Рабочая программа "Математика 5 класс"
рабочая программа по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
Принято на заседании педагогического совета ГБОУ СОШ № 6 Василеостровского района Санкт-Петербурга Протокол № от «___» ___2020г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №6 ___________________ /______________/ | «Утверждено» Директор ___________________ /В.В.Лебедев/ Приказ № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
«МАТЕМАТИКА»
для 5а,б класса
Срок реализации:_______2020-2021 год
Количество часов: 170 в год, 5 часа в неделю
ФИО учителя: Медведева Ирина Владимировна
Категория учителя:высшая
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС
Рабочая программа разработана
на основе программы по предмету В. И. Жохова
Учебник: Математика 5 класс. Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др.
«Мнемозина» 2019
издательство год издания
2020/ 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по математике, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Общая характеристика предмета.
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, приложение (календарно-тематическое планирование, УМК, контрольные работы, критерии оценивания).
1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова и др. / В. И. Жохов «Мнемозина» 2015 г
- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»; распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»
- санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.2. Цели и задачи.
Цели изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
- Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
- Развивать познавательные способности;
- Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по математике определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы.
В соответствии с учебным планом курсу алгебры на ступени общего образования предшествует курс «Математика», включающий определенные алгебраические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу алгебра и начала анализа курс «Математика» является пропедевтическим.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа не имеет существенных отличий от рабочей программы под редакцией В. И. Жохова.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа линии УМК «Математика» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. Математика в основной школе изучается с 5 по 11 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 875, из них 170 ч (в неделю: 5 часов) в 5 классе.
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 170 учебных часа в год (5 часов в неделю).
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.
1.10 Механизмы формирования ключевых компетенций:
Содержание курса «Математика» 5 класса в значительной степени опирается на материал пропедевтического курса «Математика» начальной школы. Раздел математики в 5 классе должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов математики, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:
- ценностно-смысловая компетенция,
- общекультурная компетенция,
- учебно-познавательная компетенция,
- информационная компетенция,
- коммуникативная компетенция,
- социально-трудовая компетенция,
- компетенция личностного самосовершенствования.
Данные компетенции формируются через УУД.
Ожидаемые результаты в конце 5 класса:
Личностными результатами обучения математики в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения математики:
- уметь точно, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
- представлять математическую науку, как сферу человеческой деятельности, представлять этапы ее развития и значимость для развития цивилизации;
- вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических обьектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
Важнейшие метапредметные результаты обучения математики:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
1.11. Требования к уровню подготовки учащихся по математике
Предметными результатами освоения выпускниками 5 класса программы по математике являются:
- Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная
дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
- представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
- решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить схематический чертёж или другую краткую запись (таблица, схема, рисунок) как модель текста задачи, в которой даны значения тройки взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию, при поиске решения задач, или от требования к условию;
- составлять план процесса решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений;
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях числового ответа задачи (делать прикидку);
- оперировать на базовом уровне понятиями: фигура на плоскости и тело в пространстве, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб;
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур;
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов;
- изображать изучаемые плоские фигуры и объёмные тела от руки и с помощью линейки;
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Источники математической информации
Выпускник 5 класса научится:
- использовать различные источники математической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать математическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- использовать различные источники математической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практических задач;
- представлять в различных формах математическую информацию, необходимую для решения учебных и практических задач;
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
- Оперировать[2] понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
- оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
- оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое;
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
- решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). Выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов.
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат.
- изображать изучаемые плоские фигуры и объёмные тела от руки и с помощью линейки и компьютерных инструментов;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
- характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
1.12. Виды и формы контроля.
Согласно уставу ГБОУ СОШ №6 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля являются:
- практическая работа
- контрольная работа
- тестирование
- рефлексия.
Содержание учебного курса «Математика»
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень контрольных работ по каждому разделу.
Учебно-тематический план
Название раздела (темы) | Количество часов | Контрольные работы | Проверочные работы | Проекты |
Повторение | 3 | |||
Глава 1. Натуральные числа | 75 | 20 | ||
Натуральные числа и шкалы | 15 | 1 | 5 | |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | 2 | 5 | |
Умножение и деление натуральных чисел | 27 | 2 | 6 | |
Площади и объемы | 12 | 1 | 5 | |
Глава 2. Десятичные дроби | 89 | 23 | 1 | |
Обыкновенные дроби | 23 | 2 | 8 | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | 1 | 4 | |
Умножение и деление десятичных дробей | 26 | 2 | 5 | 1 |
Инструменты для вычислений и измерений | 17 | 2 | 6 | |
Повторение. Решение задач | 10 | 1 | ||
Резерв | 3 | |||
Итого | 170 | 14 | 43 |
Глава 1. Натуральные числа
- Натуральные числа и их шкалы (12 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умение начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
- Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
- Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
- Площади и объемы (12 ч).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
- Обыкновенные дроби (23 ч).
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
- Умножение и деление десятичных дробей (24 ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
- Инструменты для вычислений и измерений (18 ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
- Повторение. Решение задач (11 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
- Резерв (4 ч)
Календарно - тематическое планирование
Тема | Временные ресурсы | Подтема (название урока) | Содержание (что планируется изучать) | Методы (действия учащихся) | Источники (ресурсы урока) | Самостоятельная работа | Планируемые сроки |
Повторение (3 часа) | |||||||
1 | 1 час | Повторение. Порядок выполнения действий.(закрепление знаний) | Действия с натуральными числами | Решают примеры, применяют знания порядка действий при решении примеров. | Подготовленные материлы к уроку | Сентябрь | |
2 | 1 час | Повторение. Решение текстовых задач(закрепление знаний) | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов. | Анализируют и осмысливают текст задачи, извлекают необходимую информацию , строят логическую цепочку. Оценивают результат | Подготовленные материалы к уроку | Сентябрь | |
3 | 1 час | Повторение. Решение текстовых задач. | Подготовленные материалы к уроку | Сентябрь | |||
Натуральные числа и шкалы (15 часов) | |||||||
4 | 1 час | Обозначение натуральных чисел. (открытие новых знаний) | Натуральные числа, натуральный ряд чисел, первое число натурального ряда, предшествующее и последующее числа | Читают и записывают многозначные числа; называют классы и разряды в записи натурального числа; верно используют в речи термины: цифра, число | Учебник с.5-9 | Разбор задачи на комбинаторику № 11 с.7 учебника | Сентябрь |
5-6 | 2 часа | Обозначение натуральных чисел.(закрепление знаний) | Натуральные числа, натуральный ряд чисел, первое число натурального ряда, предшествующее и последующее числа | Читают и записывают многозначные числа; называют классы и разряды в записи натурального числа; Верно используют в речи термины: цифра, число; Грамматически правильно читают встречающиеся математические выражения; определяют значимость числа. | Учебник с.5-9 | Сентябрь | |
7 | 1 час | Отрезок. Длина отрезка треугольник. | Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. | Распознают в окружающем мире геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч. Строят отрезок, называют его элементы, измеряют длину отрезка, выражают длину в различных единицах | Учебник с.10-16 | Сентябрь | |
8 | 1 час | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник(закрепление знаний) | Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. | Строят отрезок, называют его элементы, измеряют длину отрезка, строят отрезки заданной длины;выражают длину в различных единицах | Учебник с. 10-16 | Сентябрь | |
9 | 1 час | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Многоугольник. (закрепление знаний) | Изображают геометрические фигуры: отрезок, многоугольник. Называют многоугольники, их вершины и стороны. | Учебник с.10-16 | Развернутый ответ на вопрос: «Подумайте, какие математические знания вам могут потребоваться, если вы собрались пойти в бассейн» | Сентябрь | |
10 | 1 час | Плоскость. Прямая. Луч. | Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник и их взаимное расположение на плоскости. Измерение и построение отрезков. | Строят прямую, луч; называют точки, прямые, лучи, точки; распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: прямая, луч, плоскость, дополнительные лучи. | Учебник с 16-21 | Сентябрь | |
11 | 1 час | Плоскость. Прямая. Луч. | Учебник с. 16-21 | Сентябрь | |||
12 | 1 час | Шкалы и координаты | «штрих», «деление», «шкала», «координатный луч». | Строят координатный луч, изображают точки на нём; определяют координату точки на луче; Выражают одни единицы измерения массы в других; решают текстовые задачи | Учебник с.21-27 | Интеллект карта по теме: «Единицы измерения длины в Древней Руси» | Сентябрь |
13 | 1 час | Шкалы и координаты (закрепление) | Сентябрь | ||||
14 | 1 час | Сентябрь | |||||
15 | 1 час | Меньше или больше(открытие новых знаний) | меньше (больше), точка с меньшей (большей) координатой | Сравнивают числа по разрядам; записывают результат сравнения с помощью «>,<», «=» Решают текстовые задачи; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью схем, рисунков, строят логическую цепочку рассуждений. | Учебник с. 27-33 | Сентябрь | |
16 | 1 час | Меньше или больше(закрепление знаний) | Сентябрь | ||||
17 | 1 час | Меньше или больше(закрепление знаний) | Сентябрь | ||||
18 | 1 час | Контрольная работа № 1 | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Сентябрь | |
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч) | |||||||
19 | 1 час | Сложение натуральных чисел и его свойства (открытие новых знаний) | Сложение натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. | Выполняют сложение натуральных чисел; верно используют в речи термины: сумма, слагаемое; Устанавливают взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении, используют их при нахождении неизвестных компонентов; преобразовывают на основе свойств сложения числовые выражения | Учебник с. 33-41 | Сентябрь | |
20 | 1 час | Сложение натуральных чисел и его свойства (закрепление знаний) | Учебник с. 33-41 | Презентация: «Старинные единицы измерения в пословицах, поговорках и сказках» | Сентябрь | ||
21 | 1 час | Учебник с. 33-41 | Сентябрь | ||||
22 | 1 час | Используют различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения; Решают текстовые задачи | Учебник с. 33-41 | Сентябрь | |||
23 | 1 час | Учебник с. 33-41 | Октябрь | ||||
24 | 1 час | Вычитание (открытие новых знаний) | Вычитание натуральных чисел, свойства вычитания. Решение текстовых задач | Вычитают натуральные числа; прогнозируют результат вычисления, выбирая удобный порядок; Формулируют свойства вычитания натуральных чисел. Преобразовывают на основе свойств вычитания числовые выражения | Учебник с. 41-48 | Октябрь | |
25 | 1 час | Вычитание (закрепление) | Октябрь | ||||
26 | 1 час | Вычитание (Закрепление) | Октябрь | ||||
27 | 1 час | Вычитание (закрепление) | Октябрь | ||||
28 | 1 час | Контрольная работа №2 | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Октябрь | |
29 | 1 час | Числовые и буквенные выражения (открытие нового) | Определение буквенного выражения; составление и запись буквенных выражений; нахождение значения буквенного выражения | Составляют буквенное выражение по условиям, заданным словесно, рисунком, таблицей | Учебник с.48-53 | Октябрь | |
30 | 1 час | Числовые и буквенные выражения (закрепление) | Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Вычисляют периметры многоугольников. | Октябрь | |||
31 | 1 час | Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных буквенных значениях; решают текстовые задачи. | Октябрь | ||||
32 | 1 час | Буквенная запись свойств сложения и вычитания (открытие новых знаний) | Обсуждение и запись свойств сложения и вычитания с помощью букв; устные вычисления; упрощение выражений; нахождение значений выражения | Читают и записывают с помощью букв свойства сложения и вычитания; вычисляют числовое значение буквенного выражения | Учебник с.54-58 | Октябрь | |
33 | 1 час | Буквенная запись свойств сложения и вычитания (закрепление знаний) | Вычисляют числовое значение буквенного выражения, предварительно упростив его | Учебник с.54-58 | Октябрь | ||
34 | 1 час | Учебник с.54-58 | Октябрь | ||||
35 | 1 час | Уравнение ( открытие новых знаний) | Обсуждение понятий «уравнение, корень уравнения, решить уравнение»; решение задач; решение уравнений | Решают простейшие уравнения; составляют уравнение как математическую модель задачи; | Учебник с.58-65 | Октябрь | |
36 | 1 час | Уравнение (закрепление) | Решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметического действия | Учебник с.58-65 | Октябрь | ||
37 | 1 час | Решают простейшие уравнения; составляют уравнение как математическую модель задачи; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условия, извлекают необходимую информацию, строят логическую цепоку рассуждений; критически оценивают полученный ответ. | Учебник с.58-65 | Карточки с заданием повышенной сложности | Октябрь | ||
38 | 1 час | Уравнение (систематизация знаний) | Учебник с.58-65 | Октябрь | |||
39 | 1 час | Контрольная работа №3 Числовые и буквенные выражения(контроль и оценка знаний) | Решают к/р | Карточки | Октябрь | ||
Умножение и деление натуральных чисел (27 часов) | |||||||
40 | 1 час | Умножение натуральных чисел и его свойства (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правила умножения натуральных чисел, их свойств; устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами | Находят и выбирают порядок действий; пошагово контролируют правильность вычислений; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения | Учебник с.66-73 | Октябрь | |
41 | 1 час | Умножение натуральных чисел и его свойства (закрепление знаний) | устные вычисления; выполнение действий с применением свойств умножения; замена сложения умножением; решение задач различными способами | Находят и выбирают удобный способ решения задания | Учебник с.66-73 | №444 | Октябрь |
42 | 1 час | Пошагово контролируют правильность вычислений, выполнение алгоритма арифметического действия, описывают явления с использованием буквенных выражений | Учебник с.66-73 | Октябрь | |||
43 | 1 час | Октябрь | |||||
44 | 1 час | Октябрь | |||||
45 | 1 час | Деление (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений; | Выполняют деление натуральных чисел; верно используют в речи термины: частное делимое, делитель; устанавливают взаимосвязь между компонентами и результатом деления, используют их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями; формулируют свойства деления натуральных чисел. | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | |
46 | 1 час | Деление (закрепление знаний) | Обсуждение и выведение правил нахождения делимого, делителя; деление натуральных чисел; решение задач с помощью уравнений; | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | ||
47 | 1 час | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | ||||
48 | 1 час | Деление | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | |||
49 | 1 час | Деление | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | |||
50 | 1 час | Деление | Учебник с. 73-81 | Ноябрь | |||
51 | 1 час | Деление с остатком (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правил деления с остатком; устные вычисления; деление с остатком; решение задач | Выполняют деление с остатком; решают задачи. | Учебник с.81-84 | Ноябрь | |
52 | 1 час | Деление с остатком(закрепление знаний) | Ноябрь | ||||
53 | 1 час | Ноябрь | |||||
54 | 1 час | Контрольная работа №4. Умножение и деление натуральных чисел | Решают к/р | Карточки | Ноябрь | ||
55 | 1 час | Упрощение выражений (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; умножение натуральных чисел; решение задач и уравнений | Применяют распределительное свойство умножения при решении примеров и уравнений; решают задачи | Учебник с.85-92 | Ноябрь | |
56 | 1 час | Упрощение выражений (закрепление знаний) | Преобразовывают на основе распределительного свойства умножения числовые и буквенные выражения и используют их для рационализации письменных и устных вычислений; грамматически верно читают числовые и буквенные выражения; составляют буквенные выражения по условиям задачи; решают уравнения и задачи; вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. | Учебник с.85-92 | Ноябрь | ||
57 | 1 час | Учебник с.85-92 | Ноябрь | ||||
58 | 1 час | Учебник с.85-92 | Ноябрь | ||||
59 | 1 час | Упрощение выражений (обобщение и систематизация знаний) | Учебник с.85-92 | Ноябрь | |||
60 | 1 час | Порядок выполнения действий (закрепление знаний) | Обсуждение и выведение правил выполнения действий; нахождение числового значения выражения | Решают вычислительные примеры, применяя правила выполнения действий; решают уравнения и задачи | Учебник с.93-98 | Вычислительный пример повышенной сложности | Декабрь |
61 | 1 час | Порядок выполнения действий (закрепление знаний) | Декабрь | ||||
62 | 1 час | Декабрь | |||||
63 | 1 час | Степень числа Квадрат и куб числа (открытие новых знаний) | Обсуждение понятий «квадрат, куб, степень, основание, показатель степени»; составление таблицы квадратов и ку-бов. | Представляют произведение в виде степени и степень в виде произведения; решают вычислительные примеры; решают уравнения | Учебник с.98-102 | Декабрь | |
64 | 1 час | Степень числа Квадрат и куб числа (закрепление знаний) | Учебник с.98-102 | Декабрь | |||
65 | 1 час | Контрольная работа №5. Упрощение вы-ражений | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Декабрь | |
Площади и объемы (12 ч) | |||||||
66 | 1 час | Формулы | Выведение формулы пути; ответы на вопросы; решение задач | Выполняют вычисления по формулам; моделируют несложные зависимости с помощью формул; грамматически верно читают используемые формулы | Учебник с.103-108 | Декабрь | |
67 | 1 час | Формулы | Составляют буквенные выражения по условиям, заданным рисунком или таблицей; находят и выбирают способ решения задачи | Учебник с.103-108 | №691 | Декабрь | |
68 | 1 час | Площадь. Формула площади прямоугольника (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение формул площади прямоугольника и квадрата, всей фигуры; ответы на вопросы; решение задач | Вычисляют площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади прямоугольника и квадрата. | Учебник с.108-113 | Декабрь | |
69 | 1 час | Площадь. Формула площади прямоугольника (закрепление знаний) | Учебник с.108-113 | Декабрь | |||
70 | 1 час | Единицы измерения площадей (открытие новых знаний) | Обсуждение понятий «квадратный метр, дециметр, ар, гектар»; ответы на вопросы; решение задач на нахождение площади | Выражают одни единицы измерения площади через другие; Решают задачи на площади фигур. | Учебник с.114-120 | Декабрь | |
71 | 1 час | Единицы измерения площадей (закрепление знаний) | Декабрь | ||||
72 | 1 час | Декабрь | |||||
73 | 1 час | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед, его грани, ребра, вершины и измерения, куб. | Распознают на рисунках, чертежах , в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Приводят примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире; изображают прямоугольный параллелепипед; называют грани, ребра, вершины пр. парал. | Учебник с.120-124 | Декабрь | |
74 | 1 час | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда (открытие новых знаний) | Формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба; единицы измерения объемов; куб числа | Переходят от одних единиц измерения к другим; Вычисляют объемы прямоугольных параллелепипедов и кубов; решают вычислительные примеры. | Учебник с.125-131 | №839 | Декабрь |
75 | 1 час | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда (закрепление знаний) | Сделать модель многогранника. | Декабрь | |||
76 | 1 час | Декабрь | |||||
77 | 1 час | Контрольная работа №6: Площади и объёмы (контроль и оценка знаний) | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Декабрь | |
Обыкновенные дроби (23 ч) | |||||||
78 | 1 час | Окружность и круг (открытие новых знаний) | Окружность, круг, центр круга и окружности, радиус, диаметр, дуга, полуокружность | Изображают окружность, круг; моделируют разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости | Учебник с.133-138 | Декабрь | |
79 | 1 час | Окружность и круг (закрепление знаний) | Декабрь | ||||
80 | 1 час | Доли. Обыкновенные дроби (открытие новых знаний) | Доля, половина, треть, четверть, числитель, знаменатель, обыкновенные дроби; обсуждение того, что показывает числитель и знаменатель; нахождение числа по его дроби; нахождение дроби от числа; | изображение геометрической фигуры, деление её на части; называют правильно дроби; находят число по его дроби и дробь от числа; решают задачи. | Учебник с. 138-145 | Декабрь | |
81 | 1 час | Доли. Обыкновенные дроби (закрепление знаний) | Январь | ||||
82 | 1 час | Январь | |||||
83 | 1 час | Январь | |||||
84 | 1 час | Сравнение дробей (открытие новых знаний) | Изображение и выведение равных дробей на координатном луче; сравнение обыкновенных дробей | Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения; отмечают на координатном луче дроби; сравнивают дроби; записывают дроби по возрастанию (убыванию); читают дроби; решают задачи. | Учебник с. 146-150 | Январь | |
85 | 1 час | Сравнение дробей (закрепление знаний) | Учебник с. 146-150 | Январь | |||
86 | 1 час | Январь | |||||
87 | 1 час | Правильные и неправильные дроби | Какая дробь называется правильной, неправильной; запись правильных и неправильных дробей; решение задач | Выделяют целую часть из неправильной дроби и записывают смешанное число в виде неправильной Дроби; решают задачи | Учебник с.151-155 | Январь | |
88 | 1 час | Январь | |||||
89 | 1 час | Контрольная работа №7: Обыкновенные дроби | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Январь | |
90 | 1час | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Обсуждение и выведение правил сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями; | Выполняют сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; решают текстовые задачи арифметическими свойствами; решают уравнения; находят значения выражений. | Учебник с. 155-162 | Январь | |
91 | 1 час | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (закрепление) | Учебник с. 155-162 | Январь | |||
92 | 1 час | Учебник с. 155-162 | Январь | ||||
93 | 1 час | Деление и дроби (открытие новых знаний) | Дробная черта как знак деления; правило деления суммы на число. | Записывают дроби в виде частного и частное в виде дроби; решают уравнения и задачи, применяя новый материал | Учебник с.162-167 | Январь | |
94 | 1 час | Деление и дроби (закрепление знаний) | №1075 | Январь | |||
95 | 1 час | Смешанные числа (открытие новых знаний) | целая и дробная часть; запись смешанного числа в виде неправильной дроби; выделение целой части из неправильной дроби. | Представляют число в виде суммы его целой и дробной части; выделяют целую часть из робей; записывают в виде смешанного числа частные; отмечают смешанные числа на координатном луче; решают задачи. | Учебник с. 167-173 | Январь | |
96 | 1 час | Смешанные числа (закрепление знаний) | Январь | ||||
97 | 1 час | Сложение и вычитание смешанных чисел (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правил сложения и вычитания смешанных чисел; решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел | Складывают и вычитают смешанные числа; используют математическую терминологию при записи и выполнении действия; решают уравнения и задачи | Учебник с. 173- 179 | Развернутый ответ на вопрос: «Как появились дроби?» | Февраль |
98 | 1 час | Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление знаний) | Февраль | ||||
99 | 1 час | Февраль | |||||
100 | 1 час | Контрольная работа №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (контроль и оценка знаний) | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Февраль | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (13 ч) | |||||||
101 | 1 час | Десятичная запись дробных чисел (открытие новых знаний) | Выведение правила короткой записи десятичной дроби; чтение и запись десятичных дробей | Читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений; переводят одни единицы измерения в другие; решают задачи. | Учебник с.184 | Февраль | |
102 | 1 час | Десятичная запись дробных чисел (закрепление знаний) | Февраль | ||||
103 | 1 час | Сравнение десятичных дробей (открытие новых знаний) | Выведение правил сравнения десятичных дробей; запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной | Исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; сравнивают и упорядочивают десятичные дроби; объясняют ход решения задачи; решают задачи | Учебник с. 185-190 | Февраль | |
104 | 1 час | Сравнение десятичных дробей (закрепление знаний) | Февраль | ||||
105 | 1час | Февраль | |||||
106 | 1 час | Сложение и вычитание десятичных дробей (открытие новых знаний) | Выведение правил сложения и вычитания десятичных дробей; что показывает каждая цифра после запятой. Сложение и вычитание десятичных дробей; решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей | Складывают и вычитают десятичные дроби; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания); решают задачи. | Учебник с.190-198 | Февраль | |
107 | 1 час | Сложение и вычитание десятичных дробей (закрепление знаний) | Складывают и вычитают десятичные дроби; решают задачи арифметическими свойствами; решают уравнения; раскладывают по разрядам десятичные дроби. | Учебник с.190-198 | Февраль | ||
108 | 1час | Февраль | |||||
109 | 1час | Февраль | |||||
110 | 1 час | Сложение и вычитание десятичных дробей (обобщение и систематизация знаний) | Учебник с.190-198 | Февраль | |||
111 | 1 час | Приближённые значения чисел. Округление чисел, (открытие новых знаний) | правила округления чисел; запись натуральных чисел, между которыми расположены десятичные дроби; округление с недостатком и избытком; округление числа до целых. | Округляют числа до заданного разряда; решают задачи. | Учебник с. 198-203 | Февраль | |
112 | 1 час | Приближённые значения чисел. Округление чисел, (закрепление знаний) | Округляют числа до заданного разряда; решают задачи. | Учебник с. 198-203 | Февраль | ||
113 | 1 час | Контрольная работа №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Февраль | |
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч) | |||||||
114 | 1 час | Умножение десятичных дробей на натуральное число (открытие новых знаний) | правил умножения десятичных дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, 100, 1000 … запись произведения в виде суммы; запись суммы в виде произведения | Умножают десятичные числа на натуральное число; пошагово контролируют правильность выполнения арифметического действия; решают задачи на дроби; находят значения выражения. | Учебник с. 208 | Февраль | |
115 | 1 час | Умножение десятичных дробей на натуральное число (закрепление знаний) | Учебник с. 208 | Февраль | |||
116 | 1 час | Февраль | |||||
117 | 1 час | Деление десятичной дроби на натуральное число (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правил деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000… Деление десятичных дробей на натуральные числа; | выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа 10, 100, 1000… выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа; решают задачи и уравнения. | Учебник с. 208-214 | Март | |
118 | 1 час | Деление десятичной дроби на натуральное число (закрепление знаний) | Учебник с. 208-214 | Презентация: «Двоичная система исчисления» | Март | ||
119 | 1 час | Деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной; решение задач по теме деления десятичных дробей на натуральные числа; решение уравнений; | Выполняют деление десятичных дробей на натуральные числа; записывают обыкновенные дроби в виде десятичной; решают задачи и уравнения на тему десятичных дробей. | Учебник с. 208-214 | Март | ||
120 | 1 час | Март | |||||
121 | 1 час | Март | |||||
122 | 1 час | Деление десятичной дроби на натуральное число (обобщение и систематизация знаний) | Март | ||||
123 | 1 час | Контрольная работа № 10. | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Март | |
124 | 1 час | Умножение десятичных дробей (открытие новых знаний) | Обсуждение и выведение правил умножения на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001, …; умножение десятичных дробей; решение задач на умножение десятичных дробей | Умножают десятичные дроби; решают задачи и уравнения на умножение десятичных робей; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие задачи, извлекают необходимую информацию, моделируют условие с помощью схем, рисунков, строят логическую цепочку рассуждений, критически оценивают полученный ответ | Учебник с. 214-220 | Март | |
125 | 1 час | Умножение десятичных дробей (закрепление знаний) | Март | ||||
126 | 1 час | Март | |||||
127 | 1 час | Март | |||||
128 | 1 час | Умножение десятичных дробей (обобщение и систематизация знаний) | Учебник с. 214-220 | Март | |||
129 | 1 час | Деление на десятичную дробь (открытие новых знаний) | Выведение правила деления десятичной дроби на десятичную дробь; как разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001…; ответы на вопросы; решение задач на деление десятичных дробей | Делят на десятичную дробь; решают задачи и уравнения; действуют по составленному плану решения заданий | Учебник с.220-226 | Март | |
130 | 1 час | Деление на десятичную дробь (закрепление знаний) | Делят на десятичную дробь; решают задачи и уравнения; действуют по составленному плану решения заданий; Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | Учебник с.220-226 | Март | ||
131 | 1 час | Март | |||||
132 | 1 час | Март | |||||
133 | 1 час | Март | |||||
134 | 1 час | Деление на десятичную дробь (обобщение и систематизация знаний) | Март | ||||
135 | 1 час | Март | |||||
136 | 1 час | Среднее арифметическое (открытие новых знаний) | Какое число называют средним арифметическим чисел; правило нахождения среднего арифметического; правило нахождения средней скорости | Находят среднее арифметическое чисел; решают задачи на среднее арифметическое и среднюю скорость; находят среднее арифметическое координат. | Учебник с. 220-231 | Март | |
137 | 1 час | Среднее арифметическое (закрепление знаний) | Апрель | ||||
138 | 1 час | Апрель | |||||
139 | 1 час | Апрель | |||||
140 | 1 час | Среднее арифметическое (обобщение и систематизация знаний) | Апрель | ||||
141 | 1 час | Контрольная работа № 11 | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Апрель | |
Инструменты для вычислений и измерений (17 ч) | |||||||
142 | 1 час | Микрокалькулятор | Микрокалькулятор; ответы на вопросы; чтение показаний на индикаторе | Планируют решение вычислительных примеров и задач; решают задачи и примеры. | Учебник с. 232-236 | Апрель | |
143 | 1 час | Апрель | |||||
144 | 1 час | Проценты (открытие новых знаний) | проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах | Записывают проценты в виде десятичных дробей, и наоборот; обнаруживают и устраняют ошибки в вычислениях; решают задачи на проценты; решают примеры. | Учебник с. 236-243 | Апрель | |
145 | 1 час | Проценты (закрепление знаний) | проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах | Учебник с. 236-243 | Апрель | ||
146 | 1 час | Учебник с. 236-243 | Задача повышенной сложности на проценты | Апрель | |||
147 | 1 час | Апрель | |||||
148 | 1 час | Проценты (обобщение и систематизация знаний) | проценты; как обратить дробь в проценты и наоборот; запись в процентах | Апрель | |||
149 | 1 час | Контрольная работа № 12 | Решение к/р | Решают к/р; используют разные приемы проверки правильности ответа | Карточки | Апрель | |
150 | 1 час | Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник | Обсуждение и объяснение что такое угол; какой угол называется прямым и развернутым; определение видов углов; построение углов и запись их значений; стороны и вершины углов | Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов; приводят примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире; | Учебник с.243-249 | Апрель | |
151 | 1 час | Апрель | |||||
152 | 1 час | Апрель | |||||
153 | 1 час | Измерение углов. Транспортир. | Транспортир; градусная мера угла; острый и тупой угол; градусная мера прямого угла | изображают углы от руки и с помощью чертежных инструментов; измеряют с помощью инструментов и сравнивают величины углов; строят углы заданной величины с помощью транспортира; решают задачи на углы. | Учебник с249-256 | Апрель | |
154 | 1 час | Апрель | |||||
155 | 1 час | Апрель | |||||
156 | 1 час | Апрель | |||||
157 | 1 час | Круговые диаграммы | Обсуждение вопросов что называют круговой диаграммой; построение круговой диаграммы | Извлекают информацию из таблиц и диаграмм; выполняют вычисления по табличным данным; строят круговые диаграммы; решают задачи. | Учебник с.256-260 | Май | |
158 | 1 час | Май | |||||
159 | 1 час | Контрольная работа № 13 | Решение к/р | Решают к/р | Карточки | Май | |
160-169 | 9 часов | Повторение курса 5 класса | Решение задач примеров и уравнений на повторение курса 5 класса | Решают примеры задачи и уравнения на повторение курса 5 класса | Учебник с. 260-274 | Май | |
170 | 1 час | Итоговая контрольная работа | Решение к/р | Решают к/р; используют разные приемы проверки правильности ответа | Карточки | Май |
Приложение 1
Учебно-методичический комплекс на 2015- 2016 учебный год
Предмет МАТЕМАТИКА учитель Потешкина Т. В.
Класс | Название учебного курса | Основной учебник | Дидактические материалы для учащегося | Дополнительная литература для учителя | Медиаресурсы |
5 «А -Б» | Математика | Математика 5 класс Виленкин Н. Я. И др. «Мнемозина» Москва 2014 | 1. Контрольные и самостоятельные работы по математике/ М. А. Попов «Экзамен» Москва 2014 2. Тесты по математике В. Н. Рудницкая «Экзамен»: М. 2015 3. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах/А. П. Ершова, В. В. Голобородько «Илекса» Москва 2007 | 1. Рабочая программа к учебнику Виленкина Н. Я. В. И. Жохов «Мнемозина» 2014 2. Контрольные и самостоятельные работы по математике М.А. Попов «Экзамен»: М. 2014 3. Тесты по математике В. Н. Рудницкая «Экзамен»: М. 2015 |
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Приложение 3
Итоговая контрольная работа
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по курсу математики 5 класс
1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
(91,3 + 2,16 : 0,8) – 90 * 0,6. |
(98,4 + 2,52 : 0,7) – 80 * 0,4. |
2*(1,4х + 70у) + 2х * 0,1 при х = 1, у = 0,1. |
6х * 0,3 + 4*(1,3х + 20у) при х = 1, у = 0,1. |
а) 5,9х – 5,21 = 9,54 | 3. Решите уравнения: а) 6,7х – 4,83 = 5,22 |
Расстояние между пунктами А и В равно 168 км. Товарный поезд проходит это расстояние за 2,8 ч, а скорый поезд – за 2,1 ч. Через сколько часов эти поезда встретятся, если одновременно выйдут навстречу друг другу из этих пунктов? | 4.Решите задачу. Маршрут длиной 105 км автобус проходит за 2,1 ч, а микроавтобус – за 1,5 ч. Через сколько часов после одновременного выхода в одном направлении микроавтобус обгонит автобус на 24 км? |
| 5.Большая сторона прямоугольника составляет 1/3 его периметра, который равен 18 см. найдите меньшую сторону прямоугольника. |
Время выполнения работы – 45 минут.
[1] Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...