Тема урока: Тип урока: | Задачи на движение в одном направлении проблемный |
Основное содержание темы: Термины и понятия: | Работа со схемами и величинами Скорость, расстояние, время |
Цель урока: | Развитие познавательного интереса, умение переносить знания в новые условия |
Планируемые результаты |
Личностные: -формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу | Метапредметные: познавательные – формирование умения обобщать, делать выводы коммуникативные – формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе регулятивные – понимание причины успеха/неуспеха | Предметные: - Развитие памяти и речи на языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение |
Организация образовательного пространства |
Ресурсы: информационный материал интерактивный материал |
Карточки презентация |
Формы организации деятельности: | Коллективная, индивидуальная, групповая |
Технология изучения темы |
Название этапа (дозировка времени) | Содержание деятельности | Планируемые результаты: (Пр); (М(п), М(к), М (р); (Л) |
I. Самоопределение деятельности |
Организация учащихся ( мин.) | Улыбнулись друг другу, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий учёный Фалес: – Что быстрее всего? – Что приятнее всего? И сравним наше мнение с мнением ученого. Откройте тетради и запишите число… | Л-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу |
Актуализация знаний/ проектирование самооценки ( мин.) | км, см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек.. 1) Выпишите единицы измерения: 1) Скорости. 2) Расстояния. 3) Времени. - Какие величины отсутствуют? (площади и объема) 2) Следующее задание на внимание: зрительно-слуховая игра “Да/Нет” I вариант | II вариант | Устно S=t*V t=V*:S V=S*:t | Зрительно V=S: t S=V:t t=S: V |
|
|
Проверка. 3) Блиц-турнир 1) Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; в 2 раза быстрее звука. Найти скорость звука? (1225км/ч) 2) Реактивный самолёт Ил-86 пролетает от Москвы до Владивостока расстояние в6417 км за 9 часов. Найти скорость Ил-86. Является ли Ил-86 сверхзвуковым? 3) Скорость света 300.000км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле. Если расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км (500сек.=8мин.20сек.)Проверка. 4) Проверка индивидуальной работы у доски. Определить какому животному принадлежит скорость.
Рыба-парусник – 100км/ч = 33м/сек. Сокол-сапсан – 250км/ч = 69м/сек. Скаковая лошадь – 70 км/ч Таракан – 30см/сек Гепард – 96 км/ч. Эти данные я взяла из книги “Тайны живой природы”. А теперь определите место скорости звука, света, самолёта ТУ-144 в нашей таблице. Скорость света 300.000 км/сек Скорость звука 1225 км/ч Сокол-сапсан – 250 км/ч Мы готовы ответь на первый вопрос: Что быстрее всего? – А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем – Кто представил, поднимите руку. – За сколько секунд вы это сделали? – Так что же на свете всего быстрее (наши мысли). | Л-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость
|
Формулирование учебной задачи ( мин.) | Постановка проблемы: (создание проблемной ситуации) А теперь решим несколько задач. 1) 2 объекта движутся навстречу друг другу. Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км. На каком расстоянии они будут друг от друга через час? Как найти скорость сближения? Vсб=V1+V2 2) Скорость одного объекта 5км/ч, а другого 6 км/ч. Расстояние между ними 30 км.
(Эту задачу невозможно решить, т. к. не указано направление движения) Зададим направление движения. Учащиеся предлагают разные направления движения, учитель выбирает движение в одном направлении и предлагает решить задачу.
Учащиеся – Такие задачи мы ещё не решали. подводящий диалог: – Как называется направление движения зад.1 и 2 ( в противоположном направлении) – Как движутся точки А и В в задаче 3. (в одном направлении). – Догонит ли объект со скоростью 5 км/ч - объект со скоростью 6 км/ч, или будет отставать (будет отставать). – Как могут называться такие задачи ? (ответы детей) Такие задачи называются: задачи на движение в одном направлении с отставанием. Попытаемся их решить. | Л-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- Развитие памяти и речи на языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение |
II. Учебно-познавательная деятельность |
Восприятие учебного материала ( мин.) | Поиск решения Класс делиться на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно. Обсуждение всех гипотез. Анализ правильного решения – Почему расстояние между А и В будет увеличиваться? | ( VВ>VA) | – На сколько? | (на 1) | – Как узнали 6-5=1. Чему равна скорость удаления | (Vуд=VВ –VА) | – Чему будет равно расстояние через час? |
| – Было 30 увеличивалось на 1 стало. 31 км | (30+ (6-5)*1=31 км) | – Чему будет равно расстояние через 2 часа. 32 км | (30+ (6-5)*2=32 км) и т.д. | – Что такое V*t ? | расстояние | Vуд*t – расстояние на которое будет удаляться объект. |
Можно записать так (V1-V2)*t. Заменим числа переменными, получим формулу: S=S+(V1-V2)*t | Л-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- Развитие памяти и речи на языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение |
Внедрение знаний в практику ( мин.) | Вывод: Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление движения, и какое это движение с отставанием или вдогонку. Vуд=V1 –V2 S=S+(V1-V2)*t/ Определите движение с отставанием
|
|
III. Диагностика качества освоения темы |
Самостоятельная работа ( мин.) | Расстояние между собакой и лисицей 600м. скорость собаки 750м/мин, а лисицы 800м/мин. Догонит ли собака лисицу через 8 минут? Другими словами, нам нужно узнать, какое расстояние будет между собакой и лисицей через 8 минут? Если S= 0, то догонит, если S увеличится, то не догонит. 1) Vуд =800-750=50м/мин. 2) 600+50*8=1000м. Расстояние увеличится, следовательно, собака не догонит лисицу. | Л-формирование умения организовывать свою деятельность -формирование умения оказывать помощь товарищу М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы М(к_ - формирование умения работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе М(р) - понимание причины успеха/неуспеха П- Развитие памяти и речи на языке предмета - формирование умения различать разностороннее движение и движение в одну сторону - формирование умения соотносить наглядно объект и его скорость -формирование умения решать задачи на одностороннее движение |
Творческая работа ( мин.) |
|
|
IV. Рефлексивная деятельность |
Самоанализ (текущий и итоговый) ( мин.) | Мы узнали, как решать такие задачи? Ответим на второй вопрос Фалеса: - Что приятнее всего? - Достичь желаемого. | М(п) – формирование умения обобщать, делать выводы М(р) - понимание причины успеха/неуспеха |
Самооценка (текущая и итоговая) ( мин.) | Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5. Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4. Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3. | Л-формирование умения организовывать свою деятельность М(р) - понимание причины успеха/неуспеха |