статья "Возможность поработать руками на уроке математики"
статья по математике

Рогачева Наталья Владиславовна

В статье поднимается вопрос о том, что учителя должны по возможности предоставлять учащимся на уроке работать руками: измерять, вырезать, чертить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnost_porabotat_rukami_na_urokah_matematiki.docx395.44 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность «поработать руками» на уроках математики.

В наш век компьютеризации при проведении уроков появилось больше возможностей для активации познавательной деятельности учащихся. Можно и эксперимент виртуальный провести, и посмотреть необходимый видеофрагмент, и побывать на виртуальной экскурсии и т. д. Но я считаю, что все же не стоит слишком увлекаться нововведениями, так как при использовании компьютера ученик получает информацию в основном визуально. Я же приветствую те моменты урока, когда ребенку предоставляется возможность поработать руками. Ведь, как говорил великий Конфуций: «…Дай сделать – и я пойму»C:\Users\Наталья\Desktop\фотографии\2020 г\декабрь 20\20201223_131301.jpg

Например, при прохождении темы «Прямоугольный параллелепипед» в 5 классе, учащиеся берут в руки модель прямоугольного параллелепипеда и измеряют с помощью линейки его длину, ширину, высоту с целью нахождения объема или площади поверхности фигуры.  Ученик, работая с моделью, более качественно осознает, что такое грань, вершина или ребро в параллелепипеде.  Более того, я считаю, что эту самую модель параллелепипеда, ученик должен изготовить сам, своими руками, так как в этом случае он гораздо лучше поймет понятие «развертка фигуры», увидит, как   образуется параллелепипед, и, к тому же, осуществляется «творческий подход» к обучению.

 При изготовлении того или иного пособия, у учащихся обязательно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и   структуре.   Это приводит к более прочному усвоению учебного материала. А в ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (выполняют измерения, расчеты,). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках технологии (вырезание из бумаги, склеивание и др.)C:\Users\Наталья\Desktop\фотографии\2020 г\декабрь 20\20201223_131406.jpg

Созданные учениками, пособия на уроках математики можно использовать с различными образовательными целями: для изучения нового материала, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Возможность ученику поработать руками на уроке, может предоставить только учитель. От его видения урока зависит какое учебное пособие с его последующим применением, может сделать ученик. Такого рода деятельность (выполнение пособий к уроку) приветствуют даже слабоуспевающие школьники: они с удовольствием берутся за создание математических пособий и с интересом работают с ними на уроке.

 Создание того или иного учебного пособия я задаю обычно на дом. Но иногда можно изготовить их прямо на уроке: например, на картоне поставить три точки (не на одной прямой), соединить отрезками и вырезать. Пособие готово. С его помощью «открываем», что сумма углов треугольника равна сто восемьдесят градусов.

 В своей практике   использую модель часов с движущимися стрелками (5, 6 класс); в 10 классе при прохождении темы «тригонометрические функции» учащиеся делают модель единичной окружности с подвижным радиусом. в 5-6 классах модель координатной прямой с одевающимися на нее точками и т. д.C:\Users\Наталья\Desktop\фотографии\2020 г\декабрь 20\20201223_131125.jpg

Я считаю, что пособия, выполненные руками учащихся должны применяться на уроках математики. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, так как содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. А, учителям необходимо предлагать ученикам в качестве творческого домашнего задания     создавать учебные модели, т. е. давать детям возможность прочувствовать изучаемый материал через руки. При таком подходе урок обретает практическую направленность и способствует формированию четких пространственных и количественных представлений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все в наших руках» интегрированный урок психологии, ОБЖ.

Интегрированный урок «Все в наших руках» ОБЖ по теме «Как защитить себя в социально опасных ситуациях» и психологии по теме «Индивидуальные особенности, общение, взаимодействие». Урок разработан с при...

Проект " Куклы своими руками для уроков иностранного языка"

Использование различных игр на уроке немецкого языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ с использованием терапии су джок для развития мелкой моторики руки на уроках в начальных классах

Представлены пальчиковые игры с использованием терапии су джок для развития и коррекции мелкой моторики руки...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...