Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике
материал по математике (5 класс)
Мастер - класс по данной теме показывает преемственность между начальной и основной школой при решении текстовых задач. Составлен в соавторстве со Стениной Татьяной Леонидовной - учителем математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике
Хочется начать наше выступление со слов немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Гете:
«Эти добрые люди и не подозревают, каких
Трудов и времени стоит научиться читать. Я
Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,
Чтобы вполне достиг цели»
И. Гете
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Понять содержание текста – важная и одновременно сложная задача.
Мы должны научить своих учеников:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.
Стратегии смыслового чтения | Этапы решения задач | Что должен уметь ученик |
Поиск информации и понимание прочитанного | Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию |
Преобразование и интерпретация | Осуществление плана решения задачи. | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации |
Оценка информации | Проверка решения задачи. | Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её |
Решение текстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение, сначала арифметическим способом, а затем и алгебраическим.
Начиная знакомство с введение понятия скорости как расстояния, пройденного в единицу времени, рассматривается такой прием «Верите ли Вы?», этот прием может быть применен в начале изучаемой темы или блока. Прием проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста.
№ | Вопрос | Верю | Не верю |
1 | Скорость – это движение | ||
2 | Скорость – это расстояние между двумя точками. | ||
3 | Скорость измеряют рулеткой | ||
4 | Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени. | ||
5 | Скорость – это быстрая езда | ||
6 | Скорость измеряют часами | ||
7 | Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути | ||
8 | Время движения объекта зависит от его скорости | ||
9 | Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое | ||
10 | Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время |
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Скорость (словарь)
1) та или иная степень быстроты движения
2) та или степень быстроты какого-нибудь действия вообще
3) расстояние, пройденное в единицу времени
Так как на разных участках пути тела движутся неравномерно, то в математике используют понятие «средняя скорость». Различные тела движутся с разной скоростью. Например, средняя скорость поезда 100 км/ч, человек движется со средней скоростью 4км в час, автомобиль в городе – 60 км/ч. В животном мире рекордсменами скорости являются гепард – 70 км/ч и улитка – 1,5 мм/с.
Скорости измеряются различными приборами: спидометром – автомобиль, лагом—корабль, скоростомером— поезд, анемометром измеряют скорость воздушных потоков, для современных велосипедов придумали компьютерный спидометр.
Так как скорость - это расстояние, пройденное в единицу времени, то найти ее можно разделив расстояние на время.
Какой смысл мы вкладываем в предложения?
1.Велосипедист едет со скоростью 12 км/ч
2.Всадник скачет со скоростью 17 км/ч
3.Поезд едет со скоростью 70 км/ч
Ответы детей:
1. Все куда – то едут
2. Это задача на скорость
3. Все едут с разной скоростью
4. У всадника скорость больше велосипедиста, но меньше поезда
5. Смысла нет
Рассмотрим следующий прием развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи.
Задача на слайде
Задача:
Из двух городов, расстояние между которыми 1200 км, одновременно на встречу друг другу вышли два поезда. Один из них проходит расстояние за 20 часов, а другой за 30 часов. Через какое время поезда встретятся?
- Чертеж: минус данной модели в том , что может натолкнуть на ошибочное решение.
- Таблица с данными
- Блок – схема (от данных к вопросу)
- Решение задачи
К этой задаче можно применить другой прием «Тонкие и толстые вопросы»
Третий прием: Сформулируйте вопрос к задаче
Четвертый прием : Найдите лишнее условие
Пятый прием: Составь задачу по таблице с данными
Так же на этапе закрепления задачи можно использовать методику критического мышления «Кубик Блума», на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Обучающиеся подкидывают кубик и отвечают на вопрос который начинается на слово написанное на грани (задает учитель) по задаче. В начальной школе эти слова могут быть заменены на следующие: опиши, сравни, назови ассоциацию, сделай анализ, примени, оцени.
Замечено, что учителя старших классов делают упор на логическое мышление учащихся, на оперирование знаковыми системами без необходимой опоры на образные компоненты. Но уже доказано, что до 80% информации человек получает через зрительный канал. Именно этот факт является важнейшим при обучении математике в начальной школе. Это нужно учитывать и учителю математики основной школы.
Рассмотренные нами приёмы смыслового чтения на уроках математики способствуют формированию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы и способствуют сохранению преемственности между начальной и основной школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике.
Аннотация.В данной статье раскрывается роль моделирования при решении текстовых задач по математике. Исследуется применение различных вспомогательных моделей для правильного анализа и решения задач. П...
«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении решению текстовых задач по математике»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...
Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...
Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...
Программа индивидуально групповых занятий по математике для 7 класса "Решение текстовых задач по математике"
Основной целью следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемые на уроках. Если умело поддерживать любознательность учеников, предлагая им...
Способы решения текстовых задач ОГЭ математика 9 класс задание № 21 и ЕГЭ математика профильный уровень 11 класс задание № 11
в материале представлены различные типы текстовых задач и способы решения...
Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике
Приложение в виде презентации к мастер - классу по данной теме....