План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Обобщение понятия натурального числа, ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
Открытый урок
по математике
в 5А классе
Учитель: Фотеева Л.Ф.
Урок-путешествие
«В стране натуральных чисел»
Цепь урока: обобщить понятие натурального числа, используя приёмы занимательности; ввести понятие совершенных чисел, познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развитие у школьников логического мышления, сообразительности, вычислительных навыков.
Оборудование: карта с маршрутом путешествия и названиями станций-остановок.
Ход урока
1.Организационный момент.
Страна Натуральных Чисел — это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала магическая сила Числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание.
Чтобы отправиться в путешествие по стране натуральных чисел, необходимо выбрать гида. Чтобы стать гидом, нужно ответить на следующие занимательные вопросы:
- Сумма каких натуральных чисел равна их произведению?
Ответ: 2 и 2.
- Сумма каких двух натуральных чисел больше произведения?
Ответ: 1 и 1.
- Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство
4 * 12+18:6+3=50
Ответ: 4* 12+18 :(6+3)=50
- Во сколько раз километр длиннее миллиметра? Ответ: в 1000000 раз.
Кто первый ответит на все вопросы, становится гидом.
2. Основная часть урока.
Отправным пунктом путешествия является город «Вычислительный». Эпиграф к экскурсии: «Счёт и вычисления — основа порядка в голове» (Песталоцци). Гид знакомит учащихся класса с законами, по которым живут жители этого города.
Гид (читает законы):
a+b=b+а, (а+Ь)+с=а+(Ь+с),
a*b=b*а, (а*b)*с=а*(b*с), (а+Ь)*с=а*с+Ь*с, (а-b)*с=а*с-b*с.
Задание № 1
Найдите значение выражения наиболее удобным способом:
47*63+37*47=? 8*35*125=?
125*18-25* 18=? 25 14*4* 10=?
Какие свойства натуральных чисел вы применяли в каждом конкретном случае?
Далее путь лежит в город «Лучших Друзей». Такими друзьями являются числа 0 и
1. И хотя число 0 прибыло в город из другой страны, которая называется Страной Целых Чисел, это не мешает им дружить и быть часто вместе. Прежде чем войти в город, гид познакомит путешественников с законами, по которым живут его жители.
Гид (зачитывает законы):
а+0=0+а=а; а*0=0*а=0; 0:а=0,
где а = 0; а-а=0; а-0=а.
Задание №2
- Найдите наименьшее семизначное число и наименьшее двузначное число. Найдите разность.
Ответ: 1000000-10=999990.
- Подряд выписаны все натуральные числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречаются цифры: а) нуль; б) единица?
Ответ: 11 и 21 раз.
- В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы в результате получилось 1000.
Ответ: 888+88+8+8+8=1000.
- Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех чисел от 10 до 20?
Ответ: 3.
- Найдите значение выражения:
135201 *(14*8* 125-14000)*(241-3б)+15.
Кто из вас смог вычислить устно?
Ответ: 15.
6. Вычислите: а) 14011-10=? б) 288+0:99=?
Ответ: 1404 и 288.
Поезд прибывает на станцию «Магические Квадраты». Гид даёт справку об этом
населённом пункте.
Магическими квадратами называются квадраты, сумма цифр в которых по горизонтали, вертикали и диагонали равна одному и тому же числу.
Задание №3
1. Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал
магическим.
9 |
4 | |
3 | ||
6 |
1 |
(сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть 15) Ответ: 2,9,4; 7,5,3; 6,1,8.
2. Представьте числа так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду сумма чисел составила 9.
2 |
2 |
2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
Ответ: 3,2,4; 4,3,2; 2,4,3.
Среди натуральных чисел есть много замечательных, особенных.
Поезд прибывает в город «Удивительные числа».
Гид даёт справку: К удивительным числам относятся совершенные числа 6,28,496,8128 и др. Эти числа обладают замечательными свойствами. Например, назовите все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка.
Ответ: 1,2,3,6.
Сумма первых трёх делителей равна самому числу: 1+2+3=6.
Назовите все натуральные числа, на которые делится число 28.
Ответ: 1,2,4,7,14,28.
Назовите сумму всех делителей, кроме самого числа 28.
Ответ: 1+2+4+7+14=28.
Такое же свойство числа 496 проверить дома самостоятельно.
Ученики знакомятся с удивительным числом 11. На него легко умножать двузначные и трёхзначные числа:
43 * 11=473, 17* 11=187, 57*11=627
Какую закономерность вы заметили? Попробуйте сформулировать правило.
Задание №4
- Какое известное вам целое число делится без остатка на любое натуральное число? Ответ: 0.
- Какое число не изменится, если его перевернуть?
Ответ: б9.
- Как из числа 666 получить число на 333 больше, не производя никаких арифметических действий с ним?
Ответ: перевернуть и получить число 999.
- Как число 12 разделить пополам, чтобы получилось число семь? Ответ: использовать римскую нумерацию ХII.
- Как записать число 100 шестью одинаковыми цифрами?
Ответ: 99+99:99=100 или (444-44):4 и т.д.
-Пятью одинаковыми цифрами?
Ответ: 111-11.
- Вычислите устно: 999*37, 197*12, 247*З
Ответ: 36963. 2364, 741.
В «Городе Великанов» ученики знакомятся с классами чисел великанов.
Название класса | Число нулей |
Степень |
Биллион ( миллиард) | 9 | 109 |
Триллион | 12 | 1012 |
Квадриллион | 15 | 1015 |
Кинталлион | 18 | 1018 |
Секстиллион | 21 | 1021 |
Септиллион | 24 | 1024 |
Окталлион | 27 | 1027 |
В жизни такие большие Числа встречаются крайне редко, но в научных исследованиях без них обойтись сложно. Например, в 16 граммах воздуха содержится примерно септиллион мельчайших частиц, которые называются молекулами.
3. Итоги
Путешествие в страну Натуральных Чисел подошло к концу.
1)Что нового узнали на уроке?
2)Какие числа называются совершенными?
3)Какие квадраты называются магическими?
4)Сформулировать правило умножения на 11.
5)Какие числа-великаны вы знаете?
Самым активным знатокам законов этой страны вручается жетоны, и пожелать не терять своей сноровки, пополнять свои знания всё новыми и интересными фактами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение натуральных чисел и его свойства План-конспект урока по учебнику «Математика 5 класс». Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов
Урок с расписанными УУД на каждый этап урока....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384625-1389940580.jpg)
Урок математики 5 класс "Деление натуральных чисел" (ФГОС)
Урок комплексного применения знаний и способов действий на основе системно - деятельностного метода обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-382159-1389949677.jpg)
Конспект урока математики 5 класса "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Предлагаемый урок по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-548411-1418237674.jpg)
Открытый урок-игра «Путешествие в страну натуральных чисел»
Повторить, систематизировать знания учащихся по всей теме «Натуральные числа» и проверить степень их усвоения; закрепить практические навыки вычислений с применением изученных свойств и правил; обеспе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/23/picture-449791-1408783062.jpg)
Контрольная работа по математике 5 класс "Делимость натуральных чисел"
Контрольная работа по математике для 5 класса по теме "Делимость натуральных чисел" на два варианта.В контрольной работе предлагаются задания на признаки делимости, на разложение чисел на простые множ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-118218-1350454631.jpg)
Технологическая карта урока по математике.5 класс." Сложение натуральных чисел. Сравнение чисел."
Урок общеметодологической направленности по математике. 5 класс. Авторы: Мерзляк и др....