Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов "Математика после уроков"
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)
Программа состоит из двух разделов: "Логика и смекалка" для 5 класса и "Цифры и числа " для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_matematika_posle_urokov_5-6_klassy.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Математика после уроков» для обучающихся 5-6 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика после уроков» для 5 – 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
- Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2020-2021 учебный год;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лаишевская СШ»;
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Цель данного курса - развитие интереса обучающихся к математике; умения самостоятельно добывать знания и использовать их для достижения собственных целей; развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений; воспитание настойчивости, инициативы, для активного участия в жизни общества.
Основными задачами курса являются:
- усвоение математической терминологии и символики;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- развитие познавательного интереса;
- вовлечение в исследовательскую деятельность;
- содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Результаты освоения содержания программы
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Межпредметные результаты:
1) Регулятивные.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач.
2) Познавательные.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни.
3) Коммуникативные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить
общее решение; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
Содержание программы.
Тема I. «Логика и смекалка».
Организационное занятие, введение в курс
Решение простейших логических задач. Задачи-шутки
Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные
Решение логических задач с помощью таблиц
Арифметические задачи
Арифметические ребусы
Различные задачи с целыми числами
Магические квадраты
Задачи со спичками
Задачи на размен монет
Задачи на взвешивания
Задачи на переливания
Задачи на разрезания
Высказывания. Булева алгебра.
Виды логических операций и их свойства
Сюжетные задачи
Старинные задачи
Пентамино
Паркеты
Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм
Тема II. «Цифры и числа».
Организационное занятие. Введение в курс.
Непозиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Недесятичные системы счисления
Числа счастливые и несчастливые
Цифровые задачи
Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры
Софизмы и магические квадраты
Задачи на перекладывания и перемешивания
Математические фокусы
Решение занимательных задач в стихах
Отгадывание ребусов
Задачи на «обратный ход».
Простейшие графы
Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли
Круги Эйлера.
Методы решения творческих задач
Тематическое планирование
5 класс «Логика и смекалка»
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Решение простейших логических задач. Задачи-шутки | 2 |
2 | Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные | 2 |
3 | Решение логических задач с помощью таблиц | 2 |
4 | Арифметические задачи | 2 |
5 | Арифметические ребусы | 2 |
6 | Различные задачи с целыми числами | 2 |
7 | Магические квадраты | 2 |
8 | Задачи со спичками | 2 |
9 | Задачи на размен монет | 1 |
10 | Задачи на взвешивания | 2 |
11 | Задачи на переливания | 1 |
12 | Задачи на разрезания | 2 |
13 | Высказывания. Булева алгебра. | 1 |
14 | Виды логических операций и их свойства | 1 |
15 | Сюжетные задачи | 2 |
16 | Старинные задачи | 2 |
17 | Пентамино | 2 |
18 | Паркеты | 2 |
19 | Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм | 1 |
6 класс «Цифры и числа»
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Непозиционные системы счисления | 1 |
2 | Позиционные системы счисления | 1 |
3 | Недесятичные системы счисления | 2 |
4 | Числа счастливые и несчастливые | 1 |
5 | Цифровые задачи | 3 |
6 | Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры | 3 |
7 | Софизмы и магические квадраты | 2 |
8 | Задачи на перекладывания и перемешивания | 2 |
9 | Математические фокусы | 2 |
10 | Решение занимательных задач в стихах | 2 |
11 | Отгадывание ребусов | 2 |
12 | Задачи на «обратный ход». | 2 |
13 | Простейшие графы | 3 |
14 | Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли | 3 |
15 | Круги Эйлера. | 2 |
16 | Методы решения творческих задач | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | ||
5 класс (34 часа). «Логика и смекалка» | ||||||
1 | Организационное занятие. Введение в курс. | 1 | ||||
2 | Решение простейших логических задач. Задачи-шутки | 1 | ||||
3 | Решение простейших логических задач. Задачи-шутки | 1 | ||||
4 | Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные | 1 | ||||
5 | Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные | 1 | ||||
6 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | ||||
7 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | ||||
8 | Арифметические задачи | 1 | ||||
9 | Арифметические задачи | 1 | ||||
10 | Арифметические ребусы | 1 | ||||
11 | Арифметические ребусы | 1 | ||||
12 | Различные задачи с целыми числами | 1 | ||||
13 | Различные задачи с целыми числами | 1 | ||||
14 | Магические квадраты | 1 | ||||
15 | Магические квадраты | 1 | ||||
16 | Задачи со спичками | 1 | ||||
17 | Задачи со спичками | 1 | ||||
18 | Задачи на размен монет | 1 | ||||
19 | Задачи на взвешивания | 1 | ||||
20 | Задачи на взвешивания | 1 | ||||
21 | Задачи на переливания | 1 | ||||
22 | Задачи на разрезания | 1 | ||||
23 | Задачи на разрезания | 1 | ||||
24 | Высказывания. Булева алгебра. | 1 | ||||
25 | Виды логических операций и их свойства | 1 | ||||
26 | Сюжетные задачи | 1 | ||||
27 | Сюжетные задачи | 1 | ||||
28 | Старинные задачи | 1 | ||||
29 | Старинные задачи | 1 | ||||
30 | Пентамино | 1 | ||||
31 | Пентамино | 1 | ||||
32 | Паркеты | 1 | ||||
33 | Паркеты | 1 | ||||
34 | Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм | 1 | ||||
6 класс (34 часа). «Цифры и числа» | ||||||
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | ||
1 | Организационное занятие. Введение в курс. | 1 | ||||
2 | Непозиционные системы счисления | 1 | ||||
3 | Позиционные системы счисления | 1 | ||||
4 | Недесятичные системы счисления | 1 | ||||
5 | Недесятичные системы счисления | 1 | ||||
6 | Числа счастливые и несчастливые | 1 | ||||
7 | Цифровые задачи | 1 | ||||
8 | Цифровые задачи | 1 | ||||
9 | Цифровые задачи | 1 | ||||
10 | Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры | 1 | ||||
11 | Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры | 1 | ||||
12 | Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры | 1 | ||||
13 | Софизмы и магические квадраты | 1 | ||||
14 | Софизмы и магические квадраты | 1 | ||||
15 | Задачи на перекладывания и перемешивания | 1 | ||||
16 | Задачи на перекладывания и перемешивания | 1 | ||||
17 | Математические фокусы | 1 | ||||
18 | Математические фокусы | 1 | ||||
19 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | ||||
20 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | ||||
21 | Отгадывание ребусов | 1 | ||||
22 | Отгадывание ребусов | 1 | ||||
23 | Задачи на «обратный ход». | 1 | ||||
24 | Задачи на «обратный ход». | 1 | ||||
25 | Простейшие графы | 1 | ||||
26 | Простейшие графы | 1 | ||||
27 | Простейшие графы | 1 | ||||
28 | Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли | 1 | ||||
29 | Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли | 1 | ||||
30 | Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли | 1 | ||||
31 | Круги Эйлера. | 1 | ||||
32 | Круги Эйлера. | 1 | ||||
33 | Методы решения творческих задач | 1 | ||||
34 | Методы решения творческих задач | 1 |
Литература:
- Баврин И.И. Теория вероятностей и математическая статистика / И.И.Баврин. - М.: Высш. шк., 2005.— 160 с:
- Вентцель Е. С. Задачи и упражнения по теории вероятностей: Учеб. пособие для студ. втузов / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
- Виленкин Н.Я. Комбинаторика / Н.Я. Виленкон, А.Н. Виленкин, П.А. Виленкин. - М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. - 400 с.
- Вуколов Э.А. Сборник задач по математике для втузов. В 4-х ч. ч. 4 / Э.А. Вуколов, А.В. Ефимов, В.Н. Земсков, А.С. Поспелов. - М., Физматлит, 2004- 432 с.
- Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике /В. Е. Гмурман. - М., Высш.шк., 2004.- 404 с.
- Гмурман, Владимир Ефимович. Теория вероятностей и математическая статистика:учебное пособие для вузов /В. Е. Гмурман.-Изд. 12-е, перераб.-М.:Высшая школа,2009.-478с.
- Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей: Учебник / Б.В. Гнеденко. - Изд. 8-е, испр. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 448 с.
- Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
- Кибзун А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. базовый курс с примерами и задачами / А.И. Кибзун.- М.: Физматлит, 2002. - 224 с.
- Кибзун, Андрей Иванович. Теория вероятностей и математическая статистика:базовый курс с примерами и задачами : учебное пособие для втузов/А. И. Кибзун, Е. Р. Горяинова, А. В. Наумов ; под ред. А. И. Кибзуна.-Изд. 5-е, перераб. и доп.- М.:Физматлит,2007.-231 с.:
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов / Н.Ш. Кремер.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение, 2001.- 96.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
- Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
- Марков С.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
- Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
- Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009.- 116с.
- Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие / В.С. Пугачев.— 2-е изд., исправл. и дополи.— М.: Физматлит,2002.- 496 с.
- Сидняев, Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учеб. пособие для магистров / Н. И. Сидняев. – М. : Юрайт, 2012. – 399 с.
- Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа для 6 классов средних общеобразовательных школ....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...
программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы "Математика после уроков"
В 5 класс входит раздел Логика и смекалка», в 6 класс «Цифры и числа»...