Статья из опыта работы "Интеграция ребёнка с ранним синдромом РДА"
статья по математике (5 класс)
В тезисах рассматривается возможность интеграции в детский кол-
лектив, ребенка с синдромом раннего детского аутизма, посредством
включения в процесс на уроках математики. Представлен опыт учителя
математики. Приведен фрагмент конспекта урока математики в пятом
классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт интеграции ребёнка с синдромом РДА в уловиях школы-интернат | 309.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ББК Ч30я431+Ч51я431
УДК 37+796(043.2)
Д672
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
С.В. Беспалова (главный редактор), М.В. Фоменко (отв. секретарь),
В.А. Дубровина, Е.И. Скафа, В.И. Сторожев, Е.В. Еремка, С.И. Белых
Д672 Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура
и вызовы современности: Материалы V Международной научной
конференции (Донецк, 17-18 ноября 2020 г.). – Том 6: Педагогические
науки. Часть 2 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. –
Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. – 371 с.
Ответственность за содержание статей, аутентичность цитат,
правильность фактов и ссылок несут авторы статей.
Во вторую часть шестого тома материалов V Международной научной
конференции «Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации,
культура и вызовы современности» вошли исследования по актуальным
проблемам педагогических наук. Рассматриваются вопросы теории и ме-
тодики обучения математике, технологий обучения в высшей профессио-
нальной школе, современного развития физической культуры, воспитания
и спорта.
Освещенные в сборнике проблемы и направления их решения будут
полезны научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и
докторантам, проводящим исследования в области педагогических наук.
ББК Ч30я431+Ч51я431
УДК 37+796(043.2)
© Коллектив авторов, 2020
© Донецкий национальный университет, 2020
УДК 37.018,38:616.896–053.5
ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ РАННЕГО
ДЕТСКОГО АУТИЗМА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Мезрина М.В.
МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования», с. Овгорт, РФ
ovgort33@mail.ru
В тезисах рассматривается возможность интеграции в детский кол-
лектив, ребенка с синдромом раннего детского аутизма, посредством
включения в процесс на уроках математики. Представлен опыт учителя
математики. Приведен фрагмент конспекта урока математики в пятом
классе.
В современном обществе увеличивается контингент детей с ограни-
ченными возможностями здоровья. В условиях северных территорий дан-
ная группа детей может быть включена в процесс получения образования
только посредством инклюзивных и интегративных технологий.
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором,
прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодей-
ствию. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть са-
мым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в от-
дельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом
нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, воспри-
ятия, эмоциональной и других сфер психики. Исключительное разнообра-
зие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обу-
чение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррек-
ционной педагогики.
Дети с сохранным интеллектом могут проявлять одаренность в ряде
сфер, например, в математике, музыке, живописи. Специфический узкий
интерес ребенка с РДА может быть использован для интеграции данной
группы детей в школьном пространстве.
Ребенка с РДА на первом этапе обучения в школе можно вводить в
группу детей только на урок, который представляет специфический инте-
рес, в нашем случае на урок математики. На первых этапах лучше исполь-
зовать индивидуальный подход, а через 1-2 года возможна интеграция в
коллективные формы работы.
Можно отметить следующие этапы интеграции ребенка с РДА:
1 этап. Налаживание коммуникативного контакта, привлечение ин-
тереса к новому виду деятельности.
2 этап. Выполнение заданий, которые нравятся ребенку, закрепление
интереса к математике.
3 этап. Постепенное введение различных вариантов исполнения не-
обходимых заданий по программе математического курса.
4 этап. Побуждение к активным действиям.
Рассмотрим фрагмент урока математики и элементы включения ре-
бенка с РДА в процесс. Тема урока математики в 5 классе: «Сравнение
обыкновенных дробей». Урок простроен, как урок-путешествие и оформ-
лен в игровую рамку как «Организация экотуризма по реке Сыня».
Цель урока: Сформировать умение сравнивать дроби с помощью
приведения дробей к одинаковому числителю или знаменателю, с помо-
щью промежуточного числа или дополнения дроби «до 1» и перекрестно-
го правила.
1. Вспомните, пожалуйста, какое любимое занятие ждет вас летом.
Предположительно поездка в деревню и рыбалка).
Разделим весь путь от Овгорта до Тильтима на отрезки, поставьте
промежуточные точки: Овгорт – Овалынгорт-Евригорт-Мугорт-Тильтим.
2. Актуализация знаний. Сравнение дробей с равными знаменателя-
ми. Фронтальная работа, работа у доски 2 человека. Попросить сделать
вывод. К работе у доски в пятом классе уже можно привлекать ребенка с
РДА. Сравнение дробей с равными числителями (работа в парах). По 1
учащемуся с каждого ряда попросить к доске и сделать вывод.
Задание на пробное действие. Сравнить дроби 4 /9 и 5/ 12 .
Фиксация затруднения. – Я не смог сравнить дроби с разными зна-
менателями и разными числителями. – Я не могу обосновать правильность
своего результата. Фиксация причины затруднения. – Мы не знаем способа
сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями. Мы
знаем как сравнивать дроби на числовом луче, но это долго.
3. Цель деятельности. Построить (узнать) способ сравнения дробей с
разными знаменателями и разными числителями и научиться сравнивать
дроби, используя построенный способ.
4. Правило сравнения дробей. На этапе саморефлексии, с помощью
кружков разного цвета – я смог, я не смог, я не смог до конца понять...как
сравнивать дроби. Предлагаем ребенку с РДА тоже высказать свое мнение.
Таким образом, постепенная интеграция ребенка с РДА с сохранным
интеллектом и интересом к математике возможна, посредством использо-
вания специфического интереса к математике на первом этапе интеграции
в школьное пространство, включение в детский коллектив и обучение вза-
имодействию с ровесниками, доступному для ученика.
Список литературы
1. Лайшева О.А. Ранний детский аутизм / О.А. Лайшева. – Москва : Спорт, 2017. –
108 с.
2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко.– Москва : Теревинф, 2004. – 136 с.__
57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. ...
Статья на тему "Развитие ребёнка в театрализованной деятельности"
Статья "Развитие ребёнка в театрализованной деятельности" для детей дошкольного возраста.Перед музыкально – театрализованной деятельностью стоят следующие задачи:1. Способствовать развитию ребенка сре...
Статья "Что делать, если ребёнок врет?"
Материал о том, что является причиной детсой лжи и о том, как можно помочь ему справиться с этой проблемой....
статья «Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»
laquo;Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»С таким вопросом сталкиваются многие родители.Конечно возникает много неудобств и проблем в процессе обучения музыки, но всё-таки есть причи...
Статья "Как маме подготовить ребёнка к поступлению в школу"
Статья показывает моё отношение к процессу подготовки ребёнка к школе и содержит практические рекомендации. Эта подготовка, на мой взгляд, - не 1-2 года перед школой, а всё дошкольное детство ребёнка!...
Булашевич А.В, Полянская Е.А. статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"
Булашевич А.В., Полянская Е.А.Статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"СтруктураПодведение к т...
Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).
Статья написана в результате изучения материалов по аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...
- Мне нравится (1)