы 
хорошо себя чувствовали на уроке, у вас всё получилось, то поднимите обе руки. Если вы испытывали затруднения, волнение, то одну руку.

Наводим порядок на столах и заканчиваем урок.

Ребята слушают, записывают задание на самоподготовку, подводят итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по математике в 5 классе, учитель - Сиротина А. С. МБОУ «Атратская СОШ»

деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"

Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления....

План – конспект открытого урока по математике в 8 классе на тему: "Четырехугольники"

Обобщающий урок по теме: "Четырехугольники"Цели:Обучающие:Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Четырехугольники» с использованием средств мультимедиа;Закрепление основных понятий базово...

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»    Цели урока:- повторение, обобщение и систематизация ранее полученн...

План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»

Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...