Рабочая программа к учебнику "Математика 6 класс" (автор А. Г. Мерзляк)
рабочая программа по математике (6 класс)
Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику "Математика 6 класс", авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Программа составлена на основании авторской программы и соответствует Положению по рабочим программам МКОУ "Третьяковская СОШ". Имеется календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_6_klass.doc | 599 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по математике для 5-11 классов (Математика: программы:5-11 классы/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и другие,- М.: Вентана-Граф, 2016 год) и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Третьяковская СОШ» к учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф,2016.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год.
Учебный план курса математики 6 класса составляет 175 часов из расчета 5 часов в неделю. Согласно годовому календарному графику МКОУ «Третьяковская СОШ» количество учебных недель на 2020 - 2021 учебный год -34, поэтому рабочая программа не соответствует авторской на 5 часов (сокращены часы на повторение).
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин; применения в повседневной жизни; выработка умений устно и письменно выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами; перевод практических задач на язык математики; подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия»; формирование умения пользоваться алгоритмами; создание фундамента для математического развития; формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
- формировать вычислительную культуру и практические навыки вычислений;
- формировать универсальные учебные действия, ИКТ-компетентность, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, умения работать с текстом;
- развивать интеллект учащихся, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для полноценного функционирования в обществе;
- развивать логическое мышление и речевые умения: умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- формировать представления об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- развивать представления о математике как части общечеловеческой культуры, воспитывать понимание значимости математики для общественного прогресса.
- развивать представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
- развивать представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
6) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
7)умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
6) выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
7) решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
8) изображать фигуры на плоскости;
9) использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
10) измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
11) распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
12) проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
13) использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
14) строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
15) читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
16) решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
- анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
- выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
- развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Делимость натуральных чисел | 17 |
2 | Обыкновенные дроби | 38 |
3 | Отношения и пропорции | 28 |
4 | Рациональные числа и действия над ними | 70 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 17 |
Календарно- тематический план (6 ч в неделю, всего 170 ч за год)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 17 | |||
1, 2 | Делители и кратные | 2 | ||
3-5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | ||
6-8 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | ||
9 | Простые и составные числа | 1 | ||
10-12 | Наибольший общий делитель | 3 | ||
13-15 | Наименьшее общее кратное | 3 | ||
16 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
17 | Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | ||
Глава 2 Обыкновенные дроби | 38 | |||
18, 19 | Основное свойство дроби | 2 | ||
20-22 | Сокращение дробей | 3 | ||
23-25 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 | ||
26-30 | Сложение и вычитание дробей | 5 | ||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
32- 36 | Умножение дробей | 5 | ||
37-39 | Нахождение дроби от числа | 3 | ||
40 | Контрольная работа №3 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
41 | Взаимно обратные числа | 1 | ||
42-46 | Деление дробей | 5 | ||
47-49 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 | ||
50 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 | ||
51 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | ||
52, 53 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | ||
54 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||
55 | Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 | |||
56 | Отношения | 2 | ||
57-60 | Пропорции | 4 | ||
61-63 | Процентное отношение двух чисел | 3 | ||
64 | Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции» | 1 | ||
65, 66 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | ||
67, 68 | Деление числа в данном отношении | 2 | ||
69, 70 | Окружность и круг | 2 | ||
71 | Длина окружности | 1 | ||
72 | Площадь круга | 1 | ||
73 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | ||
74 | Цилиндр. Конус. Шар. | 1 | ||
75, 76 | Диаграммы | 2 | ||
77-79 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | ||
80, 81 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||
82 | Контрольная работа №6 по теме «Отношения и пропорции» | 1 | ||
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 70 | |||
83, 84 | Положительные и отрицательные числа | 2 | ||
85-87 | Координатная прямая | 3 | ||
88, 89 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | ||
90-92 | Модуль числа | 3 | ||
93-96 | Сравнение чисел | 4 | ||
97 | Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | 1 | ||
98-101 | Сложение рациональных чисел | 4 | ||
102, 103 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | ||
104-108 | Вычитание рациональных чисел | 5 | ||
109 | Контрольная работа №8 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | 1 | ||
110-113 | Умножение рациональных чисел | 4 | ||
114-116 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | ||
117-121 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 | ||
122-125 | Деление рациональных чисел | 4 | ||
126 | Контрольная работа №9 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | 1 | ||
127-130 | Решение уравнений | 4 | ||
131-135 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | ||
136 | Контрольная работа №10 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | 1 | ||
137-139 | Перпендикулярные прямые | 3 | ||
140 | Осевая симметрия | 1 | ||
141 | Центральная симметрия | 1 | ||
142 | Осевая и центральная симметрии | 1 | ||
143, 144 | Параллельные прямые | 2 | ||
145-147 | Координатная плоскость | 3 | ||
148, 149 | Графики | 2 | ||
150, 151 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||
152 | Контрольная работа №11 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | 1 | ||
Повторение и систематизация учебного материала | 17 | |||
153, 154 | Повторение по теме «Признаки делимости» | 2 | ||
155, 156 | Повторение по теме «Сокращение дробей» | 2 | ||
157, 158 | Повторение по теме «Приведение дробей к общему знаменателю» | 2 | ||
160, 161 | Повторение по теме «Сложение и вычитание дробей» | 2 | ||
162, 163 | Повторение по теме «Умножение дробей» | 2 | ||
164, 165 | Повторение по теме «Деление дробей» | 2 | ||
166, 167 | Повторение по теме «Пропорции» | 2 | ||
168 | Повторение по теме «Окружность и круг» | 1 | ||
169 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
170 | Итоговое повторение курса математики 6 класса | 1 |
Лист коррекции учебного предмета «Математика, 6 класс»
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Сроки изучения | |
по плану | по факту | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....
Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....
Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...
Рабочая программа "Информатика. 6 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...