Практика и перспективы внеурочной деятельности по математике
статья по математике

Чуркина Любовь Игоревна

С введением федеральных государственных стандартов, являясь средством реализации основной образовательной программы, внеурочная деятельность играет важную роль в формировании универсальных учебных действий. ФГОС ориентирует современное образование на определенный результат, в котором важны как предметные знания, так и умения применять их в практической деятельности. Осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, тем не менее являясь образовательной, внеурочная деятельность ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений. Она развивает способности, интерес к предмету, активизирует жизненную позицию школьников, включает их в общественно-полезную деятельность. Все эти качества очень необходимы современному школьнику, и в дальнейшем выпускнику. Именно поэтому, актуальность организации предметной внеурочной деятельности, по-прежнему, не снижается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktika_i_perspektivy_vneurochnoy_deyatelnosti_1.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. Чуркина,

учитель математики МОУ «Разуменская СОШ №4

«Вектор Успеха» Белгородского района Белгородской области»

ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

С введением федеральных государственных стандартов, являясь средством реализации основной образовательной программы, внеурочная деятельность играет важную роль в формировании универсальных учебных действий. ФГОС ориентирует современное образование на определенный результат, в котором важны как предметные знания, так и умения применять их в практической деятельности. Осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, тем не менее являясь образовательной, внеурочная деятельность ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений. Она развивает способности, интерес к предмету, активизирует жизненную позицию школьников, включает их в общественно-полезную деятельность. Все эти качества очень необходимы современному школьнику, и в дальнейшем выпускнику. Именно поэтому, актуальность организации предметной внеурочной деятельности, по-прежнему, не снижается.

Благодаря внеурочной деятельности открывается большое поле возможностей в реализации различных функций в каждой дисциплине. При этом самым важным остаётся умение заинтересовать обучающихся своим предметом, повысить мотивацию у слабомативированных детей и поддерживать её у уже заинтересованных школьников. И здесь в помощь учителю - чётко продуманная система организации занятий внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по математике, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) организуется в рамках реализации общеинтеллектуального направления развития личности. Формы реализации самые разнообразные: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, тематические лагерные смены, летние школы и т.д. Остановимся на некоторых аспектах организации соревновательных занятий.

Начав учебный год в режиме школы полного дня организации внеурочной деятельности по разным направлениям было отведено достаточно внимания и времени. В качестве отправной точки для разработки рабочей программы «Избранные вопросы математики» для обучающихся 5-х классов нами была выбрана авторская программа Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика», составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике. Срок реализации - 1 год. Программа была модифицирована для обучающихся 11-12 лет. Тем самым была соблюдена преемственность уровней образования, в частности с 4 классом. С учетом работы во вновь созданных классных коллективах, сформированных из различных образовательных организаций, было принято решение реализовывать программу внеурочной деятельности в параллелях
5-х и 6-х классов одновременно.

Содержание курса взаимосвязано с урочной деятельностью, с добавлением новых элементов, материалов повышенной трудности и творческих заданий, имеющих целью мотивацию школьников к изучению предмета и ориентированной на подготовку к участию в испытаниях школьного, муниципального и регионального уровней. Важной и актуальной составляющей программы является время, выделенное на выполнение проектных работ – выбор темы, подготовка и защита проекта, столь немаловажных на перспективу для обучающихся заканчивающих освоение программы основного общего образования.

Проведение занятий внеурочной деятельности целесообразно проводить в различных формах, с использованием разнообразные виды деятельности. Например, занятие на тему «Математические фокусы» было организованно в форме представления, с тематическими выступлениями обучающихся. Заранее желающими был изучен материал, подготовлены реквизит и выступления перед классом. В программу представления вошли фокусы с шестью цветными карточками с числами, фокусы по отгадыванию задуманного числа, фокус с календарем, складывание сразу 3-х многозначных чисел, фокус со спичками.

Наибольший интерес был вызван фокусом с отгадыванием даты рождения. Заинтересовались абсолютно все! А затруднения возникли в вычислениях – не у всех получалась с первого раза вычислить необходимый результат. Участники и зрители помогали друг другу, но никто не отступил и довёл вычисления до конца. Помимо интереса данный фокус наглядно продемонстрировал всем качество и скорость собственного владения вычислительными навыками.

В организации подобных занятий мы рекомендуем начинать именно с фокуса с шестью карточками. Он эффектный, красочный и вызывает заинтересованность у школьников. В итоге занятия в качестве самостоятельного исследования можно предложить ребятам попробовать дома разгадать секрет этого фокуса.

Так же с интересом и живо прошли занятия на тему «Задачи на переливания» в форме опытов. Обучающимся были предложены следующие задачи:

  1. Имеются двухлитровая и пятилитровая банки. Как сделать так, чтобы, в одной из них оказался ровно один литр воды?
  2. Для марш-броска солдату необходимо иметь 4 литра воды. Больше он взять не может. На базе, где имеется источник воды, есть только 5-литровые фляги и 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?
  3. Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в сосуд вместимостью 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

Использование соревновательных элементов также разнообразит занятия. В разделении класса на группы, выборе капитанов, коллективном обсуждении и поиске способов решения формируются, помимо познавательных, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Для наглядности в кабинете для каждой команды на столах был выставлен необходимый реквизит: 2-х, 3-х и 5-ти литровые банки, кастрюли необходимого объема, вода. Командам были розданы задачи, отведено время для совещания и проб. По истечении назначенного времени капитан каждой команды представлял ответы своей команды. В итоге определились победители. В опыт-соревнование были вовлечены все. Каждый хотел продемонстрировать и доказать своё решение.

Не удивительно, что занятия по темам «Задачи на взвешивание», «Задачи на разрезание», «Задачи со спичками» уже были ожидаемы обучающимися, т.к. практические и одновременно соревновательные занятия вызвали большой интерес.

Возможность использования различных форм проведения занятий и, как следствие, заинтересованность и вовлеченность всех детей в процесс – это, несомненно, плюсы внеурочной деятельности. Считаем, реализация данной программы внеурочной деятельности способствовала благоприятному прохождения периода адаптации как в классе, так и в новом школьном коллективе. А приобретенные УУД станут помощниками школьникам в дальнейшем.

Не умолчим и о затруднениях. Трудоемкая и затратная по времени подготовка учителя к занятиям, подбору реквизита. Нехватка времени для разбора всех интересующих заданий в рамках занятия.

В заключении, хочется отметить, что внеурочная деятельность по предмету имеет такие преимущества, как отсутствие зависимости от оценки, возможность выхода за рамки предмета ориентирует не на репродукцию, а на творчество и сотворчество, разнообразие форм занятий и неофициальность обстановки создает ситуацию сотрудничества и атмосферу увлеченности. И, наконец, внеурочная деятельность наглядно позволяет «увидеть» реализацию основного принципа ФГОС – самостоятельно добывать знания!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сабирова, Д.Т. Внеурочная деятельность в 5 классе / Д. Т. Сабирова.// Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 690-691.
  2. Статья: Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/vneurochnaya_deyatelnost_vazhnejshij_komponent_sovr_155839.html (дата обращения: 5.06.2020).
  3.  Кочурова, Е.Э. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана  на 1 год об...

Учебные практики как вид внеурочной деятельности

Выступление  на семинаре учителей истории и обществознания  "Учебные практики как вид внеурочной деятельности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"

Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....