Статья из опыта работы "Интеграция ребёнка с ранним синдромом РДА"
статья по математике (5 класс)

Мезрина Марина Владимировна

В тезисах рассматривается возможность интеграции в детский кол-

лектив, ребенка с синдромом раннего детского аутизма, посредством

включения в процесс на уроках математики. Представлен опыт учителя

математики. Приведен фрагмент конспекта урока математики в пятом

классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ББК Ч30я431+Ч51я431

УДК 37+796(043.2)

Д672

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

С.В. Беспалова (главный редактор), М.В. Фоменко (отв. секретарь),

В.А. Дубровина, Е.И. Скафа, В.И. Сторожев, Е.В. Еремка, С.И. Белых

Д672  Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура

и вызовы современности: Материалы V Международной научной

конференции (Донецк, 17-18 ноября 2020 г.). – Том 6: Педагогические

науки. Часть 2 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. –

Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. – 371 с.

Ответственность за содержание статей, аутентичность цитат,

правильность фактов и ссылок несут авторы статей.

Во вторую часть шестого тома материалов V Международной научной

конференции «Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации,

культура и вызовы современности» вошли исследования по актуальным

проблемам педагогических наук. Рассматриваются вопросы теории и ме-

тодики обучения математике, технологий обучения в высшей профессио-

нальной школе, современного развития физической культуры, воспитания

и спорта.

Освещенные в сборнике проблемы и направления их решения будут

полезны научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и

докторантам, проводящим исследования в области педагогических наук.

ББК Ч30я431+Ч51я431

УДК 37+796(043.2)

© Коллектив авторов, 2020

                                     © Донецкий национальный университет, 2020

УДК 37.018,38:616.896–053.5

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ РАННЕГО

ДЕТСКОГО АУТИЗМА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Мезрина М.В.

МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования», с. Овгорт, РФ

ovgort33@mail.ru

В тезисах рассматривается возможность интеграции в детский кол-

лектив, ребенка с синдромом раннего детского аутизма, посредством

включения в процесс на уроках математики. Представлен опыт учителя

математики. Приведен фрагмент конспекта урока математики в пятом

классе.

В современном обществе увеличивается контингент детей с ограни-

ченными возможностями здоровья. В условиях северных территорий дан-

ная группа детей может быть включена в процесс получения образования

только посредством инклюзивных и интегративных технологий.

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором,

прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодей-

ствию. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть са-

мым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в от-

дельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом

нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, воспри-

ятия, эмоциональной и других сфер психики. Исключительное разнообра-

зие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обу-

чение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррек-

ционной педагогики.

Дети с сохранным интеллектом могут проявлять одаренность в ряде

сфер, например, в математике, музыке, живописи. Специфический узкий

интерес ребенка с РДА может быть использован для интеграции данной

группы детей в школьном пространстве.

Ребенка с РДА на первом этапе обучения в школе можно вводить в

группу детей только на урок, который представляет специфический инте-

рес, в нашем случае на урок математики. На первых этапах лучше исполь-

зовать индивидуальный подход, а через 1-2 года возможна интеграция в

коллективные формы работы.

Можно отметить следующие этапы интеграции ребенка с РДА:

1 этап. Налаживание коммуникативного контакта, привлечение ин-

тереса к новому виду деятельности.

2 этап. Выполнение заданий, которые нравятся ребенку, закрепление

интереса к математике.

3 этап. Постепенное введение различных вариантов исполнения не-

обходимых заданий по программе математического курса.

4 этап. Побуждение к активным действиям.

Рассмотрим фрагмент урока математики и элементы включения ре-

бенка с РДА в процесс. Тема урока математики в 5 классе: «Сравнение

обыкновенных дробей». Урок простроен, как урок-путешествие и оформ-

лен в игровую рамку как «Организация экотуризма по реке Сыня».

Цель урока: Сформировать умение сравнивать дроби с помощью

приведения дробей к одинаковому числителю или знаменателю, с помо-

щью промежуточного числа или дополнения дроби «до 1» и перекрестно-

го правила.

1. Вспомните, пожалуйста, какое любимое занятие ждет вас летом.

Предположительно поездка в деревню и рыбалка).

Разделим весь путь от Овгорта до Тильтима на отрезки, поставьте

промежуточные точки: Овгорт – Овалынгорт-Евригорт-Мугорт-Тильтим.

2. Актуализация знаний. Сравнение дробей с равными знаменателя-

ми. Фронтальная работа, работа у доски 2 человека. Попросить сделать

вывод. К работе у доски в пятом классе уже можно привлекать ребенка с

РДА. Сравнение дробей с равными числителями (работа в парах). По 1

учащемуся с каждого ряда попросить к доске и сделать вывод.

Задание на пробное действие. Сравнить дроби 4 /9 и 5/ 12 .

Фиксация затруднения. – Я не смог сравнить дроби с разными зна-

менателями и разными числителями. – Я не могу обосновать правильность

своего результата. Фиксация причины затруднения. – Мы не знаем способа

сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями. Мы

знаем как сравнивать дроби на числовом луче, но это долго.

3. Цель деятельности. Построить (узнать) способ сравнения дробей с

разными знаменателями и разными числителями и научиться сравнивать

дроби, используя построенный способ.

4. Правило сравнения дробей. На этапе саморефлексии, с помощью

кружков разного цвета – я смог, я не смог, я не смог до конца понять...как

сравнивать дроби. Предлагаем ребенку с РДА тоже высказать свое мнение.

Таким образом, постепенная интеграция ребенка с РДА с сохранным

интеллектом и интересом к математике возможна, посредством использо-

вания специфического интереса к математике на первом этапе интеграции

в школьное пространство, включение в детский коллектив и обучение вза-

имодействию с ровесниками, доступному для ученика.

Список литературы

1. Лайшева О.А. Ранний детский аутизм / О.А. Лайшева. – Москва : Спорт, 2017. –

108 с.

2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко.– Москва : Теревинф, 2004. – 136 с.__                                                

                                                                        57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"

Занятия  «Математического  воображения»  студии  «Малышок» - адаптивная  модель  раннего  развития  детей  5,5-7  лет.       ...

Статья на тему "Развитие ребёнка в театрализованной деятельности"

Статья "Развитие ребёнка в театрализованной деятельности" для детей дошкольного возраста.Перед музыкально – театрализованной деятельностью стоят следующие задачи:1. Способствовать развитию ребенка сре...

Статья "Что делать, если ребёнок врет?"

Материал о том, что является причиной детсой лжи и о том, как можно помочь ему справиться с этой проблемой....

статья «Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»

laquo;Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»С таким вопросом сталкиваются многие родители.Конечно возникает много неудобств и проблем в процессе обучения музыки, но всё-таки есть причи...

Статья "Как маме подготовить ребёнка к поступлению в школу"

Статья показывает моё отношение к процессу подготовки ребёнка к школе и содержит практические рекомендации. Эта подготовка, на мой взгляд, - не 1-2 года перед школой, а всё дошкольное детство ребёнка!...

Булашевич А.В, Полянская Е.А. статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"

Булашевич А.В., Полянская Е.А.Статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"СтруктураПодведение к т...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...