«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»
методическая разработка по математике
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_prepodavanie_matematiki_v_klassah_s_uchashchimisya_s_ovz.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»
Согласно Письма Министерства образования и науки РФ№ ИР-535/07 от 7 июня 2013г. необходимо «Создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностям здоровья» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предоставляет таковые возможности : «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности коллектива.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
У учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания – пример: при обучении выполнять действия с выражениями, содержащими буквы, я обозначаю буквы через какие-то предметы, находящиеся в классе и спрашиваю, можно ли сложить, например, книгу и ручку, и таким образом делается вывод.
- развитие пространственных представлений и ориентации— работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве;
- развитие основных мыслительных операций— используются игры на умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
При обучении детей ОВЗ нужно вооружиться огромным терпением, доброжелательностью к ученику, признавать его, как личность. Только при этих условиях будет достигнуто взаимопонимание и будет результат.
Следовательно, я думаю, что при организации учебно – воспитательного процесса нужно использовать следующие подходы:
- замедленный темп обучения;
- предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
- дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
- соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);
- использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание- это методы сравнения, демонстрации, беседы, работы с книгой.
- организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
- наглядно – практический характер обучения;
- опора на знания и жизненный опыт учащихся;
- установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.
Проблемы в обучении математике
- невозможность длительного интеллектуального напряжения
- не владеют навыками устного счета
- «боязнь» текстовых задач, особенно, если текст большого объема
- трудности в заучивании наизусть и воспроизведении выученного
- трудности при работе с чертежными инструментами, в связи с недоразвитием мелкой моторики
Организуя образовательный процесс, нужно:
- использовать наглядные, практические и словесные методы;
- — сформировать мотив, заинтересовать;
- — сориентировать на занятие;
- — при выполнении заданий соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом;
- — предусмотреть смену видов деятельности, динамические паузы, физкультминутки;
- Ни один результат в коллективе не нужно оставлять без внимания, ребят нужно хвалить даже при незначительном продвижении вперед.
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые я провожу в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Приведу несколько примеров таких упражнений:
- В предложении сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
- «Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто – нибудь не ошибется.
- Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.
В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике.
Использую разные приемы стимулирования и контроля: циклическую взаимопроверку, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль)
- 5-7 минут;
- Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
- Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников.
Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.
Например, игра «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.
- Игровые моменты и занимательные задачи:
Игровой момент №1. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.
Игровой момент №2. На доске закреплены следующие карточки:
1,7 | 2,8 | 1,9 | 3,7 | 4,8 | 3,9 |
2,5 | 2,1 | 3,3 | 4,3 | 2,3 | 1,1 |
Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания (возрастания).
* Тесты
* Математический, арифметический и графический диктанты
* Математическое лото
* Ребусы, кроссворды
Упражнение
. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Предлагается следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре.
Например:
1. Прямой, тупой, развёрнутый, круглый, острый.
- Ромб, квадрат, треугольник, параллелограмм, трапеция.
Упражнение. «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Например:
а)подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» — «задача».
б) подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» — «остаток».
И так по любой учебной теме. Задание можно использовать в начале урока.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
Игра 1. «Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
Игра 2. «Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки.
Игра 3. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Игра 4. Графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку:
Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
Практикую я игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О преподавании математики в классах коррекционно-развивающего обучения
О преподавании классах КРО. Из опыта работы....
Преподавание математики 5 класс
Это пособие предназначенно для учителей, работающих в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. 5 часов в неделю, всего 170 часов за год. В конце остались пустые клетки, для того, чтобы в...
Преподавание математики 6 класс
Это пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. 5 часов в неделю, всего 170 часов за год. Последние клетки на повторение не заполнены потому, что каждом...
О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Математика как учебный предмет уверенно проникает в гуманитарное образование. Ценность математики...
Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса
Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...
"Особенности преподавания математики 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО" (педагогическая мастерская)
представлены программа семинара и справка по итогам семинара с сайта http://omczo.org...