Конспект урока математики "Свойство противоположных сторон прямоугольника"
план-конспект урока по математике
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 3 классе
Тема урока: «Свойство противоположных сторон в прямоугольнике»
Ф.И.О. учителя: Ушакова Радмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Хабаровский край,
район имени Лазо, п. Переяславка
Краевое государственное
казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Цель: обучающиеся должны уметь показывать в прямоугольнике противоположные стороны и знать свойство противоположных сторон в данной фигуре.
Задачи:
Образовательная: раскрыть понятие «противоположные стороны» в прямоугольнике; познакомить со свойством противоположных сторон в данной фигуре.
Коррекционно-развивающая: корригировать пространственное восприятие через задания геометрического характера; развивать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100.
Воспитывающая: воспитывать стремление оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются; воспитывать интерес к возникновению крылатых фраз и выражений.
Ход урока:
I. Орг.момент
II. Сообщение цели урока (слайд №1)
-Сегодня, ребята, к нам на урок математики пришли спасатели. К ним позвонила Баба-Яга. У нее случилось такое горе! Сбежала избушка на курьих ножках! У спасателей к нам необычная просьба: помочь найти избушку и вернуть её на место.
-Как вы думаете, ребята, где надо искать избушку? (Избушку надо искать в лесу).
-Чтобы мы не заблудились, Баба-Яга передала нам волшебный клубок. Он укажет правильный путь. А тему нашего урока вы определите сами. (Слайд №2)
-Скажите, как называется эта фигура? (Прямоугольник)
-Правильно. Что вы знаете о прямоугольнике? (У него прямые углы, 4 угла, 4 стороны...)
-Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (О прямоугольнике)
-В дороге мы познакомимся со свойством сторон прямоугольника, будем решать задачи и примеры.
-Итак, отправляемся в путь!
III. Актуализация знаний
- Устный счет (слайд №2)
Не успели мы отойти, как к нам навстречу вышел Леший:
-Знаю, знаю, зачем вы пришли в мой лес. Пропущу вас на дорогу, если вы поможете мне решить примеры.
примеры
-Итак, ребята, перед вами примеры.
-Какие действия используются в этих примерах? (В этих примерах используются действия сложения и вычитания).
-Вспомним названия компонентов и результата действия при сложении (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма).
-Как называются компоненты и результат действия при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
-Прочитайте примеры Лешего, используя названия компонентов и результата действия при сложении и вычитании. (Учащиеся устно решают примеры, ответ соотносится с числом на геометрической фигуре.)
- Повторение понятия «прямоугольник»
-Какие геометрические фигуры нарисовал для вас Леший? Назовите их по порядку. (Леший нарисовал четырехугольник, прямоугольник, треугольник и круг).
-Какая геометрическая фигура здесь лишняя? Почему? (Круг. У него нет углов)
-Вспомним знания предыдущего урока: какую фигуру называют прямоугольником? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого прямые углы).
Вывод: Мы выполнили задание Лешего и повторили знания о прямоугольнике. Леший дает нам дорогу.
IV. Изучение нового материала (слайд №4)
-И покатился наш клубок дальше! Вдруг на лесной поляне мы увидели Аленушку с братцем Иванушкой. Сидят брат с сестрой, горюют: не могут замок на двери дома открыть.
-Поможем ребятам? (Да)
- Чтобы замок на двери открылся, надо выполнить задания. Посмотрите внимательно на избушку. На какую геометрическую фигуру похож сруб дома? (Сруб дома похож на прямоугольник).
- Кто мне покажет, где на избушке находятся пол и потолок? Каким цветом они обозначены? (один учащийся выходит к доске и показывает на картинке пол и потолок: пол и потолок обозначены синим цветом).
- Пол и потолок лежат друг против друга и называются противоположными.
- Покажите еще две противоположные стороны. Каким цветом они обозначены? (Другие противоположные стороны обозначены зеленым цветом).
- Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник? (Прямоугольник имеет две пары противоположных сторон)
- Как вы думаете, какие должны быть противоположные стороны прямоугольника?
(Противоположные стороны прямоугольника равны)
Практическая работа (слайд №5)
- Давайте проверим ваши предположения с помощью практической работы.
- На столе у вас лежат два конверта.
- Откройте конверт №1 (слайд №6)
-Какие геометрические фигуры находятся в этом конверте?
(четырехугольник и прямоугольник).
- Найдите и покажите прямоугольник. Почему вы выбрали именно эту фигуру? (Ответ учащегося).
- Как можно доказать, что противоположные стороны равны?
(Можно измерить по линейке, проверить сгибанием)
-Откройте конверт №2 (слайд №7)
-Во втором конверте лежат прямоугольники разного цвета. Согните геометрические фигуры желтого и красного цвета как показано на доске. (учащиеся выполняют практическую работу вместе с учителем по образцу; у зеленого прямоугольника измеряют противоположные стороны с помощью линейки). -Итак, что у нас получилось? (противоположные стороны прямоугольника равны).
-Давайте еще раз повторим свойство противоположных сторон у прямоугольника: противоположные стороны в прямоугольнике равны (слайд №8)
Вывод: выполнив практическую работу, мы не только помогли Аленушке и Иванушке попасть в дом, но и узнали свойство противоположных сторон прямоугольника (слайд №9).
Зарядка для глаз (слайд №10)
V. Закрепление новых знаний
- Разминка для рук
- Работа в тетради
-Открываем тетради, записываем число.
-Мы продолжаем путь дальше. Вдруг на нашем пути появляется Кощей Бессмертный. (слайд №11) Он хоть и сказочный злодей и не привык делать добрых дел, но сегодня ему самому требуется помощь. Его внук, Никита, не может решить задачи.
- Решение задачи (слайд №13)
Чтобы сделать тележку, Никите потребовалось 22 детали конструктора, а для подъемного крана – на 8 деталей больше. Сколько всего деталей конструктора потребуется для изготовления поделок?
Разбор задачи, выбор и выполнение краткой записи, решение (фронтальная работа)
-Мы помогли внуку Кощея решить задачи. Мы можем продолжить путь.
- Рассказ «Откуда пошло выражение "избушка на курьих ножках"?
-Вдруг впереди мы увидели красивую поляну, на ней стояла избушка на курьих ножках и горько плакала:
«У меня куриные лапки болят. Думаете легко стоять весь день и ночь на ногах в болотине? И кто только придумал ставить избушку на курьи ножки?»
-Откуда же пошло выражение "избушка на курьих ножках"? Это вовсе не сказочное явление. В древности на Руси избы строились не на фундаменте, не на земле, а на пнях спиленных деревьев. Место для строительства выбирали там, где деревья между собой образовывали прямоугольник. Деревья спиливались, а на их четырех пнях ставилась изба. Получалась изба на корьих (от "корень") ножках». На корнях деревьев стояла изба, а не на куриных ножках!
Физминутка
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три»,
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать –
Это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть –
Это «шесть».
Примеры (самостоятельная работа) (слайд №14)
- Избушка на курьих ножках очень любит Бабу-Ягу, но жить на болоте не хочет. Если вы решите примеры, избушка вместе с Бабой-Ягой поселится на этой красивой поляне. (учащиеся решают примеры, записывая решение в столбик).
50-32 14+46
100-5 100-37
Проверка (фронтально)
Не успели мы решить примеры, как в небе появилась Баба –Яга.
-Ну что ж, Баба-Яга, мы нашли твою избушку и новое место под жительство: хватит на болоте мерзнуть.
VI. Обобщение
-А теперь соединим пенечки. Какая геометрическая фигура у нас получилась? (Прямоугольник).
-С каким свойством прямоугольника вы познакомились на уроке?
VII. Итог. Рефлексия.
-Сегодня на уроке вы все были спасателями.
У спасателей есть 3 главных правила:
Первое — это помочь тому, кто нуждается в помощи.
Второе — защитить того, кто беззащитен.
И третье - будьте добры к друг другу!
-Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке? И за что? (Ответы детей)
-Вы все получаете медаль. (Образец медали на слайде №15)
-У вас на партах смайлики. Выберите смайлик, который покажет, понравился вам урок или нет, прикрепите его на доску. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Противоположные числа
Урок математики в 6 классе по теме «Противоположные числа»Учебник : Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика,6»Цели:ввести определение противоположных чисел; определение целых чисел; научить учащихся...
презентация к уроку математики в 5 классе по теме: "Свойство сторон прямоугольника".
данная презентация разработана к уроку математики в 5 классе школ I вида по теме: "Свойство сторон прямоугольника" в соответствии с программой....
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс
Урок систематизации и обобщения заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....
Конспект урока в 5 классе Прямоугольник. Ось симметрии
Подробный конспект урока...
Конспект урока "Вероятность противоположного события"
Создание условий для формирования навыков решать вероятностные задачи с помощью комбинаторных правил, развития умений анализировать и выделять главное, обобщать и систематизировать изученный материал,...