Статья на тему: "Специфика обучения математике детей с недоразвитием интеллекта"
статья
Основными задачами обучения детей с недоразвитием интеллекта является максимальное преодаление недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы, подготовка к участию их в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_obucheniya_matematike_detey_s_nedorazvitiem_intellekta.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика обучения математике детей с недоразвитием интеллекта
Наиболее распространенной формой организации обучения умственно отсталых детей являются специальные коррекционные школы VIII вида. В этих школах с 7-8 лет умственно отсталые дети учатся по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Уроки проводят специалисты-дефектологи.
Основные задачи школ VIII вида:
- максимально преодолеть недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников;
- подготовить их к участию в производительном труде;
- социально адаптировать в условиях современного общества.
Школьное обучение продолжается 8-10 лет. На протяжении всего этого периода на основе дифференцированного и индивидуального подхода создаются благоприятные условия для развития каждого умственно отсталого учащегося.
В школе VIII вида преподают общеобразовательные предметы (русский язык, чтение, математику, географию, естествознание, историю, рисование, черчение, музыку, физкультуру) и специальные (коррекционные). В младших классах (1-4) такими специальными занятиями являются уроки по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, ритмика, логопедия, а в старших классах (5-9) – социально-бытовая ориентировка (СБО).
Важное место в специальных школах отводится трудовому обучению. Трудовая подготовка рассматривается как основа жизненной адаптации и социализации. Трудовое обучение уже с 4 класса носит профориентированный характер, т.е. учащиеся осваивают доступные им профессии: слесарные, столярные, швейные, картонажно-переплетные и т.д.
Специальная форма организации учебных занятий – индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
С целью социализации умственно отсталых учащихся значительное место в школах VIII вида отводится воспитательной работе. Основные задачи этой работы: сформировать правильную оценку окружающих и самих себя, нравственное отношение к социуму, положительные качества личности, умение общаться, обслуживать себя и др. Специфическая задача воспитательной работы в специальной школе – повысить регулирующую роль интеллекта в поведении школьников в разных ситуациях и в разных видах деятельности.
В школах VIII вида применяются разные формы организации обучения.
Индивидуальная форма организации обучения применяется, когда дети имеют тяжелые или множественные нарушения в развитии. В этих случаях в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, т.к. ребенок не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями познавательной деятельности, поведения и личности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и медицинской поддержки и пошагового контроля. Таким образом, организуется обучение детей с умеренными и тяжелыми степенями умственной отсталости и сопутствующими дефектами.
Индивидуальная форма организации учебного процесса применяется также при обучении ребенка в домашних условиях.
Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения или тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная система, урок является одной из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы школьников. Его отличия от других организационных форм учебной работы состоят в следующем:
- состав группы учащихся постоянен;
- деятельностью всех школьников с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
- ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке.
В то же время в специальном образовании существует система пропедевтической работы. Подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке организуется педагогом заранее, через систему разнообразных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса относятся экскурсии, внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков).
К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).
У умственно отсталых детей имеются свои возможности в отношении овладения знаниями, умениями и навыками. Однако овладевают они знаниями с большими трудностями, чем нормально развивающиеся дети.
На уроках в школах VIII вида разрешаются воспитательные и образовательные задачи. При этом важнейшей задачей каждого урока является коррекция недостатков развития личности умственно отсталого ребенка, создание наиболее благоприятных условий для мобилизации и использования компенсаторных сил детей и возможностей их развития.
На уроке развивается познавательная деятельность учащихся, формируются положительные качества их личности, осуществляется подготовка учащихся к жизни, к общественно-полезному труду.
Наличие у таких детей специфических особенностей психики, обусловливающих своеобразное протекание их учебной деятельности, требует введения существенных изменений в содержание обучения: это включение специальных занятий (по логопедии и т.п.) и упрощение изучаемого материала. Наряду с этим возникает необходимость применения особых форм организации педагогического процесса.
В школе VIII вида особенно велика руководящая и направляющая роль учителя. Учитель непосредственно организует учебную деятельность и всех учащихся класса и каждого ребенка в отдельности. Но процесс обучения не может протекать продуктивно, если дети не умеют учиться. Необходимо воспитывать это умение у детей, которые часто поступают в школу, не имея еще готовности к учению. Отсутствие этой готовности резко проявляется у умственно отсталых детей в 1 и 2 классах, т.к. у них не развиты учебные интересы и умение организовать свою деятельность согласно требованиям учителя.
Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению; использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т.д. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного материала. Речь идет не только о дидактических играх, но и играх-драматизациях, моделирования реальных ситуаций.
Однако имеются семьи, в которых родители пытаются ставить перед ребенком определенные требования и добиваются некоторых успехов. Поэтому умственно отсталые дошкольники имеют разный уровень подготовленности.
Фронтальная работа на уроках неразрывно связана с индивидуальными формами работы, которым уделяется большое внимание и на которые отводится много времени. Так, предлагая всему классу выполнить упражнение, учитель может несколько сократить его для учеников, отличающихся замедленным темпом письма; на уроках арифметики учащиеся могут получать индивидуальные, различные по трудности задания. Такое положение обусловлено особенностями состава учащихся коррекционной школы. Дефекты учеников различны в силу неоднородности тех причин, следствием которых они являются. Различными оказываются условия жизни и воспитания детей. Одни дети учатся ровно и относительно успешно по всем предметам школьного курса, другие оказываются среди неуспевающих по какому-либо одному предмету в силу локальных поражений центральной нервной системы, третьи не могут идти в ногу со своими товарищами по классу, т.к. не имеют привычки трудиться.
В классах коррекционных школ нередко находятся такие учащиеся, с которыми надо проводить индивидуальные занятия не только на уроке, но и во внеурочное время. Среди учащихся коррекционной школы находятся дети, у которых имеются те или иные нарушения речи. Для них организованы специальные систематические индивидуальные занятия, имеющие целью исправление дефектов произношения и развитие речи. Эти занятия проводятся логопедами. Продолжительность индивидуальных занятий с логопедом различна и зависит от степени и особенности речевого дефекта.
Урок в коррекционной школе представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:
- содержания, проявляющегося через различные источники – слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, материалы периодики, художественную литературу, средства наглядности и т.д.;
- различных звеньев обучения – формирования новых знаний (усвоения нового материала); закрепления, проверки усвоения; повторения: использования новых знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;
- различных методов и приемов обучения;
- коррекционной направленности урока.
Следовательно, на каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционная.
Особое значение в коррекционной школе на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматическое развитие организма – на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия – на уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки.
Любой урок активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной деятельности.
Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки самостоятельной работы; настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совестной деятельности, и т.д.
В свою очередь воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требуют больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы (естественно, с учетом особенностей контингента учащихся данного класса).
На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся. Ученикам легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан со знаниями, которые стали личным достоянием учеников, с местными природными и социальными особенностями. При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.д., что помогает добиться оптимального сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке.
Всякий урок требует от учителя контроля за учебной деятельностью учащихся, который позволяет ему определить характер понимания и усвоения детьми учебного материала, уровень сформированности умений и навыков. Анализ процесса обучения помогает учителю вводить необходимые коррективы с целью развития положительный и снижения отрицательных моментов урока.
Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т.д.
Дидактическая задача урока является основание для выделения следующих основных типов уроков:
- вводный урок – осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;
- урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала. Желательно, чтобы каждый компонент структуры урока сосредотачивал внимание учащихся на положениях нового материала;
- обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам. Одна из особенностей систематизации и обобщения заключается в том, что учитель сам объясняет мало, а преимущественно руководит и направляет познавательную деятельность учащихся. Это особенно важно для коррекции таких форм мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных фактов, явлений;
- контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно. Дифференцированный подход к учащимся реализуется путем подбора различных по объему и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
- урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности. Успех урока во многом зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класс. Главное здесь – правильно найти степень трудности упражнений и заданий: не слишком трудные, но и не слишком легкие;
- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы – объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т.д. Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным в коррекционной школе, т.к. помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
По своей организации от традиционных форм отличаются уроки
профессионально-трудового обучения в учебных мастерских.
Обучение математике – одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни. Достижение цели работы школы VIII вида – социальной адаптации умственно отсталых школьников – предполагает решение на уроках математики образовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач.
В процессе обучения математике учащиеся приобретают систему знаний: выучиваются считать устно, производить письменные вычисления, решать арифметические задачи, производить простейшие практические необходимые измерения. Все это в значительной мере повышает общее образование школьника, расширяет его кругозор, способствует пониманию законов развития природы и человеческого общества, содействует активному познанию окружающей действительности и более осознанной подготовке к жизненно-практической деятельности. В этих целях учителем коррекционной школы обеспечивается систематическое изложение курса математики и все условия для сознательной, активной учебной деятельности школьников на уроках и при выполнении самостоятельных заданий вне уроков.
Воспитательное значение обучения математики заключается в том, чтобы развить логическое мышление, расширить и обогатить речь, приучить учащихся организованно и самостоятельно заниматься, выполняя поставленные задания, развить внимание и память, научить работать точно и четко, соблюдая правила и учитывая установленное время.
Практическое значение обучения математике умственно отсталого школьника чрезвычайно велико. Научить учащихся считать, измерять, взвешивать необходимо на уроках математики, подбирая соответствующие поставленной задаче упражнения и виды практической деятельности, оснащая уроки учебными пособиями (часы, весы, единицы измерений длины, площадей и объемов). Каждое умение учащегося необходимо доводить до точного и четко выполняемого навыка.
Работа по формированию элементарных математических представлений начинается в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Концентрическое распределение учебного материала в программах специальных дошкольных и школьных учреждений позволяет обеспечить преемственность в изучении математики в детском саду и школе для детей с нарушениями интеллекта, создает условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности, непрерывного повторения учебного материала.
В программе по математике учтены различные возможности умственно отсталых учащихся в овладении учебным материалом. В ней содержится перечень обязательных и необязательных знаний и умений, которыми должны овладеть школьники при переходе в следующий класс и при завершении обучения в специальной школе.
На уроках математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических), обучением решению задач происходит коррекция недостатков познавательной деятельности и личности учащихся специальной школы, а также в какой-то мере их социальная адаптация.
Задача учителя математики на уроке не только обеспечить восприятие, осмысление и запоминание знаний, выработку умений и навыков, но и научить применять эти знания сначала в сходной, а затем и в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно практических задач.
Особенности содержания учебного материала по математике, предусмотренного программой специальной школы, отражаются на построении и содержании уроков математики. Программой по математике предусмотрено изучение арифметического и геометрического материала, знакомство учащихся с величинами, единицами измерения и измерительными инструментами. Поэтому нередко в один урок математики включается материал из разных разделов, что влияет на его организацию, структуру, на выбор методов и приемов.
Необходимость формирования определенных математических понятий, а также выработка умений и навыков, которые требуют разнообразия видов как умственной, так и практической деятельности учащихся, определяют специфику уроков математики.
На одном уроке математики учитель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель планирует только познакомить учащихся и первоначально его закрепить, другой материал на этом же уроке нужно углублять, обобщать, систематизировать, какие-то знания требуют закрепления и выработки прочных умений и навыков, а также использования их в новых ситуациях. В урок включается нередко материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний.
Усвоение знаний учащимися на уроке происходит на разных уровнях. Одним учащимся доступно лишь восприятие, осмысление нового материала. Другие уже могут использовать эти знания в сходной ситуации. Потребуется неодинаковое количество уроков для учащихся одного и того же класса, чтобы они запомнили новый прием вычисления, новое свойство действий, чисел или фигур и смогли его использовать при решении задач не только в сходной, но и в новой ситуации.
Для того чтобы учитывать и различный уровень усвоения знаний учащимися, и постепенность изучения материала, необходимо четко планировать материал, ясно представлять себе всю систему уроков по теме, познавательные возможности учащихся, а также состояние их знаний, умений и навыков.
Урок математики следует рассматривать как логически завершенную часть всего учебного процесса в системе уроков математики.
Система уроков дает возможность логически обоснованно работать над определенным понятием, целенаправленно формировать у учащихся определенные умения и навыки.
При планировании системы уроков надо учитывать, что учащихся необходимо заблаговременно подвести к восприятию нового материала. Этому надо отвести специальное время.
Затем планируется знакомство учащихся с новым материалом, т.е. восприятие, осмысление, первичное закрепление знаний. Последующие уроки должны быть посвящены закреплению знаний, выработке умений и навыков.
Следующим этапом усвоения знаний является повторение, обобщение, систематизация знаний, использование их в новых ситуациях.
Характерным для уроков математики в школе VIII вида является непрерывная повторяемость уже полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение и них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование, создание таких жизненных ситуаций, в которых бы учащиеся могли использовать ранее приобретенные знания. Именно непрерывность повторения даст возможность сократить время, специально отведенное на повторение в конце четверти и учебного года. Игнорирование требований непрерывности повторения при планировании системы уроков по теме или разделу приводит к тому, что учащиеся из-за слабой памяти, быстроты сглаживания существенных признаков изученных понятий уподобляют их сходным или контрастным понятиям, что нередко приводит к необходимости не повторения, а объяснения вновь ранее изученного материала.
Особое значение на уроках математики имеет углубленная работа над речью ученика, обогащение его математического словаря, замена расплывчатой и часто неясной речи ученика четкой математической терминологией. Можно широко использовать словарную работу при решении задач. Без особого труда можно выделить ряд величин, с которыми учащимся приходится часто встречаться в жизни (покупки – продажи, движение, вычисление площадей, объемов и др.). На уроках математики словарная работа проводится в тесной связи с изучением учебного материала, практической деятельности учащихся и формирование математических понятий. Для обогащения речи учащихся полезно завести тетрадь-словарь математических терминов. Вся эта работа позволяет глубже решать задачи коррекции мышления речи учащихся.
Виды уроков математики определяются в первую очередь теми основными дидактическими целями, которые на них решаются. Но несмотря на многообразие дидактических целей одного урока, всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от логики процесса обучения в математике различают несколько видов уроков:
Уроки сообщения новых знаний. В специальной школе редко проводятся уроки, которые целиком посвящены изучению новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся, которым целесообразнее сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением. Но все же бывают уроки, особенно в старших классах, на которых большая часть времени отводится на ознакомление с новыми знаниями и на их первичное закрепление. Остальные этапы урока, как правило, подчинены также основной дидактической цели урока, на них учитель старается повторить с учащимися пройденный материал и подготовить их восприятию новых знаний. Нередко сообщению знаний предшествует постановка перед учащимися определенной жизненной задачи (проблемы), для решения которой они ощущают недостаток имеющихся знаний, необходимость их восполнения. Наличие такой ситуации перед сообщением новых знаний заинтриговывает учащихся, позволяет создать положительное отношение к восприятию новых знаний, атмосферу заинтересованности и тем самым способствовать созданию благоприятных условий для работы учителя и учеников.
Урок сообщения новых знаний может иметь структуру: 1) организация учащихся на урок; 2) проверка домашнего задания; 3) устный счет; 4) подведение учащихся к восприятию нового материала; 5) сообщение темы и цели; 6) ознакомление учащихся с новым учебным материалом; 7) первоначальное закрепление нового материала; 8) самостоятельная работа учащихся; 9)задание на дом. В зависимости от целей урока и его структуры длительность этих этапов может изменяться.
Структура урока сообщения новых знаний может быть и другой. Например, не всегда целесообразно включать в этот урок проверку домашнего задания: знания, которые учащиеся применяли при выполнении домашней работы, могут быть связаны с новым материалом и не помогут его восприятию и осмыслению. В этом случае учитель собирает тетради для проверки выполнения домашних заданий. И не всегда на уроке сообщения новых знаний проводится и устный счет. Если основной дидактической целью на уроке является ознакомление учащихся со свойствами геометрических фигур, новыми величинами, единицами их измерения или новыми измерительными приборами и правилами их использования, то вместо устного счета целесообразно воспроизвести такие знания и умения учащихся, которые позволили бы связать их с новыми знаниями и включить в общую систему знаний, умений.
Сообщение темы и цели урока может предшествовать объяснению нового материала, но может быть сделано и после ознакомления учащихся с новым приемом вычисления, свойством и т.д., как итог, вывод после объяснения.
При сообщении новых знаний учитель осуществляет дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их возможностей. Наиболее сильным учащимся он предоставляет возможность самостоятельно разобраться в решении нового примера по образцу, данному на карточке или в учебнике, для остальных учащихся проводит объяснение, активизируя восприятие вопросами к средним учащимся, требуя от слабых учащихся повторения некоторых моментов. В этом случае восприятие новых знаний будет более активным и ответит возможностям каждого ученика данного класса.
Не всегда урок сообщения новых знаний включает самостоятельную работу учащихся. К планированию этого этапа урока учителю приходится подходить дифференцированно. Одни учащиеся после ознакомления с новым материалом и выполнения нескольких заданий под руководством учителя могут самостоятельно выполнить аналогичное задание, другие самостоятельно это сделать не первом уроке не могут. Эти учащиеся еще некоторое время (индивидуально для каждого) будут выполнять задание только с помощью учителя, при наличии наводящих вопросов, а может быть, и дополнительных разъяснений.
Уроки закрепления знаний. Основная дидактическая цель этих уроков направлена на закрепление новых знаний, формирование умений и выработку навыков требуют значительного числа упражнений и длительного времени, то урокам такого вида отводится существенное место в процессе обучения математике в специальной школе. Поэтому можно говорить о системе уроков закрепления, на каждом из которых может быть достигнут разный уровень закрепления: от первоначального закрепления знаний и выработки умений до формирования автоматизированных навыков, а также до использования знаний в новых ситуациях при решении жизненных задач. Из-за неоднородности состава учащихся каждого класса, различных возможностей в усвоении ими математических знаний уровень закрепления знаний и формирование умений и навыков на одном и том же уроке у разных учеников различен. В этом случае требуется дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей. На уроках закрепления знаний большое место отводится упражнениям в закреплении нумерации, устным вычислениям, решению задач и примеров, выполнению измерительных и чертежных работ и т.д.
Эффективность разных видов упражнений зависит от содержания материала, а также от характера заданий, предлагаемых ученикам. Важно правильно распределить упражнения, которые выполняются под руководством учителя и самостоятельно. Кроме того, необходимо соблюдать правильное соотношение между упражнениями обучающими и тренировочными.
На первых уроках закрепления и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний. На последующих уроках все большее мести должны находить самостоятельные работы, выполнение упражнений творческого характера, имеющих развивающее, корригирующее значение, упражнений, в которых учащиеся получали бы и навыки самоконтроля.
Уроки закрепления знаний могут быть разнообразны по структуре. В состав таких уроков могут входить следующие этапы: проверка домашнего задания, упражнения в устном счете, сообщение темы и цели урока, упражнения в решении задач и примеров под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся в решении примеров, задач, выполнение чертежных, измерительных работ, проверка самостоятельной работы, задание на дом, подведение итогов, оценка знаний.
Уроки повторения и обобщения пройденного. Повторение пройденного имеет целью углубить, обобщить и систематизировать материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся, использовать знания в новых ситуациях. Повторение в процессе обучения математике проводится на разных этапах: в начале учебного года после изучения определенной темы, раздела, в конце четверти и конце учебного года. Целью таких уроков повторения, которые проводятся в начале учебного года, является восстановление знаний учащихся за прошлый учебный год, их систематизация и постепенная связь с новым учебным материалом. Уроки повторения после изучения темы или раздела имеют целью углубить знания, усиленно фиксировать внимание учащихся на существенных признаках чисел, действий, геометрических форм, понятий и т.д., сопоставлять, сравнивать сходные и контрастные понятия, действия, использовать знания в новых ситуациях, в трудовой деятельности учащихся, при решении жизненно практических задач.
Структура уроков повторения может быть самой разнообразной и зависеть в первую очередь от цели урока, содержания повторяемого материала.
Уроки проверки знаний, умений и навыков. Проверка знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке математики.
В отдельные уроки включаются небольшие письменные проверочные работы, на которые отводится 10-15 минут, но проводятся и специальные уроки самостоятельных и контрольных работ, на которые отводится большая часть урока. Такие уроки обычно проводятся после изучения темы или раздела в конце четверти и года. Эти уроки включают следующие, почти всегда одинаковые этапы: 1) организация учащихся на уроке; 2) сообщение цели урока; 3) ознакомление с содержанием контрольной работы и порядком ее выполнения; 4) самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися.
Для учащихся, которые занимались по упрощенной программе или по индивидуальным программам, составляется контрольная работа в соответствии с их программой.
Контрольные работы, как правило, включают задачи, примеры, задания на проверку знания нумерации, свойств геометрических фигур, измерительных и чертежных навыков.
Некоторые контрольные работы, особенно те, которые проводятся после изучения определенной темы, могут включать меньшее количество видов заданий и ограничиваться лишь проверкой умения решать задачи или примеры или проверкой знания нумерации, чертежных и измерительных навыков и т.д. Такие работы могут быть рассчитаны не на целый урок, а на 10-15 минут.
Учитель проверяет контрольные работы и тщательно анализирует допущенные в них ошибки.
В последующий урок включается работа над ошибками как один из этапов урока. Сначала решаются примеры и задачи, в которых было допущено больше всего ошибок, затем решаются примеры и задачи, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. К доске вызываются, как правило, ученики, допустившие в контрольной работе ошибки. Если эти ученики вновь допускают ошибки, то учитель проводит дополнительные разъяснения, дает этим ученикам индивидуальную работу, чтобы ликвидировать их пробелы в знаниях.
Комбинированные уроки. Комбинированные уроки являются наиболее распространенными. Они включают в себя и повторение ранее полученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков, и учет знаний.
В комбинированные уроки, особенно в младших классах, включается как арифметический, так и геометрический материал. Комбинированные уроки позволяют осуществить непрерывность повторения математических знаний, сформировать умения и навыки, использовать знания в новых ситуациях, изучать новый материал небольшими порциями, что является наиболее доступным для умственно отсталых учащихся.
Дидактической целью определяется и структура урока. Каждый этап урока ограничен определенным временем. На уроках математики в школе VIII вида наиболее широкое распространение получили следующие этапы: проверка домашнего задания, устный счет, подготовка учащихся к восприятию нового материала путем воспроизведения имеющихся знаний или опоры на жизненный опыт, наблюдения учащихся, сообщение темы и цели урока, сообщение нового материала, первичное закрепление знаний под руководством учителя, закрепление ранее изученных знаний при решении примеров и задач, самостоятельная работа учащихся и ее проверка, выполнение измерительных и чертежных работ и формирование умений и навыков, повторение, систематизация знаний, использование их в условиях, отличных от тех, в которых они были получены, задание на дом, подведение итогов урока. Индивидуальный опрос учащихся, оценка их знаний могут также являться отдельными этапами урока.
Перечисленные этапы урока, которые определяют его структуру, естественно, не могут быть включены в каждый урок математики. Наличие тех или иных этапов в уроке определяется в первую очередь его основной дидактической целью. Они зависят также от уровня состояния знаний учащихся, степени овладения ими умениями и навыками.
Уроки математики часто считают неинтересными, «сухими», не вызывающими у учащихся эмоциональных переживаний. А.А Хилько считает, что достичь эмоциональной отзывчивости помогают средства наглядности. Уроки с использованием кино- и видеоматериалов запоминаются детям лучше в силу большого эмоционального воздействия. Материал, предложенный на таких уроках, усваивается ими быстрее и более прочно. Но, к сожалению, специальных учебных фильмов по математике для школ VIII вида, учитывающих специфику познавательной деятельности умственно отсталых детей, нет. Учителю приходится работать с фильмами, предназначенными для учеников массовой школы, очень тщательно отбирая эти фильмы и соответствующим образом подготавливая учащихся к их восприятию.
Для формирования и поддержания интереса учащихся к математике могут послужить упражнения следующего содержания: произвести необходимые измерения для предстоящей окраски стен и дверей в классе, вычислить количество краски, необходимой для этой работы; произвести необходимые измерения на школьном участке, составить план его в тетрадях в определенном масштабе. Такие практические работы очень нравятся ученикам, вызывают у них интерес к самостоятельной деятельности. На первый план выступает осознание практической значимости умения решать арифметические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей с недоразвитием интеллекта.
Отчет по самообразованию....
Игровые технологии при обучении математике детей с нарушениями интеллекта.
Психолого-педагогическое обоснование использования игровых технологий в процессе обучения детей с нарушением интелекта. Применение игровых технологий на уроках математики в школе VIII вида....
Статья на тему: "Специфика обучения учащихся с ЗПР в специальной коррекционной школе"
Материал на тему: "Специфика обучения учащихся с ЗПР в специальной коррекционной школе"...
Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения - необходимый элемент культуры современного чело...
Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".
Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста"...
Статья на тему: "Специфика деятельности педагога-организатора отделения дополнительного образования детей"
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для ...