конспект урока "Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по математике (5 класс)
В основе урока - исследовательская деятельность учащихся, напавленная на вывод формулы площади поверхности прямоугольного параллелепипеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchad_poverhnosti_pr._parallelepipeda.docx | 102.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Букановская средняя школа
ТЕМА УРОКА
Подготовила и провела
Учитель математики
Рогачева Н.В.
-2012-
Цели урока:
Образовательные: Повторить и закрепить знания учащихся о составных частях прямоугольного параллелепипеда; создать условия для исследовательской деятельности учащихся по выводу формулы для нахождения площади поверхности
Развивающая: Развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников.
Воспитательная: Обеспечить развитие мотивации на умение правильно достигать поставленной цели - совпадение ожидания и результата, воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе.
План урока:
- Организация учащихся к деятельности на уроке.
- Организация контроля усвоения знаний учащихся, полученных на прошлом уроке, по индивидуальным карточкам на нетбуке.
- Организация повторения ранее изученного материала
- Организация мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроке.
- Организация исследовательской деятельности
- Организация осмысления.
- Организация закрепления изученного материала.
- Подведение итогов
- Домашнее задание. Выставление отметок.
- . Рефлексия
Оборудование: компьютер, проектор, развертка прямоугольно параллелепипеда, куба и нетбук у каждого ученика
ХОД УРОКА
- Организация учащихся к деятельности на уроке.
Цель:
задать позитивный настрой урока
Учитель: Здравствуйте! Урок мне хочется начать с цитаты В. Скотта. «Самое полезное в жизни – это собственный опыт» . И это неслучайно. Я думаю, к концу урока вы поймете глубокий смысл этой фразы и поделитесь своими мыслями со мной.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Прямоугольный параллелепипед», повторим , что мы уже знаем о прямоугольном параллелепипеде и пополним эти знания новыми.
- Организация контрольного среза усвоения знаний учащихся, полученных на прошлом уроке, по индивидуальным карточкам на нетбуке.
Цель: проконтролировать уровень усвоения знаний, полученных на прошлом уроке
Предлагаю вам выполнить задание на компьютере, (ученики открывают задание в Power Poit), на нетбуках
/Учитель просматривает выполнение заданий и тут же комментирует и оценивает правильность сделанной работы./
- Организация повторения ранее изученного материала
Цель:
актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках
/На экране проектора - изображение прямоугольного параллелепипеда, в руках учащихся модели и развертки прямоугольного параллелепипеда и куба./
Вопросы для повторения
- Какую фигуру называют параллелепипедом?
- Почему он называется прямоугольным?
- Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда
- Из чего состоит прямоугольный параллелепипед?
- Какие грани называют противоположными?
- Каким свойством они обладают?
- Какие три измерения имеет параллелепипед?
- Что называют кубом?
- Из чего складывается поверхность прямоугольного параллелепипеда, куба -
- Организация мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроке.
Цель: мотивировать учащихся к исследовательской деятельности на уроке
Учитель: – посмотрите на эти два прямоугольных параллелепипеда(на экране) и скажите , если мы решим их покрасить, то на какой из них пойдет большее количество краски, если на единицу их площади идет одинаковое количество краски, к примеру на 1 см2 – 20 г
Ученики затрудняются ответить, но после наводящих вопросов учителя: «От чего будет зависеть количество краски?» Отвечают: «От площади» и приходят к выводу, что для правильного ответа на поставленный вопрос необходимо знать площадь поверхности каждой фигуры.
5. Организация исследовательской деятельности
Цель:
Получение новых знаний через самостоятельную деятельность учащихся
Учитель: Умеем мы находить ее? Пока нет. Вот сегодня на уроке мы этим и займемся.
-записываем в тетрадях тему урока «Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда», отсюда основная цель нашего урока:
(говорят ученики) вывести формулу для определения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба,
Учитель: какими способами мы можем найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Выдвигаем свои идеи.
Ученики: если нам известны площади граней, мы можем их сложить.
Учитель: а если неизвестны?
Ученики: мы можем их найти, зная измерения, по формуле площади прямоугольника
Учитель: Молодцы! Вы рассуждаете в верном направлении. Посмотрите внимательно на параллелепипед, на его развертку. Давайте ответим на следующие вопросы:
- Сколько граней имеет параллелепипед?
- Каждая грань имеет форму какой фигуры?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Когда найдем площади всех граней, что с ними нужно сделать?
- Каким свойством обладают противоположные грани?
Учитель: Перед вами куб, его развертка
- Сколько граней он имеет?
- Каждая грань имеет форму какой фигуры?
- Как найти площадь квадрата?
- Когда найдем площади всех граней, что с ними нужно сделать
Учитель: мы повторили основные теоретические моменты, которые нам понадобятся при выводе формул. Перед вами таблица(на экране проектора)
ПЛОЩАДЬ ПОВЕРХНОСТИ | |||||
Прямоугольного параллелепипеда | Куба | ||||
I | II | III | |||
Дано: | Измерения: а, b, с | Площади граней: S1, S2, S3 | Измерение: а | ||
Найти: | Sпов.пр.пар. | Sпов.пр.пар. | Sпов.куба | ||
Решение | |||||
Вывод: |
В ней обобщены три возможных случая вывода формул. Каждая из вас будет работать над своей конкретной формулой.
Лиза – выводит формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, если известны три его измерения а, b, с.
Наташа - выводит формулу для нахождения площади поверхности куба с одним измерением а.
А Вика с Надей запишут формулу для площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, если известны площади его граней.
/Ученики работают на местах: учитель помогает им по мере необходимости, отвечает на их вопросы, контролирует ситуацию./
Учитель: Все готовы, предлагаю, каждому из вас, поделится своими выводами.
/Каждый из учеников у доски рассказывает о своих выводах, учитель корректирует, вносит необходимые поправки. Заполняется таблица на экране./
- Организация осмысления.
Цель: подвести итог исследовательской деятельности учащихся
Учитель: давайте подведем итоги вашей исследовательской деятельности. В рабочих тетрадях запишем полученные формулы:
Sпов.пр.пар.= 2S1 + 2S2 + 2S3
Sпов.пр.пар.= 2ab + 2ac + 2 bc = 2 (ab + ac +bc)
Sкуба = 6 а2
Учитель: -будьте внимательны при чтении условия задачи, например, если речь в задаче идет о прямоугольном баке без крышки, то количество граней будет равно пяти.
- Организация закрепления изученного материала
Цель:
- вырабатывать умение применять полученные формулы к решению геометрических задач
- для получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции обнаруженных ошибок
Давайте вернемся к нашей задачи про параллелепипеды, выясним на какой из них потребуется краски больше, если на 1 см2 идет 20 г краски.
К доске выходят две ученицы, решают одновременно, делаем вывод.
№ 792(б), у доски
№794, у доски
№ 795(куба) – решают все на местах, каждый затем показывает учителю
- Подведение итогов.
Цель: выявление и коррекция непонимания отдельными учениками сущности понятий и явлений, пробелов в овладении умениям.
– сейчас давайте подведем итог нашему уроку. Тема урока……… я предлагаю вам тестовые задания, выполнение которого позволит понять, каждому из нас, насколько глубоко усвоен новый материал. Открываем нетбуки
Ученики работают в программе My Test, где сразу могут увидеть свою оценку знаний:
Отличный результат!
Хороший результат!
Будь внимательнее!
/Желательно, по окончании теста, найти время, чтобы ответить на тестовые вопросы, вслух, с целю восполнения пробелов у некоторых учеников/
Тест по теме
«Формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда»
- Чтобы найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда необходимо площади всех граней
а)умножить б) вычесть в)сложить
2. Формула для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда имеет вид
а) S =ab + ac + bc б)S = 2ab +2ac +2bc в)S = 6 (ab + ac + bc)
3. Площадь куба складывается из шести
а) квадратов б) прямоугольников в)треугольников
4. Формула для нахождения площади поверхности куба имеет вид
а) S = 6а3 б) S = 6а2 в) S = 6а6
5. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 2см, 3 см, 4 см. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда равна
А) 26 см2 б) 50 см2 в) 52 см2
Озвучиваем результаты поднятием рук.
9. Выставление отметок. Домашнее задание:
п.20, № 814, № 815
10.Рефлексия
Цель: предоставить возможность каждому учащемуся самому оценить свой уровень усвоения нового материала.
Учитель: Выберите , пожалуйста, смайлик, который покажет, с каким настроением вы покидаете урок
______________ Я – молодец!
_________________ Могу и лучше!
_________________ Надо постараться!
Учитель: урок окончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...
Тема урока: «Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)»
Конспект урока по математике в 9 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)"...
Контрольная работа «Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи» (5 класс)
УМК Математика. 5 класс. А.Г. Мерзляк: Учебник....
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Решение практических задач.
Урок математики в 5 классе...
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда
Задачи для закрепления материала на тему "Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...