Урок-проблема по математике в 9 классе "Жить или курить? Проценты".
план-конспект урока по математике (9 класс)
Урок-проблема по математике в 9 классе коррекционной школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) проводится в виде беседы, в ходе которой обсуждаются вопросы о вреде курения и попутно решаются задачи на вычисления по теме "Проценты". В процессе решения насущных вопрсов о здоровье решаеются такие задачи, как: совершенствование вычислительных навыков, закрепление навыков решения простых и составных задач по данной теме, формирование навыков здорового образа жизни и умений анализировать и делать выводы, развивать речь, мышление, память и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-проблема по математике в 9 классе "Жить или курить? Проценты" | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проблема по математике в 9 классе
«Жить или курить? Проценты»
Форма урока: урок - беседа, обсуждение, решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при решении задач.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по темы «Проценты» на примерах решении задач по вычислению процентов, отрабатывать практические навыки в вычислении процентов.
Задачи урока:
Обучающие: 1. Закрепить умения учащихся по данной теме.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Закрепить умения решать простые и составные задачи на нахождение процентов.
Развивающие: 1. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?
Воспитывающие: 1. Развивать интерес к предмету.
2. Расширить знания о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».
Коррекционные: 1. Развивать речь, память, мышление и внимание учащихся через беседу.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая проблему для всего человечества - наше будущее, здоровое будущее без вредных привычек, одна из которых является пагубная привычка - курение. Была проведена анонимная анкета, в течение урока мы выясним процентное соотношение ваших ответов.
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. Во многих странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 -3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.
Можно смело сказать, я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это?
А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».
- Устная работа.
а). Прочитай число и представь его в виде процентов:
0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 1/5; 4,6; 2; 4/100; 2,11.
б). Представьте проценты в виде дроби:
13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 5,35%; 85%.
Итак: а) Что такое процент?
б) Как найти один или несколько процентов числа?
- Решение задач.
Ученики: Открывают тетради, записывают число и тему урока.
Учитель: К нам на урок, сегодня, пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?» У меня к вам просьба — помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.
Задача 1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина - 2%; синильная кислота составляет 2/5 часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раза больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя; полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Ученики: У доски один ученик записывает краткую запись задачи и её решение, все остальные коллективно обсуждают и решают в тетрадях.
Учитель: Влияют ли эти вещества на организм человека?
Ученики: обсуждают коллективно и высказывают свои мнения.
Учитель: Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.
Какие заболевания могут быть у курильщика?
Ученики: обсуждают коллективно, приводят примеры различных заболеваний: рак лёгких, заболевания сердца, лёгких, печени и т. д.
Учитель: Возникает вопрос: Почему же всё - таки люди курят?
Ученики: обсуждают и делают вывод, что люди курят по привычке, чтобы снять нервное напряжение, за компанию.
Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствует наш медик, который расскажет вам о вреде курения.
Медицинский работник: рассказывает о вреде курения.
Учитель: Когда же чаще всего начинают курить?
Ученики: Ученики рассказывают, в каком возрасте и в каком классе они начали курить.
Учитель: Конечно большинство ответов, в подростковом возрасте.
Учитель: А теперь решим следующую задачу.
Задача 2. В нашей школе 120 мальчиков и 54 девочки. Определите, сколько курящих детей в нашей школе, если курящих мальчиков - 22%, а девочек — 31%.
Ученики: Один ученик у доски определяет количество мальчиков, другой ученик - количество девочек, все остальные работают самостоятельно в тетрадях, а потом сравнивают ответы с доской и считают вместе общее количество детей.
Учитель: Почти половина учащихся школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы, появляется неприятный запах изо рта, ухудшаетс зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов,появляется раздражительность, неуравновешенность, из - за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Устная работа: Учащиеся решают задачу устно, обсуждая её решение всем классом.
Задача 3. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 - 5 лет обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания — органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания, а сколько по одному?
Учитель: Сокращается ли продолжительность жизни курильщика?
Ученики: Жизнь курильщика сокращается.
Учитель: На сколько лет может сократить свою жизнь курильщик мы узнаем, если решим следующую задачу.
Задача 4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Ученики: Учащиеся обсуждают задачу коллективно, записывают решение в тетради
Учитель: Стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен?
Ученики: Приходят к выводу, что курить начинать не стоит.
Учитель: А как вы думаете, кто является примером для подражания?
Ученики: Обсуждают коллективно.
Учитель: Обратимся теперь к нашим анкетам.
Итоги анкетирования:
1).Курят ли родители?
Папа — 3 (42%) Мама — 4 (57%) Никто — 3 (42%)
2).Курит брат или сестра?
Брат — 4 (57%) Сестра — 1 (14%) Никто — 3 (42%)
3). Пробовал ли ты сам?
Да — 6 (86%) Нет — 1 (14%)
4). Куришь ли ты сейчас?
Да — 4 (57%) Нет — 3 (43%)
5). Тебе это нравится?
Да — 2 (28%) Нет — 2 (28%) Так себе — 2 (28%)
Не знаю — 2 (14%)
Учитель: В первую очередь - взрослые, и конечно же, родители. Дети, рождённые в семьях курильщиков в 4 - 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими заболеваниями, такие дети более раздражительны.
Средний вес новорождённого ребёнка 3 кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет на 125 граммов меньше, а если курит мать - на 300граммов.
Согласитесь, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие своих родителей.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может кто - то из вас приведёт примеры полезности?
Ученики: Обсуждают, но положительных примеров привести не могут.
Учитель: Так вот, во всём мире идёт борьба с курением. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример: если хороший секретарь - машинист курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4 % ошибок. Сколько ошибок делает машинистка на странице?
Ученики: Обсуждают всем классом и дают правильный ответ.
Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым эффективен в радиусе 10 метров от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошёл в конце 80 годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в кабинете с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах, а также в барах, ресторанах. Не пора ли и нам задуматься серьёзно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
- Домашнее задание.
Задача. Определите, сколько денег в год из своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 32 рубля.
- Подведение итогов.
Учитель: На этом наши задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процентов. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас:
Учитель:«Модно?
Ученики: Нет.
Учитель: Полезно?
Ученики: Нет.
Учитель: Стоит ли начинать?»
Ученики: Нет.
Учитель: А всё - таки -жить или курить?
Ученики: Отвечают коллективно.
Выставление и комментирование оценок. Молодцы ребята, спасибо за урок.
Использованная литература
- Вырезки из статей газеты «АиФ. Здоровье». 1996 — 1997гг.
- Приложение к газете «Первое сентября». «Математика». 2000г.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-плана урока математики по теме"Нахождение нескольких процентов числа"
Уровень познавательных способностей моих учеников разный, в виду того, что наша школа специальная ( коррекционная) VIII вида и ребята к нам направляются с медико-педагогической комиссии то есть -это д...
ГИА – 9. Модуль «Реальная математика». Тест "Решение задач на проценты."
Текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тест составлен по материалам «Открытого банка задач ГИА по матема...
Урок математики 6 класс по теме "Проценты"
Урок в 6 классе по предмету математика...
Конспект урока математики о теме: "Задачи на проценты" для 7 класса
Конспект разработан для урока систематизации знаний по теме: "Задачи на проценты". После урока предусмотренна домашняя работа в виде исследования....
Готовимся к ЕГЭ по математике. Часть В. Задание В14. Проценты, средняя скорость, совместная работа. ЕГЭ 2014 года.
Подбор заданмй длч подготовки к ЕГЭ 2014 года. Часть В. Задание В14. Проценты, средняя скорость, совместная работа....
Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса
Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...
Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"
Урок-проблема в 6 классе по теме "Проценты.Решение задач"...