Приемы и способы формирования логических УУД на уроках математики
статья по математике
Современные учебники математики практически в каждой теме курса содержат задания способствующие формированию логических УУД.
Для формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_sposoby_formirovaniya_logicheskih_uud_na_urokah_matematiki.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и способы формирования логических УУД на уроках математики
Большая роль при формировании логических универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
- математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
- логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
- пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
- техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты); комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
- алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе
- владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);
- математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).
Предметными результатами учащихся по математике являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные
Современные учебники математики практически в каждой теме курса содержат задания способствующие формированию логических УУД.
Для формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1 этап - вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал "действовать", необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
На вводно-мотивационном этапе ставится проблемная задача - выполнение действий при определенных условиях - условие задачи и выделение ее компонентов: условия, данных. Проблемной ситуацией в данном случае может выступать игровая ситуация (помощь героям), соревнование (выполнение задания на скорость), личная заинтересованность, помощь учителю и т.д. С детьми обсуждается проблема: где используются задачи, для чего нужно уметь их решать.
2 этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
На этапе открытия математических знаний решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности - самим составить задачу по известным данным, связанную с процессом обучения, из своей жизни, возможно проигрывание некоторых условий задач для привлечения внимания младших школьников
3 этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
На этапе формализации знаний изучаются разные виды задач, способы их решения, варианты оформления и т.д. Данный этап реализуется на протяжении всего периода обучения.
4 этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему
На этапе обобщения и систематизации применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, совершенствуют умения решать задачи, перенося схемы решения на задачи других видов
Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...
Формирование логического мышления на уроках математики.
О формировании логического мышления учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....
«Формы и способы формирования прочных знаний на уроках математики с применением ИКТ»
Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает в...
Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся
Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Понятие...
Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся
Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Понятие...
Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»
В данной работе представлено описание приемов и методов работы на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...
Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества
Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......