Рабочая программа для внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5 класс)

Рискова Татьяна Викторовна

Рабочая программа составлена с целью повышения интереса к занятиям по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass_2.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от __________ 2019г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа 2019г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2019г.

                                                

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной  деятельности

«В мире математики»

         

         Классы:                5В, 5Г

интиллектуальное направление

Учитель:   Рискова Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория

Количество часов

всего  - 34  часа (1 ч в неделю)

Учебная программа

Составлена на основе учебного пособия  Депман И.Я., Виленкин И.Я.

«За страницами учебника математики» - М.: Просвещение, 2017 (2 издание).

Пояснительная записка

 

         Внеклассная работа - неотъемлемое звено в общей системе дополнительной математической подготовки учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширению кругозора. Кроме того, работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу.

Курс «За страницами учебника математики» предназначен для учащихся 5-6 классов. Он обеспечивает условия для общекультурного развития личности, формирования мировоззрения ученика, активации его познавательной деятельности. Вместе с тем обладает высоким астатическим потенциалом, возможностями для эмоционального и духовного развития человека, способствующего формированию у ребят положительного отношения к предмету, друг к другу.

В курсе объединены две содержательных линий: логическая и геометрическая.

Логическая составляющая курса представлена системой понятий и задач различного характера. Она позволяет использовать материалы, далеко не всегда «вписывающиеся» в рамки урока, (исторические сведения, занимательные задачи.)

Эти линии тесно переплетены и дополняют друг друга.

Одной из важнейших задач занимательной геометрии является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, а также определённым объёмом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Планирование предусматривает параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве. Куб и квадрат, треугольник и тетраэдр, многоугольники и многогранники представлены в едином блоке. Игры, головоломки, топологические опыты, задачи со спичками и другие материалы, используемые при изучении, рассматриваются и на плоскости и в пространстве.

Цель курса внеурочной деятельности

 1. Повышение интереса учащихся к занятиям математикой.

2. Расширение и углубление тем, излагаемых на уроке.

3. Развитие мышления учащихся, привитие им определенных трудовых навыков.

4. Формирование эстетического отношения к математике.

Задачи курса:

1. Развивать и формировать  личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса;

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Результаты курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные, предметные, воспитательные)

Личностные результаты:

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные:

регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:

составлять план и последовательность действий;

предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;

выполнять творческий проект по плану;

логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;

адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Познавательные

обучающиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач.

 Коммуникативные

обучающиеся получат возможность научиться:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

работать в группе;  оценивать свою работу.

слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

решать текстовые задачи    

разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;

решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки;

решать сложные задачи на движение;

решать логические задачи;

применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;

решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

решать занимательные задачи;

анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;

находить в пространстве разнообразные  геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

строить  плоские и пространственные фигуры;  делать оригами, изображать бордюры,  орнаменты.

правильно употреблять термины, связанные с различными способами  записи чисел;

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

научиться понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

знать старинные меры измерения длин, площадей.

Воспитательные результаты

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

 5 класса  (1 час в неделю, всего      34 часа)

Основное содержание

Форма организации

Виды деятельности

Как люди научились считать

(4 часа) Развитие арифметики и алгебры. Из науки о числах. Математические игры. Математика и шифры. Как измеряли в древности. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Математика и цифры. Натуральный ряд чисел. Основная цель - развивать познавательные интересы учащихся.

Рассказ

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование.

Устный счёт.

Проверка наблюдательности

Игровая деятельность.

Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание.

Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.

Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания

Поиски закономерностей

(3 часа)

Поиски правил, закономерностей, способов записи. Построения заданных или создаваемых «конструкций», последовательностей чисел. Основная цель - развивать у учащихся наблюдательность, интуицию, смекалку.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование.

Работа в парах, работа в группах

Проектная деятельность.

Составление математических ребусов, кроссвордов.

Показ математических фокусов.

Участие в вечере занимательной математики.

Римские цифры (5 часов)

Латинский алфавит. Римские цифры. Значения римских цифр десятичной системе счисления. Запись чисел. Расшифровка записей. Тайнопись. Числа-великаны.

Основная цель - научить записывать римские цифры и правильно их понимать. Повышать культуру вычислений и развивать навыки счета.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование

Работа в парах, работа в группах

Проектная деятельность.

Решение задач.

Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.

Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания

Конечные и бесконечные множества (4 часа)

Множества. Подмножества. Пересечение множеств. Применение

множеств. Объединение множеств.

Основная цель - познакомить учащихся с примерами как конечных,

так и бесконечных множеств. Разбудить их фантазию, научить

рассуждать.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование

Работа в малых группах,  обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

Признаки делимости (4 часа)

Признаки делимости на 11, 13, 7. Некоторые приемы быстрого счета. Основная цель - познакомить учащихся с признаками делимости и с помощью этих признаков научить доказывать некоторые несложные математические утверждения.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование .

Работа в парах, группах.

Фронтальная работа.

Решение задач.

Решение уравнений

(6 часов)

Решение уравнений. Использование весов при решении уравнений. Применение уравнений к решению практических задач. Задачи, связанные с действиями над конечными числовыми рядами.

Основная цель - развить умение решать линейные уравнения,воспитывать у учащихся привычку использовать уравнения на практике.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование

Работа в парах, работа в группах.

Решение уравнений и задач с использованием уравнений.

Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Равносоставленные фигуры (4 часа)

Равносоставленные фигуры. Нахождение общей части фигуры. Игра «Танграм». Игры-головоломки на составление различных фигур.

Основная цель - развивать эстетическое чувство, конструкторские способности.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование

Работа в парах, работа в группах

Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.

Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Упражнения по различным вопросам изученного материала. (4 ч.)

Основная цель - закрепить изученный материал, развивать у учащихся уверенность в своих силах.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Проектная деятельность.

Математическое соревнование

Рассказ,  практикум по решению задач.

Учебно-тематический план

занятия

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Как люди научились считать

4

1

Из науки о числах

1

06.09

06.09

2

Математические игры

1

13.09

13.09

3

Старые русские меры

1

20.09

20.09

4

Натуральный ряд чисел

1

27.09

27.09

Поиски закономерностей

3

5,6

Поиски правил, закономерностей, способов

записи

2

04.10

11.10

04.10

11.10

7

Построения последовательностей чисел

1

18.10

18.10

Римские цифры

5

8

Латинский алфавит

1

25.10

25.10

9

Значение римских цифр в десятичной системе счисления

1

01.11

01.11

10

Запись чисел

1

15.11

15.11

11,12

Расшифровка записей

2

22.11

29.11

22.11

29.11

Конечные и бесконечные множества

4

13

Пересечение множеств

1

06.12

06.12

14

Объединение множеств

1

13.12

13.12

15,16

Применение множеств

2

20.12

27.12

20.12

27.12

Признаки делимости

4

17,18,19

Признаки делимости на 11, 13,7

3

17.01

24.01

31.01

17.01

24.01

31.01

20

Некоторые приемы быстрого счета

1

07.02

07.02

Решение уравнений

6

21,22

Использование весов при решении уравнений

2

14.02

21.02

14.02

21.02

23,24,

25,26

Применение уравнений к решению практических задач

4

28.02

06.03

13.03

20.03

28.02

06.03

13.03

20.03

Равносоставленные фигуры

4

27,28

Нахождение общей части фигуры

2

03.04

10.04

03.04

10.04

29,30

Игра «Танграм»

2

17.04

24.04

17.04

24.04

21,32,33

Упражнения по различным вопросам изученного материала

3

08.05

15.05

22.05

08.05

15.05

22.05

34

Конкурс «Лучший математик»

1

29.05

29.05

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

 5 класс.

  • 1. Альхов З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. - Саратов: Лицей, 2013.
  • 2. Депман И.Я., Виленкин И.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2017.
  • 3. Ким Е.А. Нестандартные уроки математики. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.
  • 4. Чесноков А.С., Шварцбурд СИ. и др. Внеклассная работа по математике. -М.: Просвещение, 1994.
  • 5. Бахтина Т.П. Готовимся к турнирам и математическим боям. - Минск: Аверсэв, 2003.
  • 6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, 1998
  • 7.Электронное приложение к учебнику:  Е.А.Бунимович.Математика. Арифметика. Геометрия.  5 класс.
  • М.: Просвещение, 2012.
  • 8.Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова и др. Задачник-тренажер. 5 класс.
  • М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническое обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...