«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»
методическая разработка по математике

иванова галина григорьевна

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»

        Согласно Письма Министерства образования и науки РФ№ ИР-535/07 от 7 июня 2013г. необходимо «Создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностям здоровья» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предоставляет таковые возможности : «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности коллектива.

    Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.  

     И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

    У учащихся с задержкой психического развития, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

       Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

 

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания – пример: при обучении выполнять действия с выражениями, содержащими буквы, я обозначаю буквы через какие-то предметы, находящиеся в классе и спрашиваю, можно ли сложить, например, книгу и ручку, и таким образом делается вывод.
  • развитие пространственных представлений и ориентации— работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве;
  • развитие основных мыслительных операций— используются игры на умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

     

При обучении детей ОВЗ нужно вооружиться огромным терпением, доброжелательностью к ученику, признавать его, как личность. Только при этих условиях будет достигнуто взаимопонимание и будет результат.

Следовательно, я думаю, что при организации учебно – воспитательного процесса нужно использовать следующие подходы:

  • замедленный темп обучения;
  • предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
  • соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);
  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание- это методы сравнения, демонстрации, беседы, работы с книгой.
  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
  • наглядно – практический характер обучения;
  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;
  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

 

  Проблемы в обучении математике

  • невозможность длительного интеллектуального напряжения
  • не владеют навыками устного счета
  • «боязнь» текстовых задач, особенно, если текст большого объема
  • трудности в заучивании наизусть и воспроизведении выученного
  • трудности при работе с чертежными инструментами, в связи с недоразвитием мелкой моторики

 

Организуя образовательный процесс, нужно:

  • использовать наглядные, практические и словесные методы;
  • — сформировать мотив, заинтересовать;
  • — сориентировать на занятие;
  • — при выполнении заданий соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом;  
  • — предусмотреть смену видов деятельности, динамические паузы, физкультминутки;
  •        Ни один результат в коллективе не нужно оставлять без внимания, ребят нужно хвалить даже при незначительном продвижении вперед.

 

         Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые я провожу в начале каждого урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Приведу несколько примеров таких упражнений:

  1. В предложении сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
  2. «Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто – нибудь не ошибется.
  3. Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.

  

  В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.    

       Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике.

   Использую разные приемы стимулирования и контроля: циклическую взаимопроверку, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.

 

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль)
  • 5-7 минут;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий).

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

 

  • Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников.

 

Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.

Например, игра «Молчанка»:  учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

 

  • Игровые моменты и занимательные задачи:

Игровой момент №1. Даны числа: 0,25; 0,75; 0,5; 0,1; 0,05; 0,2; 0,15; 0,6; 0,4. Используя каждое число только один раз, надо составить три верных равенства.

Игровой момент №2. На доске закреплены следующие карточки:

1,7

2,8

1,9

3,7

4,8

3,9

2,5

2,1

3,3

4,3

2,3

1,1

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания (возрастания).

 

* Тесты

* Математический, арифметический и графический диктанты

* Математическое лото

* Ребусы, кроссворды

 

Упражнение

. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения.  Предлагается следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре.
Например:
1. Прямой, тупой, развёрнутый, круглый, острый.

  1. Ромб, квадрат, треугольник, параллелограмм, трапеция.

Упражнение. «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Например:
а)подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» — «задача».
б) подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» — «остаток».
И так по любой учебной теме. Задание можно использовать в начале урока.

 

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
Игра 1. «Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
Игра 2. «Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки.
Игра 3. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Игра 4. Графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку:
Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

Практикую я игру «в учителя», или новый вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.

    Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание математики 5 класс

Это пособие предназначенно для учителей, работающих в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. 5 часов в неделю, всего 170 часов за год. В конце остались пустые клетки, для того, чтобы в...

Преподавание математики 6 класс

Это пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. 5 часов в неделю, всего 170 часов за год. Последние клетки на повторение не заполнены потому, что каждом...

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Математика как учебный предмет уверенно проникает в гуманитарное образование. Ценность математики...

Применение технологии проблемного обучения в преподавании математики 8 класса

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, стиль их взаимодействия. Ученик должен быть активным, мыслящим, творческим...

"Особенности преподавания математики 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО" (педагогическая мастерская)

представлены программа семинара  и справка по итогам семинара с сайта http://omczo.org...