Программа по выявлению и развитию способностей студентов
методическая разработка по математике
Программа по выявлению и развитию способностей студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_studentov.docx | 377.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей
студентов
Смоленск
2020
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Смоленская академия профессионального образования
Разработчик:
Пещаницкая З. И, преподаватель общеобразовательных дисциплин
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование развитой личности. Программа направлена на развитие интеллекта и творчества студентов.
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения студентов.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
- формирование понимания важности изучения математики в современном мире; формирование мотивации приобретения дополнительных знаний;
- развитие самостоятельности;
- развитие общего кругозора, интеллекта;
- внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
- реализация мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных обучающихся;
- развитие индивидуальных достижений до максимального уровня.
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Основные направления реализации программы
- выявление творческих способностей обучающихся;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
- наблюдение;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практико-ориентированной направленности;
- проектная, исследовательская деятельность;
- ролевые игры;
- конференции, олимпиады, конкурсы творческого и исследовательского характеров.
Выявляемые и развиваемые способности:
- творческое воображение;
- способность выстраивать логические отношения и выделять абстрактные связи;
- способность самостоятельно предлагать оригинальные идеи решения задач.
Основные мероприятия по реализации программы:
1) Диагностика.
2) Развитие творческих и познавательных способностей.
1. Привлечение обучающихся к проведению конкурсов и выставок.
2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- повышение степени сложности заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.
Показатели результативности:
- повышение качества образования;
- развитие творческой активности, увеличение количества обучающихся, принявших участие в конференциях, конкурсах; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня;
- развитие речевой активности и памяти, умения работать с информацией;
- развитие способности к рефлексии и самоанализу;
- повышение эффективности самостоятельной работы.
План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся
№ п.п. | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1 | Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих способностей обучающихся | Сентябрь |
2 | Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся | В течение учебного года |
3 | Обучение студентов правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом) | В течение учебного года |
4 | Привлечение способных обучающихся к участию в творческих конкурсах | В течение учебного года |
5 | Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике Привлечение к участию в олимпиадах по математике Поощрение победителей олимпиад грамотами. | В течение учебного года |
6 | Тематические кураторские часы | В течение учебного года |
7 | Предметные недели. | В течение учебного года |
8 | Решение задач повышенной сложности. Решение профессиональных задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. | В течение учебного года |
9 | Привлечение к участию в студенческой научно-практической конференции | В течение учебного года |
10 | Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету | В течение учебного года |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
Методика определения общих способностей
Автор методики: Соломин Валерий Павлович
Цель: определение уровня общих умственных способностей.
Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.
Описание. Тестирование проводится в парах, состоящих из испытуемого и экспериментатора. Экспериментатор дает испытуемому инструкцию и вариант теста. После чтения инструкции и знакомства испытуемого с образцами выполнения заданий экспериментатор подает сигнал к выполнению теста, засекает время и по истечении 15 мин дает команду прекратить выполнение теста.
Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них.
1. Слово быстрый является противоположным по смыслу слову: 1) тяжелый, 2) упругий, 3) скрытный, 4) легкий, 5) медленный. Ответ – 5.
2. Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. Ответ – 3.
Тест, который вам будет предложен, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 мин. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо, пользуйтесь бумагой для записи. О том, что вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста отвечать на ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начинайте работать. Ответы записывайте на бланке для ответов напротив вопроса. Через 15 мин по команде сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали!
Краткий ориентировочный тест
1. Одиннадцатый месяц года – это:
1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.
2. Слово суровый является противоположным по значению слову:
1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову жевать как обоняние и нос:
1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.
4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.
5. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н. э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?
6. Какое из следующих слов отлично от других:
1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить?
7. Слово безукоризненный является противоположным по своему значению слову:
1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.
8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?
9. Слово ясный является противоположным по смыслу слову:
1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долл., а продал их за 550 долл. каждый, выручив при этом по 50 долл. с каждого автомобиля. Сколько автомобилей он продал?
11. Слова стук и сток имеют:
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.
12. Три лимона стоят 45 коп. Сколько стоит 1,5 дюжины?
13. Сколько из этих б пар чисел являются совершенно одинаковыми?
14. Слово близкий является противоположным слову:
1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.
15. Какое число является наименьшим: 6; 0,7; 9; 36; 0,31; 5?
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение (в качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова): есть, соль, любовь, жизнь.
17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
19. Слова восходить и возродить имеют:
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.
Мхом обороты камень набирает заросший.
21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их.
1. Держать нос по ветру.
2. Пустой мешок не стоит.
3. Трое докторов не лучше одного.
4. Не все то золото, что блестит.
5. У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо знака «?»?
73 66 59 52 45 38?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:
1 – в июне, 2 – в марте, 3 – в мае, 4 – в ноябре.
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
Все передовые люди – члены партии. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены партии занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп.?
28. Расстилать и растянуть. Эти слова:
1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время распродажи на 33,3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.
33. На платье требуется 2,3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Увеличивать и расширять. Эти слова:
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу:
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
39. Если бы полкилограмма картофеля стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов можно было бы купить на 50 коп.?
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?
41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова по своему смыслу:
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
42. Сколько соток составляет участок длиной 70 м и шириной 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место?
46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К – 3500 руб., П – 200 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят, щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значение следующих фраз:
1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.
Лес рубят, щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?
50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 800 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
Обработка результатов. Цель обработки результатов – определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице.
Код теста
Анализ результатов следует начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Шкала уровней общих умственных способностей
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция:
Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Тест
- Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
- Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
- Хочу стать специалистом.
- Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
- Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
- Чтобы не отставать от друзей.
- Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
- Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
- Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
- Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
- Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
- Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
- Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
- Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
- Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
- Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
- Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
- Просто нравится учиться.
- Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
- Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
- Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
- Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
- Любые знания пригодятся в будущей профессии.
- Потому что хочу принести больше пользы обществу.
- Стать высококвалифицированным специалистом.
- Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
- Быть на хорошем счету у преподавателей.
- Добиться одобрения родителей и окружающих.
- Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
- Потому что знания придают мне уверенность в себе.
- Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
- Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Обработка и интерпретация результатов теста
- Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
- Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
- Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
- Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
- Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
- Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
- Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Коммуникативные мотивы — связаны с потребностями в общении.
Мотивы избегания неудач — связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.
Мотивы престижа — связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.
Профессиональные мотивы — связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом.
Мотивы творческой самореализации — связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.
Учебно-познавательные мотивы — связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы — связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
Назначение теста: методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
- широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),
- узколичностные (благополучия и престижа),
- учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
- мотивы избегания неприятностей.
Эта методика так же является развивающей и помогает студентам осознать собственные мотивы в учебе.
Инструкция к тесту:
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
· в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения,
· во вторую - просто имеют значение,
· в третью - имеют небольшое значение,
· в четвертую - имеют очень малое значение,
· в пятую - совсем не имеют значения.
Вторая серия
Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора.
Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы.
Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.
Тестовый материал:
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
4. Хочу окончить школу и учиться дальше
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
7. Хочу получать хорошие отметки.
8. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
10. Хочу быть лучшим учеником в классе.
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.
17. Люблю узнавать новое.
18. Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю думать, рассуждать на уроке.
21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Ключ к тесту:
Мотивы долга и ответственности: 1 - 3 суждения;
Самоопределения и самосовершенствования: 4 - 6;
Благополучия: 7 - 9;
Мотивация престижа: 10 - 12;
Мотивация избегания неприятностей: 13 - 15;
Мотивация содержания учения: 16 - 20;
Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 - 15.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: "Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности", то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Шкала оценки потребности в достижении (Орлов Ю.М.)
Назначение теста: диагностика мотивации достижения.
Шкала состоит из 23 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет".
Тестовый материал
- Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
- Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои близкие считают меня ленивым.
- Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
Ключ к тесту
- ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
- ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Таблица переводы "сырых" баллов в стандартные.
| Уровень мотивации достижения | |||||||||
Низкий | Средний | Высокий | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Сумма баллов | 2-9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18-19 |
Диагностика личностной креативности по методике Е. Е. Туник
Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску.
Основные критерии теста
Любознательность
Люди, у которых выражена любознательность, склонны проявлять интерес к огромному количеству тем, изучать, как устроены механизмы, искать новые пути мышления, исследовать новые идеи и вещи, искать необычные варианты решения всевозможных проблем, читать много книг, изучать картины и карты, играть в игры и т.д. с целью максимального познания.
Воображение
Люди, у которых развито воображение, могут рассказывать о местах, в которых никогда не были, представлять, как другие будут справляться с проблемами, с которыми они столкнулись сами, мечтать о множестве мест и вещей, размышлять о явлениях, с которыми ещё не сталкивались, видеть необычным образом то, что изображается на рисунках и картинках, удивляться разным вещам и событиям.
Сложность
Люди, предпочитающие познавать сложные явления, интересуются сложными идеями и вещами, ставят пред собой серьезные цели, самостоятельно изучают что-либо, отличаются настойчивостью в достижении целей, находят довольно сложные пути решения проблем и любят выполнять трудные задания.
Склонность к риску
Люди, склонные к риску, всегда отстаивают свои идеи, невзирая на мнение окружающих, ставят перед собой большие цели, не исключают вероятности неудач и ошибок, исследуют новые идеи и вещи, не поддаются мнению остальных, не выражают особой озабоченности, когда то, что они делают, не одобряют другие, часто рискуют, чтобы узнать, каким будет результат.
Инструкция по прохождению
Представленный тест позволит вам определить, как вы оцениваете себя в плане творчества.
Ниже вы найдёте 50 утверждений. В зависимости от того, насколько вы с ними согласны, нужно будет поставить отметку в графе «Согласен», «Согласен отчасти» или «Не согласен». Если какое-то утверждение вызывает у вас затруднения, то ставьте отметку в графе «Затрудняюсь с ответом». Для удобства вы просто можете взять лист бумаги и делать пометки на нём в комфортной для себя форме.
Ответы следует давать, не размышляя подолгу. Помните о том, что в тесте нет верных или неверных, плохих или хороших ответов. Чем честнее вы будете отвечать, тем более точными будут результаты.
Выполнение теста не ограничено по времени, однако лучше пройти тест максимально быстро. Каждое утверждение подразумевает лишь один вариант ответа.
Тестовый материал
№ | Утверждение | Согласен | Согласен отчасти | Не согласен | Затрудняюсь с ответом |
1 | Когда я не знаю правильного ответа, я попробую о нём догадаться | ||||
2 | Мне нравится рассматривать предметы во всех деталях, чтобы обнаружить нечто новое | ||||
3 | Когда я чего-то не знаю, я всегда спрашиваю об этом | ||||
4 | Я не люблю планировать свои дела преждевременно | ||||
5 | Если я собираюсь играть в какую-то игру, я должен быть уверен, что выиграю | ||||
6 | Я люблю представлять что-то, что мне предстоит сделать или узнать | ||||
7 | Если у меня что-то не получается сразу, я буду делать это, пока не получится | ||||
8 | Я никогда не буду играть в такую игру, которую не знают другие | ||||
9 | Лучше делать всё привычным способом, чем искать новые | ||||
10 | Мне нравится выяснять, обстоит ли что-то так, как об этом говорят | ||||
11 | Я люблю открывать для себя новые виды деятельности | ||||
12 | Мне всегда очень нравится заводить новых друзей | ||||
13 | Я люблю представлять то, чего со мной никогда не было | ||||
14 | Я никогда не мечтаю о том, что смогу стать известной творческой личностью | ||||
15 | Иногда мои идеи так интересны мне, что я могу позабыть про всё на свете | ||||
16 | Жить и работать на космической станции было бы гораздо лучше, чем на Земле | ||||
17 | Когда я не знаю, что будет дальше, я начинаю нервничать | ||||
18 | Мне нравится всё необычное, всё то, что не похоже на привычные вещи | ||||
19 | Часто я пытаюсь представить себе мысли других людей | ||||
20 | Я люблю читать рассказы и смотреть передачи о событиях прошлого | ||||
21 | Я люблю обсуждать свои идеи вместе со своими друзьями | ||||
22 | Даже если я ошибаюсь или делаю что-то неправильно, я остаюсь спокоен | ||||
23 | В будущем я бы хотел сделать нечто такое, чего никто не делал прежде | ||||
24 | Я подбираю себе друзей, которые делают всё, как обычно | ||||
25 | Меня часто не устраивают многие из существующих правил и ограничений | ||||
26 | Я люблю решать даже такие задачи, в которых нет правильного ответа | ||||
27 | Есть много всего, с чем я хотел бы провести эксперименты | ||||
28 | Если однажды я найду ответ на вопрос, я больше не стану искать других ответов | ||||
29 | Мне никогда не нравились публичные выступления | ||||
30 | Во время чтения книги или просмотра фильма я представляю себя главным героем | ||||
31 | Мне нравится представлять, как жили люди в прошлом | ||||
32 | Я не люблю, когда мои товарищи проявляют нерешительность | ||||
33 | Мне нравится разбирать старые коробки и чемоданы просто ради любопытства | ||||
34 | Я бы хотел, чтобы мои родители и наставники никогда не менялись | ||||
35 | Я всегда стараюсь доверять своей интуиции и внутреннему чутью | ||||
36 | Мне нравится что-то предполагать, а затем поверять, был ли я прав | ||||
37 | Я люблю играть в игры, в которых нужно просчитывать свои действия | ||||
38 | Мне всегда было интересно устройство различных механизмов | ||||
39 | Мои лучшие друзья всегда критикуют глупые идеи | ||||
40 | Мне нравится придумывать что-то, пусть даже это и неприменимо на практике | ||||
41 | Я люблю, когда всегда и везде соблюдается порядок | ||||
42 | Я бы хотел искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть позже | ||||
43 | Мне нравится делать что-то новое, чтобы узнать, что получится | ||||
44 | В любимые игры я играю ради удовольствия, а не чтобы выиграть | ||||
45 | Я люблю думать о чём-то таком, что никому ещё не приходило в голову | ||||
46 | Если я вижу картину, на которой кто-то изображён, я хочу узнать, кто это | ||||
47 | Мне нравится перелистывать журналы и книги просто ради интереса | ||||
48 | Мне кажется, что на многие вопросы можно дать один верный ответ | ||||
49 | Мне нравится спрашивать о чём-то таком, о чём другие обычно не спрашивают | ||||
50 | И на работе и дома у меня всегда есть много интересных дел |
Обработка результатов теста
Оценка результатов данного опросника основывается на четырёх ключевых факторах, о которых мы говорили выше, т.к. они тесно взаимосвязаны с творческим потенциалом человека. В итоге мы получаем четыре показателя, относящиеся к каждому из факторов («сырую» оценку), и один суммарный показатель.
Для получения результатов нужно сопоставить ответы с нижеприведённым ключом.
Ключ к тесту
Ключ по четырём факторам:
Любознательность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):
- Ответ «Согласен» на вопросы: 2,3, 11, 12, 19, 27 ,33, 37, 38, 47, 49
- Ответ «Не согласен» на вопросы: 28
- Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
- Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
Воображение (проставьте по 2 балла за каждый ответ):
- Ответ «Согласен» на вопросы: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46
- Ответ «Не согласен» на вопросы: 14, 20, 39
- Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
- Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
Сложность (проставьте по 2 балла за каждый ответ):
- Ответ «Согласен» на вопросы: 7, 15, 18, 26, 42, 50
- Ответ «Не согласен» на вопросы: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48
- Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
- Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
Склонность к риску (проставьте по 2 балла за каждый ответ):
- Ответ «Согласен» на вопросы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44
- Ответ «Не согласен» на вопросы: 5, 8, 22, 29, 32, 34
- Ответ «Согласен отчасти» оценивается как «+1» (на эти же вопросы)
- Ответ «Затрудняюсь с ответом» оценивается как «-1» (на эти же вопросы)
В представленном случае все четыре фактора креативности определяются с основой на положительные и отрицательные ответы, которые оцениваются в 2 балла, ответы «Согласен отчасти», которые оцениваются в 1 балл, и ответы «Затрудняюсь с ответом», которые оцениваются в -1 балл. При помощи этой оценочной шкалы можно указать недостаточно творческому человеку на его недостатки и показать, над чем стоит поработать.
Если все данные вами ответы совпали с ключом, ваш общий «сырой» балл будет равен 100 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом». Если же вы на все утверждения отвечали «Согласен отчасти», то «сырой» балл может составить 50 в том случае, если вы не отвечали «Затрудняюсь с ответом».
Итоговый количественный показатель какого-либо фактора можно определить, если сложить все ответы, которые совпадают с ключом, с ответами «Согласен отчасти», а затем вычесть ответы «Затрудняюсь с ответом».
Чем выше будут «сырые» баллы человека, который испытывает положительные чувства относительно самого себя, тем более высокими показателями по каждому из факторов он обладает. И чем больше будет общая сумма по всем баллам, тем более развит его творческий потенциал.
Методика исследования творческого воображения
Автор - Столяренко Л.Д.
Цель: оценка особенностей творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:
• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
Шкала оценки творчества
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.
Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.
Методика «Простые аналогии»
Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.
Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.
Тестовый материал
1. Лошадь : Жеребёнок = Корова : ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
2. Тонкий : Толстый = Безобразный : ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
3. Свинец : Тяжёлый = Пух : ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
4. Ложка : Каша = Вилка : ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
5. Яйцо : Скорлупа = Картофель : ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
6. Коньки : Зима = Лодка : ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
7. Ухо : Слышать = Зубы : ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
8. Собака : Шерсть = Щука : ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
9. Пробка : Плавать = Камень : ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
10. Чай : Сахар = Суп : ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
11. Дерево : Сук = Рука : ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
12. Дождь : Зонтик = Мороз : ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
13. Школа : Обучение = Больница : ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
14. Песня : Глухой = Картина : ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
15. Нож : Сталь = Стол : ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
16. Рыба : Сеть = Муха : ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
17. Птица : Гнездо = Человек : ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
18. Хлеб : Пекарь = Дом : ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
19. Пальто : Пуговица = Ботинок : ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
20. Коса : Трава = Бритва : ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
21. Нога : Сапог = Рука : ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
22. Вода : Жажда = Пища : ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
23. Электричество : Проволока = Пар : ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
24. Паровоз : Вагоны = Конь : ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
25. Алмаз : Редкий = Железо : ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
26. Бежать : Стоять = Кричать : ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
27. Волк : Пасть = Птица : ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
28. Растение : Семя = Птица : ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
29. Театр : Зритель = Библиотека : ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
30. Железо : Кузнец = Дерево : ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
31. Нога : Костыль = Глаза : ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
32. Утро : Ночь = Зима : ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.
Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ответ | 4 | 1 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Таблица: ключ к тесту (вопросы 17–32)
Вопрос | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
Ответ | 5 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 1 | 2 | 5 | 3 | 3 | 2 | 4 |
Интерпретация результатов
Правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 32.
Таблица: коридоры итоговых баллов
Количество баллов | Интерпретация результатов, рекомендации |
0-4 | недопустимый уровень |
5–14 | низкий уровень, рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления |
15–24 | средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок |
25–30 | достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью |
31–32 | высокий уровень развития логического мышления |
Методика «Сложные аналогии»
Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана Э. А. Коробковой.
Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.
Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», т. е. выбрать в таблице «шифр», пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал: бланк методики (тестовый материал), бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция. На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры приведены в таблице «шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в «шифре» аналогу. Время выполнения задания – 3 мин.
Шифр
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
Тестовый материал
Ключ
Интерпретация результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий бережливость – скупость, прохлада – мороз.
РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ
Методика развития творческого воображения ТРИЗ Альтшуллера Г.С. - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ -- РТВ -- ТРТЛ.
- ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) - направлен на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи.
- РТВ (развитие творческого воображения) - направлен на управление воображением с целью создания новых образов.
- ТРТЛ (теория развития творческой личности) - направлен на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Рассмотрим этапы методики.
На первом этапе детей подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На втором этапе происходит выявление противоречий в объекте, явлении.
Третий этап - Разрешение противоречий.
Четвертый этап - Изобретательство, здесь основная задача: научить искать и находить свое решение.
Последний этап - решение проблемных задач: находить выход из любой сложной ситуации, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем.
В методики ТРИЗ стремятся развивать активную творческую личность, в основе которой лежит развитие творческого воображения через решение проблемных вопросов - творческих задач,.
Метод «Мозгового штурма» разработан Алексом Осборном
Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.
Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Формирование задачи.
- Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Оценка результата.
Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.
Этап 1. Формирование задачи.
В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В группах примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.
Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.
Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:
- любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
- участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
- поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.
Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.
В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.
Этап 3. Оценка результата.
Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.
Метод «Логическая цепочка» (Поспелов Д.А.)
Изучением развития навыка построения логической цепи рассуждений занимался Д.А. Поспелов. В своей книге «Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов» он рассмотрел данный процесс с учетом особенностей человеческого восприятия. Поспелов Д.А. выявил, что построение логической цепи подразумевает следующие умения:
1. обнаружение сходных признаков объектов;
2. абстрагирование от контекста (анализ компонентов производится по отдельности, а не рассматривается как единое целое);
3. установление причинно-следственных связей;
4. наглядное представление взаимосвязи объектов;
5. формулирование вывода на основе установленных причинно-следственных связей.
Таким образом, если учащийся испытывает серьезные трудности хотя бы с одним из вышеописанных умений, то процесс построения логической цепи рассуждений будет являться для него невозможным. Эти особенности следует обязательно принять во внимание при планировании уроков, направленных на развитие данного универсального действия.
В качестве инструмента для развития умения строить логическую цепь рассуждений могут быть использованы задания разного типа: примеры, уравнения, задачи. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого не всегда ясно, как действовать и какие методы использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задания предполагают разнообразие путей решения, которые не являются линейными. В качестве ответа такой задачи может быть несколько вариантов, однако решение должно быть применимо к достижению требуемого результата. В отличие от задач закрытого типа, которые хороши для отработки конкретного приема решения, задачи открытого типа как правило применяются в качестве инструмента для формирования логических универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что такие задачи предполагают творческий подход и предоставляют ученику возможность для демонстрации своей креативности, а их решение происходит преимущественно за счет использования логических операций.
Для того, чтобы задачи открытого типа являлись действительно эффективным инструментом для развития умения строить логические цепочки, необходимо соблюдать следующий ряд условий:
1. условия задачи должны быть понятны ученику, он должен четко понимать цель своей работы;
2. задача должна содержать противоречие и вызывать исследовательский интерес для нахождения способа ее решения;
3. задача должна позволять проявить ученику свой творческий подход и дать почувствовать себя субъектом обучения;
4. условия задачи должны соответствовать уровню развития ученика, при необходимости стоит предоставить задания с выбором уровня сложности;
5. задача должна подразумевать несколько вариантов решения и не иметь четкого алгоритма решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2017, С.139-141.
- Потребность в достижении / О.П.Елисеев Практикум по психологии личности – СПб., 2018. С.427-428.
- Изучение потребности в достижении / Практикум по возрастной психологии. Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб., 2017. С.497-498.
- Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2018. - 419 с.
Интернет- ресурсы:
1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/
2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей.
Карта интересов младшего школьника. Карта способностей. Мониторинг способностей. Анкеты для родителей по выявлению способностей. Схема анализа...
Работа по выявлению и развитию способностей студентов
Большую работу по сохранению памяти о воинах-интернационалистах проводят студенты техникума. На протяжении последних пяти лет мы принимаем активное участие в республиканском конкурсе-конференци...
Работа по выявлению и развитию способностей студентов
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся: - равные возможности для всех студентов;- профессиональная культура педагога;- создание ситуации успешности;- мотивация обучающихся;- качест...
Работа по выявлению и развитию способностей студентов
Научная работа студента (НИР) представляет собой форму самостоятельной работы студентов, направленной на овладение навыками научно-исследовательской работы, и является важным этапом их...
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся 5-6 лет к интеллектуальной деятельности
Срок реализации: 1 год....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...