Конспект урока "Определение первообразной"
план-конспект урока по математике (11 класс)
Предварительный просмотр:
Уроки №255(91)
Группа | Дата |
Э-12 | 04.02.20 |
МЖКХ-6 |
Тема урока: Определение первообразной
Цели урока:
- Образовательные: дать определение первообразной; применять полученные знания при решении заданий на нахождение первообразных функций;
- Развивающая: развивать мыслительную деятельность, основанную на операциях анализа, сравнения, обобщения, систематизации;
- Воспитательные: воспитывать культуру мышления; формировать мировоззренческие взгляды.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, словесно – наглядный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, обще-групповая.
Оборудование: таблица первообразных, микрокалькуляторы
Продолжительность: 45 мин.
Ход урока
На доске записи: Производная – «производит» на свет новую функцию. Первообразная – «восстанавливает» первичный образ.
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация знаний (8 мин)
Вычислите производную функции.
Вопрос: Как называется операция нахождения производной? (Это операция дифференцирования)
Вспомним задачу из механики.
Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = t3 + 2t2 – 5t. Найти функцию, выражающую закон изменения скорости движения υ(t) и ускорения а(t)
Решение. Функция скорости υ(t) является производной от заданной функции перемещения s(t). Т.е. выполняем операцию дифференцирования. υ(t) = s'(t), υ(t)= 3t2 + 4t-5.
Вычислив производную скорости по времени υꞌ (t) (или вторую производную функции s(t)), найдём закон изменения ускорения по времени : а(t)= υꞌ (t)= s'ꞌ(t)= 6t+4.
Операция дифференцирования (нахождения производной) по закону перемещения позволяет находить скорость и ускорение тела.
Таким образом ответ: υ(t)=3t2+4t-5 и а(t)= 6t+4.
Задача 2. Скорость прямолинейно движущейся точки изменяется по закону υ(t)= 3t2+4t-5.
Найти функцию s(t), выражающую зависимость перемещения точки от времени.
Решение. Так как υ(t) = s'(t), то из условия следует, что s'(t) =3t2+4t-5. Значит, по заданной производной s'(t) требуется восстановить функцию s(t).
- Изучение нового материала (10 мин)
Ставится вопрос: зная производную некоторой функции, мы должны найти саму функцию. Как это сделать?
Студенты выполняют задания: заполнить пропущенные места в скобках
(…)/ = 2х; (…)/ = 0; (…)/ = 4х3 ; (…)/ = 25
Как можно иначе сформулировать это задание (найти саму функцию, зная её производную; восстановить функцию по производной)?
Восстанавливаемая функция называется первообразной. Дайте определение первообразной функции. Помощь преподавателя: если мы обозначим саму функцию через f(x), а её первообразную через F(x) , то куда поставить штрих в равенстве F=f? Или: как проверить, что некоторая функция F(x) является первообразной для f(x)?
Студенты обсуждают и дают определение первообразной. Переносят в тетрадь записи с доски:
Производная –«производит» на свет новую функцию. Первообразная – «восстанавливает» первичный образ.
В механике очень часто возникает обратная задача: по известному закону изменения ускорения от времени а(t) найти поведение скорости υ(t) и перемещения s(t). Иными словами, по заданной производной υꞌ (t) = а(t) надо восстановить саму функцию υ(t). Затем по известной производной s'(t)= υ(t) надо найти функцию s(t).
Рассмотрев эти две задачи можно увидеть, что в математике существуют 2 взаимно-обратные операции. Рассмотрим их в сравнении, заполнив небольшую таблицу
ПРЯМАЯ. | ОБРАТНАЯ. |
1.сложения | |
2.умножения | |
3.возведение в квадрат | |
4.синус угла. |
|
5.дифференцирование. |
- вычитание
- деление
- извлечение из квадратного корня
- арксинус угла
- интегрирование
При заполнении таблицы преподаватель называет прямую операцию, а студенты – обратную.
Для решения задач, подобных 1 и 2-ой( т.е. восстановление функции по её известной производной) и служит операция интегрирования - обратная операции дифференцирования.
Работа с учебником. Найдите на стр.174 определение первообразной, запишите в тетрадь.
Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) , если F/(x) = f(x) на заданном промежутке.
Рассмотреть и прокомментировать решенные три примера в учебнике.
- Закрепление изученного (20 мин)
Устная работа.
Проверить, что функция F(x) есть первообразная для f(x):
1) F(x) = x3-2x+1 f(x)=3x2-2
2) F(x)= x4-7 f(x)=4x3
3) F(x)=10 f(x)=0
4) F(x)= f(x)=1/2 x€(0;+∞)
5) F(x) =10x20 f(x)=200x19
Письменная работа
- Найти первообразную для функции f(x):
- f(x)= x3
- f(x) = 1
- f(x) = 0,25
- f(x) = 5x
- f(x) = 6/x
- f(x) = 7x8
- f(x) = 14x10
- f(x) = 20x3
- f(x) = x2
- f(x) = x
2. Найти общий вид первообразных для функции
1) f (х) = 2 – x4
2) f (х)= х+cosx
3) f (х)= x6
4) f (х)= -3
5) f (х) =
3. Показать, что функция F(x) является первообразной для функции f(х):
№ 326, (работа в тетрадях с проверкой на доске)
№330 (работа в парах с взаимопроверкой). Резервные задания (работа по карточкам для наиболее подготовленных студентов. Приложение)
- Постановка домашнего задания (2 мин)
П.26, №327
- Подведение итогов урока (3 мин)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 3-2х3 + на (0; +∞).
2. f (х) = sin 2x -1 на (-∞; +∞).
3. f (х) = (2-5х)6 на (-∞; +∞).
4. Для функции f (х) = найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (; 3)
Карточка №2
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. F(x) = 1+2х4 - на (0; +).
2. f (х) = cos 3x +1 на (-; +).
3. f (х) = (1-4х)5 на (-; +).
4. Для функции f (х) = найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;2)
Карточка №3
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 2+ -3х4 на (0; +.
2. f (х) = 3sin (x+) на (-; +).
3. f (х) = на (-; +).
4. Для функции f (х) = найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;3)
Карточка №4
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 4-5х2+ на (0; +.
2. f (х) = 2cos () на (-; +).
3. f (х) = на (; +
4. Для функции f (х) = найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;1).
Карточка №5
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 2 + – 2х3 + х на (0; +).
2. f (х) = 5 sin x + 2 на (-; +).
3. f (х) = (5-9х)8 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 2 cos (x-) найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;2).
Карточка №6
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 1 - + 2х2 + х на (0; +).
2. f (х) = 2 sin x – 1 на (-; +).
3. f (х) = (4+8х)9 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 2 sin (x + ) найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;4)
Карточка №7
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 3 + + 4x2 – 5 на (0; +).
2. f (х) = 2 sin () на (-; +).
3. f (х) = (3-4х)7 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 4 cos (2x + ) найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;4)
Карточка №8
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = 2 - + 4 на (0; +).
2. f (х) = 3 cos (2х + ) на (-; +).
3. f (х) = (2-5х)7 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 3sin (2x - ) найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;3).
Карточка №9
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = + 3x2 -5x + 1 на (0; +).
2. f (х) = 2 sin 4х + 3 на (-; +).
3. f (х) = (2-6х)7 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 3 * найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;1).
Карточка №10
Найдите все первообразные F (x) для функции 1-3.
1. f (х) = – 3x3 + 5x – 1 на (0; +).
2. f (х) = 3 cos 4х -2 на (-; +).
3. f (х) = (1-5x)6 на (-; +).
4. Для функции f (х) = 2 * найдите ту первообразную,
график которой проходит через точку М (;5).
Самоанализ урока математики по теме:
«Определение первообразной»
Данный урок проходил в группе 2 курса Э-12 04.02.2020г. Списочный состав группы: 23 человека. На уроке присутствовало 19 человек. По аттестации первого курса по данному предмету успевают на «4» тринадцать человек.
Более 60% студентов этой группы имеют хорошие способности для усвоения программного материала, на уроках активны, с достаточной учебной мотивацией.
Тема данного урока занимает 3-ое место десятого раздела «Интеграл и его применение». Тесно связана с полученными знаниями и умениями на предыдущих занятиях по теме «Производные и её применение» и является основой для изучения последующих тем раздела.
При отборе учебного материала для составления плана урока были учтены реальные учебные возможности студентов группы. Содержание урока соответствовало требованиям учебной программы и представлено общедидактическими принципами наглядности, доступности и последовательности.
Образовательная цель урока – ввести понятие первообразной, её основного свойства; составить таблицу первообразных; сформировать умения применять полученные знания при решении заданий на нахождение первообразных функций; развивать логическое мышление, используя приёмы обобщения, анализа и сравнения.
Тип урока – изучения нового материала. Структура занятия включает: актуализацию опорных знаний; изучение нового материала, где студенты проговаривают примеры взаимно обратных операций. Через понятие обратной функции вводится определение первообразной.
На этапе закрепления, работая по учебнику, студенты читают и комментируют готовые решения трёх примеров. Работают устно доказывая, что данная функция F(x) является первообразной для функции f(x) способом нахождения производной F/(x). После чего выполняется письменное закрепление изученного. Студенты на доске и в тетрадях находят первообразные функций, пользуясь плакатом «Таблица первообразных». Под контролем преподавателя студенты справились с полученным заданием. После чего выполняют №330 работая в парах с взаимопроверкой. Резервные задания (работа по карточкам для наиболее подготовленных студентов. Приложение). На уроке используется индивидуальная и групповая формы обучения.
В ходе урока развивались навыки работы с учебником, умение пользоваться справочным материалом, работать в парах, адекватность оценивания выполненных заданий.
На заключительном этапе внимание студентов было направлено на понимание того, что знания и умения по данной теме нужны для дальнейшей учебы и применения в профессиональной деятельности.
Все этапы урока соблюдены. На каждом из них, работа строилась таким образом, чтобы студенты чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса. Деятельность студентов была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
Как преподаватель, свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого студента в активную работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе. В силу того, что в группе есть студенты и со средними способностями, мало активны, поэтому не всех студентов получилось вовлечь в качественную работу, у некоторых студентов имеются пробелы в знаниях предыдущей темы. Стараюсь таким студентам выдавать варианты домашних тестовых заданий, контрольные вопросы, назначаю консультации.
Результативность урока: «4» - 7 человек, «3» - 4 человек.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АТК)
КОНСПЕКТ
урока по математике
«Определение первообразной»
Выполнила:
Куйдина Марина Николаевна
Тында, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Первообразная. Основное свойство первообразной".
Урок повторения и систематизация знаний....
Конспект урока по алгебре в 11 классе Тема: «Первообразная и интеграл».
Урок обобщения знаний , умений и навыков Класс разбивается на 5 групп «семьи» (год семьи), выбирается глава «семьи» (до начала урока). Каждый участник имеет свой персональный номер члена семьи.На...
Алгебра,11 класс .Конспект урока по теме "Первообразная"
Конспект урока по теме " Первообразная"...
Конспект урока по теме "Первообразная" + презентация
Урок знакомства со свойствами и правилами нахождения первообразной, таблицей значений первообразных....
Конспект урока в 11 классе по теме "Понятие первообразной"
Конспект урока в 11 классе "Понятие первообразной" по УМК С.М.Никольский...
Презентация по теме "Первообразная. Правила нахождения первообразных"
Презентация содержит материал к уроку по теме "Правила нахождения первообразных", примеры, задания для самостоятельного выполнения...
1.11.21 ПК2 Тема:"Определение первообразной. Основное свойство первообразной".
Задание:1. Выполнить конспект краткого справочного материала по теме: "Определение первообразной. Основное свойство первообразной".2. Оформить в тетради упражнения с решениями.3. Таблицу пер...