Методическая разработка урока "Финансовая грамотность. Рубль"
методическая разработка по математике (5 класс)
Данный урок был разработан и проведен в 5 классе. Цель урока - закрепление навыков умножения чисел, ознакомление с основами финансовой грамотности, денежными расчетами, понятием котировок валют.
Представлен весь комплект материала, использованного на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
котировки валют | 13.92 КБ |
задачи из истоии | 297.13 КБ |
исторический материал | 18.06 КБ |
лист самоконтроля учащегося | 13.19 КБ |
пословицы и поговорки о рубле | 13.9 КБ |
презентация | 2.69 МБ |
задания для решения | 16.21 КБ |
технологическая карта урока | 64 КБ |
задачи с решениями о котировках и денежных расчетах | 13.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Единиц | Валюта | Курс, рублей |
1 | Австралийский доллар | 44 |
1 | Азербайджанский манат | 37 |
100 | Армянских драмов | 13 |
1 | Белорусский рубль | 31 |
1 | Бразильский реал | 16 |
100 | Венгерских форинтов | 22 |
1000 | Вон Республики Корея | 55 |
10 | Гонконгских долларов | 81 |
10 | Датских крон | 95 |
1 | Доллар США | 64 |
1 | Евро | 71 |
100 | Индийских рупий | 90 |
100 | Казахстанских тенге | 16 |
1 | Канадский доллар | 48 |
100 | Киргизских сомов | 91 |
10 | Китайских юаней | 90 |
10 | Молдавских леев | 36 |
1 | Новый туркменский манат | 18 |
10 | Норвежских крон | 69 |
1 | Польский злотый | 16 |
1 | Румынский лей | 14 |
1 | СДР (специальные права заимствования) | 87 |
1 | Сингапурский доллар | 46 |
10 | Таджикских сомони | 65 |
1 | Турецкая лира | 11 |
10000 | Узбекских сумов | 67 |
10 | Украинских гривен | 25 |
1 | Фунт стерлингов Соединенного королевства | 82 |
1 | Швейцарский франк | 65 |
10 | Южноафриканских рэндов | 42 |
100 | Японских иен | 58 |
Предварительный просмотр:
Задача 1 Задача из “Счетной мудрости”
Идет корабль по морю, на нем мужеска полу и женска 120 человек. Найму дали 120 гривен, мущины дали по 4 алтына, а женщины дали по 3 алтына с человека. Сколько мужеска полу было и женска порознь? (Гривна, гривенник – десять копеек, алтын равнялся трем копейкам).
Предварительный просмотр:
Существует множество версий происхождения слова «рубль». Основные расходятся в деталях, но сходятся в том, что однокоренным является глагол «рубить». Согласно «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера, первоначально рубль — это «обрубок, затычка», затем, с 1316 года в письменных источниках — это «название денежной единицы… вместо гривны… которая в Новгороде весила в слитке 196 гр.… От рубить, то есть „обрубок гривны“»[4]. Согласно «Историко-этимологическому словарю русского языка» Павла Черных, старшее значение слова «рубль» — «кляп, отрубок». Как денежная единица, сначала в виде продолговатого серебряного слитка, рубль употребляется с XIII в. (в Москве — половинный обрубок гривны)…
Версии происхождения термина
Следующая версия происходит из предположения, что рубль — это не целая гривна и не её половина, а четверть. Этой точки зрения придерживался, например, Иван Кондратьев, который в книге «Седая старина Москвы» написал: «Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Каждая гривна разделялась на четыре части; название же рубль произошло от слова „рубить“, потому что прут серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями». Отсюда усматривается связь с араб. ربع (рубъ) — «четверть, четвёртая часть»
По другой версии, название «рубль» является результатом применения технологии, при которой серебро заливалось в форму в два приёма, из-за чего на ребре новгородских гривен хорошо заметен шов, рубец. Отсюда, рубль — это «слиток со швом»
Метрология
У исследователей денежной системы Древней Руси нет единого мнения относительно исходного значения стоимости рубля как денежной единицы. Некоторые считают, что первоначально рубль был равен целой новгородской гривне (около 200 граммов серебра)[17][18][19], другие — только её половине (около 100 граммов)[20][21]Единой для современных источников является точка зрения, состоящая в том, что как денежная единица рубль впервые упоминается в новгородских грамотах XIII века и, являясь эквивалентом целой гривны или её половины, был элементом так называемой гривенно-кунной системы денежных единиц (см. «Гривна (Древняя Русь)», «Куна (денежная единица древней Руси)»), построенной на использовании для крупных расчётов слитков-гривен, а для более мелких — иностранных дирхемов и денариев (кун). Постепенно (в течение XIV—XV веков) рубль становился ещё и, а потом только счётной денежной единицей, отражающей уже не столько содержание в этой единице серебра, сколько определённого числа более мелких денежных единиц.
С началом собственной монетной чеканки в Москве (вторая половина XIV века, годы правления Дмитрия Донского), один рубль в зависимости от того, считать ли его эквивалентом целого слитка или только его половины, был равен соответственно 200 или 100 денег. Кроме того, помимо денег, которые в течение нескольких веков оставались самой крупной ходячей монетой Северо-Восточной Руси, в Москве чеканились серебряные полушки (1⁄2 денги) и медные пулы (пуло). Последние использовались для самых мелких расчётов и в разные периоды равнялись от 1⁄60 до 1⁄72 денги.
В Новгороде чеканка собственной монеты началась сравнительно поздно — в 1420 году, когда в Москве уже было произведено снижение содержания серебра в местной денге. Появившаяся новгородская денга была тяжелее московской и оставалась таковой в течение всего периода сосуществования двух наиболее влиятельных денежных систем Древней Руси — московской и новгородской. При этом денга Новгородской республики равнялась 1⁄216 рубля. Переход Новгорода на новую систему денежного счёта был зафиксирован в минее из собрания Соловецкого монастыря, которая датируется второй половиной XV века: «Паметь, какъ торговали доселе новгородци. Пять лобцов четверетца; а десять лобцов две четверетци, ино то мротка; а ногата полторы мротки, три четверетци; а две векши лбец; а лбецов пять за четверетцу. Новая гривна 3 гривны, а куна две денги, а ногата 7 денег, а гривна серебра рубль». Такие понятия, как «лбец (лобец)», «четверетца», «мортка (мордка)», «ногата», «векша», «куна» являются единицами гривенно-кунной системы. Наиболее живучими из них оказались четверетца и мортка. Четверетца стала названием новгородской монеты, равной 1⁄4деньги. Слово «мортка» встречается в качестве местного названия денежных единиц даже в начале XVIII века.
В качестве монет в Новгороде чеканились: серебряные деньга и четверетца, а также медная пула. Кроме того, денежные системы и Московской Руси, и Новгородской республики включали такие счётные единицы, как полтина (1⁄2 рубля), полуполтина или четверть (1⁄4 рубля), а также алтын (6 денег).
Предварительный просмотр:
Лист самооценки учащегося __________________________
Мне было легко, я быстро справился 5 баллов | Я справился, но затратил много времени 4 балла | Я справился, но не со всеми заданиями и не в полном объеме 3 балла | Я не справился, но очень хотел и попробую это сделать дома 1 балл | Я не справился, мне было неинтересно 0 баллов | ||
1 | Поиск информации в интернете | |||||
2 | Перевод рублей в копейки | |||||
3 | Перевод копеек в рубли | |||||
4 | Нахождение веса денег | |||||
5 | Решение задачи про Эрмитаж | |||||
6 | Решение задач на денежные расчеты |
Всего сумма баллов _______ Моя оценка _______
Лист самооценки учащегося __________________________
Мне было легко, я быстро справился 5 баллов | Я справился, но затратил много времени 4 балла | Я справился, но не со всеми заданиями и не в полном объеме 3 балла | Я не справился, но очень хотел и попробую это сделать дома 1 балл | Я не справился, мне было неинтересно 0 баллов | ||
1 | Поиск информации в интернете | |||||
2 | Перевод рублей в копейки | |||||
3 | Перевод копеек в рубли | |||||
4 | Нахождение веса денег | |||||
5 | Решение задачи про Эрмитаж | |||||
6 | Решение задач на денежные расчеты |
Всего сумма баллов _______ Моя оценка _______
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о рубле
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Взглянет — что огнем опалит, а слово молвит — рублем подарит.
Вору краденое грошом кажется, хозяину — рублем.
Выпили на гривну, а шуму на сто рублей.
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Пожалев копейки, поплатишься рублем.
Работнику — алтын, а мастеру — рубль.
Рубль наживает, а два проживает.
Хозяин по двору пройдет — рубль найдет, назад пойдет — другой найдет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первоначально рубль — это «обрубок, кляп, отрубок », затем, с 1316 года в письменных источниках — это «название денежной единицы вместо гривны , которая в Новгороде весила в слитке 196 грамм.
Копейкой поначалу называли « новгородку » — новгородскую деньгу с изображением копейщика. Позже чеканка была перенесена в Москву, были и сабельки — « московки », московские деньги с изображением всадника с саблей ( сабляницы ). Но именно вес новгородской деньги был равен 1⁄ 100 рубля, поэтому её название получило распространение.
1 Рубль = = 100 К опеек
Каков вес в старинных 3 рублях 20 рублях 39 рублях 263 рублях?
А сколько копеек в 5 рублях 120 рублях 3 рублях 62 копейках 263 рублях?
А сколько рублей и копеек в 250 копейках 700 копейках 50000 копейках 15200 копейках?
Двое крестьян делили между собой 7 рублей, причем одному досталось на 3 рубля больше, чем другому. Сколько досталось каждому?
Старинная задача Самая большая копейка выпускалась в 1726 году во время правления Екатерины I. Она чеканилась из меди на Екатеринбургском платовом дворе, её вес составлял 16 грамм. Копейка была квадратной формы и размерами 23x23 мм.
Самая большая картина "Эрмитажа" на самом деле - это "Рай" художника Тинторетто . Размеры этой картины 7 на 22 м.
Найдите в ес 1000 рублей, разменянные по 1 копейке в 1726 году?
Ответьте можно ли уложить этими копейками самую большую картину Эрмитажа?
Единиц Валюта Курс, рублей 1 Австралийский доллар 44 1 Азербайджанский манат 37 100 Армянских драмов 13 1 Белорусский рубль 31 1 Бразильский реал 16 100 Венгерских форинтов 22 1000 Вон Республики Корея 55 10 Гонконгских долларов 81 10 Датских крон 95 1 Доллар США 64 1 Евро 71 100 Индийских рупий 90 100 Казахстанских тенге 16 1 Канадский доллар 48 100 Киргизских сомов 91 10 Китайских юаней 90 10 Молдавских леев 36 1 Новый туркменский манат 18 10 Норвежских крон 69 1 Польский злотый 16 1 Румынский лей 14 1 СДР (специальные права заимствования) 87 1 Сингапурский доллар 46 10 Таджикских сомони 65 1 Турецкая лира 11 10000 Узбекских сумов 67 10 Украинских гривен 25 1 Фунт стерлингов Соединенного королевства 82 1 Швейцарский франк 65 10 Южноафриканских рэндов 42 100 Японских иен 58
Зная котировки валют, найдите А) сколько рублей необходимо для покупки 15 долларов США? Б) сколько рублей нужно для покупки 350 фунтов стерлингов Соединенного королевства? В) сколько рублей необходимо для покупки 273 турецких лир?
Реши задачи: А) Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка 20 рублей? Б) В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью шоколадку в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок получит покупатель за 200 рублей? В) Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 л бензина (в городе) 20 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
Пословицы и поговорки о рубле Без копейки рубль щербатый. Без копейки рубля нет. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. Взглянет — что огнем опалит, а слово молвит — рублем подарит. Вору краденое грошом кажется, хозяину — рублем. Гнаться за длинным рублем. Гроша не стоит, а глядит рублем. Домашняя копейка лучше заезжего рубля. Есть ум — есть и рубль. Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет. Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля. Не бей дубьем, бей рублем. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Пожалев копейки, поплатишься рублем. Работнику — алтын, а мастеру — рубль.
Спасибо !
Предварительный просмотр:
- Найти информацию в интернете и запиши ее в тетрадь:
А) что такое рубль?
Б) что такое копейка?
В) сколько копеек в рубле?
Г) какая копейка самая большая? Ее размер и вес? Год использования?
Д) какая картина самая большая в Эрмитаже? Ее размеры?
2. Используя эти данные,
А) Каков вес в старинных
3 рублях
20 рублях
39 рублях
263 рублях?
Б) Посчитайте сколько копеек в
5 рублях
120 рублях
3 рублях 62 копейках
263 рублях?
В) Посчитайте сколько рублей и копеек в
250 копейках
700 копейках
50000 копейках
15200 копейках?
Г) Найдите вес 10000 рублей, разменянные по 1 копейке в 1726 году?
Д) Ответьте можно ли уложить этими копейками самую большую картину Эрмитажа?
3. Зная котировки валют, найдите
А) сколько рублей необходимо для покупки 15 долларов США?
Б) сколько рублей нужно для покупки 350 фунтов стерлингов Соединенного королевства?
В) сколько рублей необходимо для покупки 271 турецких лир?
4. Реши задачи:
А) Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка 20 рублей?
Б) В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью шоколадку в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок получит покупатель за 200 рублей?
В) Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 л бензина (в городе) 20 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
5. Как вы понимаете пословицы и поговорки о рубле
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Взглянет — что огнем опалит, а слово молвит — рублем подарит.
Вору краденое грошом кажется, хозяину — рублем.
Выпили на гривну, а шуму на сто рублей.
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Пожалев копейки, поплатишься рублем.
Работнику — алтын, а мастеру — рубль.
Рубль наживает, а два проживает.
Хозяин по двору пройдет — рубль найдет, назад пойдет — другой найдет.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель математики Хмелевская ЕГ
Учебный предмет: математика
Класс: 5а
Тема урока: «Рубль»
Тип урока: урок практическая работы
Цель урока: применение математических знаний по умножению натуральных чисел к решению практических задач.
Задачи урока:
образовательные:
- формировать способность применния правил умножения к решению задач (познавательные УУД);
- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач по теме «Умножение натуральных чисел» (познавательные УУД).
- закрепить вычислительные навыки при действии с натуральными числами; (познавательные УУД).
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном);
- способствовать развитию у учащихся смыслового чтения.
воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) навыков работы в паре, тайминга при выполнении заданий.
- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
Методы и формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2018.
Оборудование: лист заданий, источники информации (компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска, проектор), лист самооценки учащегося
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Орг. момент урока (3 мин) | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Посмотрим на слайд 1 что за картинки вы видите? Какие они носят названия? Что у них общего и какие различия? Слайд 1 | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Включаются в деловой ритм урока Деньги Валюта | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний(7 мин) | Сегодня у нас урок- практическая работа. С чем она будет связана, как вы думаете? Что нам для этого может понадобиться? | Деньги, денежные единицы Денежные расчеты. История денег. Научиться выполнять задания, в которых есть денежные расчеты. | фронтальный | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) | Какие цели сегодня на урок мы можем поставить? Что нам для этого может понадобиться? Тема нашего урока: Рубль Наша цель на уроке – научиться решать задания практического характера на денежные расчеты | -свои варианты Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
4. Поиск информации (9-10 мин) | 1. Что такое деньги? 2.Для чего они нужны? 3. Какие денежные единицы вы знаете? 4.У всех людей они одинаковые? 5. Как называются деньги в разных странах? 6. Что вы знаете о денежных единицах современной России? 7. Как вы думаете в истории России всегда были такие денежные единицы? Слайд 2,3,4,5,6,7-письменно, 8-устно | Работа по заданиям на РАЗДАТКЕ 1 и 2 задание Решение заданий в парах. Решение и объяснение у доски первыми, кто решил. | Работа в паре . | Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Умение найти нужную информацию в интернете, смысловое чтение, анализ текста. Личностные: самоопределение Коммуникативные: уметь работать в паре Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физ. Минутка (1 мин) | - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Руки ставим перед грудью, Разводить их резко будем С поворотом — раз-два-три. Не бездельничай, смотри! (Руки перед грудью, рывки руками.) Приседаем - раз-два-раз, Ножки разомнём сейчас. Сели-встали, сели-встали. (Приседания.) И немножечко устали. На ходьбу мы перейдём, Сядем и передохнём. (Присели.) Мы активно отдыхаем — То встаём, то приседаем — Раз-два-три-четыре-пять, Вот как надо отдыхать. (Приседания.) Головой теперь покрутим — Лучше мозг работать будет. (Вращения головой.) Вертим туловищем бодро — Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем.) Мы готовы для путешествия Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) | Индивидуальная | ||
| А теперь ребята, после того как отдохнули, займемся серьезной работой. Нам предстоит покупка и продажа валюты и денежные расчеты Слайд 13,14,15 | Учащиеся выполняют задания, проверяют решение сначала в своей паре, потом поднимают карточку QR кода с вариантом своего ответа, если ответ правильный, то продолжают решение других заданий, если неправильный, получают карточку с правильным решением. | групповая | |
7. Контроль усвоения знаний (3 мин) | – Вот и подошло к концу наша практическая работа. Проверим чем мы на уроке занимались.
| Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
7. Рефлексия (2 мин) | Каждый может оценить свою работу сегодня и высказать свое мнение - понравилась ли вам практическая работа? - достигли ли вашу цель, - научились ли денежным расчетам? - что нового узнали? - что полезного узнали? Всем спасибо за урок, очень приятно было с вами поработать | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение. | Фронтальная | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
Предварительный просмотр:
Зная котировки валют, найдите
А) сколько рублей необходимо для покупки 15 долларов США?
1 доллар США стоит 54 рубля, тогда 15 долларов США стоят 15*64=960 рублей
Б) сколько рублей нужно для покупки 350 фунтов стерлингов Соединенного королевства?
1 фунт стерлингов Соединенного королевства стоит 82 рубля, тогда 350 фунтов стерлингов Соединенного королевства стоят 350*82=28700 рублей
В) сколько рублей необходимо для покупки 273 турецких лир?
1 турецкая лира стоит 11 рублей, тогда 273 турецких лир стоят 11*273=3003 рублей
Решение практических задач на денежные расчеты
А) Аня купила месячный проездной билет на автобус. За месяц она сделала 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка 20 рублей?
Решение
1)41*20=820 руб – стоят 41 поездка
2) 820-580=240 руб экономия
Ответ; 240 рублей
Б) В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью шоколадку в подарок. Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок получит покупатель за 200 рублей?
Решение
- 200:35=5 остаток 25
Можно купить 5=2+2+1
За каждые 2 получаем еще по 1 в подарок, т е получим 3+3+1=7
Ответ: 7 шоколадок
В) Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 л бензина (в городе) 20 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
Решение
- 6000:100*9=540(литров) бензина на месяц
- 540*20=10800(руб) стоит бензин в месяц
Ответ: 10800 рублей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."
Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности....
Методическая разработка "Финансовая грамотность для особых детей"
Обучение финансовой грамотности для детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание ТЕАССН - технологий и средств альтернативной коммуникации, игровая форма занятия....
Методическая разработка «Музыкальная грамотность»
Методическая разработка«Музыкальная грамотность»...
Методическая разработка "Финансовая грамотность на уроках истории и обществознания"
Методическая разработка...
Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"
Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...
Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»
Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование финансовой грамотности обучаю...