Методическая разработка уроков по геометрии "Площадь боковой поверхности правильной пирамиды"
план-конспект урока по математике (11 класс)
Данные уроки позволяют:
- научить изображать правильную пирамиду;
- ввести понятие правильной пирамиды;
- познакомить со свойствами ее элементов;
- получить вывод формулы площади боковой поверхности;
- развивать интуицию, пространственное воображение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты-уроков по вычислению площади боковой поверхности правильной пирамиды | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Площадь боковой поверхности правильной пирамиды»
- Цели:
- научить изображать правильную пирамиду;
- ввести понятие правильной пирамиды;
- познакомить со свойствами ее элементов;
- получить вывод формулы площади боковой поверхности;
- развивать интуицию, пространственное воображение.
Ход урока
- Проверка домашнего задания
№ 243 Основание пирамиды DABS является АВС, у которого АВ = АС = 13 см, ребро AD перпендикулярно плоскости основания и равно 9 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.,
№ 244 Основание пирамиды DABS является прямоугольный треугольник АВС, у которого гипотенуза АВ равна 29 см, катет АС = 21см. Ребро DA перпендикулярно плоскости основания и равно 20 см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
Решения записаны на доске, выделяем главные этапы решений.
- Повторяем определение пирамиды, ее элементов, решаем устно задачи:
- Основание пирамиды прямоугольник, одно боковое ребро перпендикулярно основанию пирамиды. Определите вид боковых граней. Выполните чертеж “рис.1”.
- Используя “рис.1” решите задачу: S ABCD – пирамида, ABCD – квадрат, АВ = 2см,
SAB = 600 Найдите боковую поверхность пирамиды.
III. Объяснение нового материала.
- Сформулируйте определение правильной пирамиды.
(Учащиеся могут составить его сами аналогично определению правильной призмы, при этом выясняем, является ли пирамида задачи 2 правильной).
После обсуждения этого вопроса, составляем полное определение правильной пирамиды, учимся ее рисовать (“рис.2”), водим понятие апофемы (ha).
- По “рис.2”, устно доказываем, что в правильной пирамиде:
- боковые ребра равны;
- боковые грани – равнобедренные треугольники;
- боковые грани равны;
- апофемы раны;
- двугранные углы при основании равны.
После этого каждый ученик, согласно своему варианту, записывает одно из доказательств, затем проверка и корректировка в парах, и пятеро учащихся по выбору учителя зачитывают свои записи.
По окончании этой работы следующие вопросы:
- Расскажите, как найти боковую поверхность правильной пирамиды?
- Докажите, что Sбок = Ѕ Росн х hа
3. Самостоятельно в тетрадях оформляется доказательство теоремы о боковой поверхности правильной пирамиды, тем, кто не может это сделать самостоятельно, разрешается воспользоваться учебником стр.67.
Самое удачное, четко сформулированное доказательство один из учащихся записывает на доске.
IV. Решение задач
№254 (а) В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна а, высота равна Н. Найдите боковое ребро пирамиды.
Устно разбираем два способа решения задачи, используя:
- свойство медиан;
- понятие радиуса описанной окружности.
Оформляем в тетрадях по вариантам, проверка в парах и два ученика оформляют задачи на доске.
Пока идет оформление задач на доске, устно обсуждаем два способа решения задачи.
№ 257 Высота правильной треугольной пирамиды равна h, а двугранный угол при стороне основания равен 450. найдите площадь поверхности пирамиды.
При решении этой задачи также используем свойство медиан и понятие радиуса вписанной окружности. Решение и оформление аналогично предыдущей.
V. Итог урока.
Контрольные вопросы по изученной теме.
Домашнее задание № 254 (в) 258
Урок 2.
Урок посвящен решению задач. Класс делится на группы по 4 человека (разноуровневые). Группам предлагаются одинаковые задания. Работа организуется по “методу пилы” объяснения решения задачи.
Задача № 1
Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 5 см., а высота – 3 см. Найдите площадь полной поверхности.
Задача № 2
Апофема правильной шестиугольной пирамиды равна 5 см, а высота – 4 см. Найдите площадь боковой поверхности.
Задача № 3.
В правильной треугольной пирамиде боковые грани наклонены к основанию под углом 600. Расстояние от вершины основания до боковой грани равно 3. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
Задачи № 4
В правильной четырехугольной пирамиде боковые грани наклонены к основанию под углом 600, а расстояние от середины стороны основания до противоположной боковой грани равно 4. Найдите площадь боковой поверхности.
Урок 3.
Индивидуальная контролирующая проверочная работа 4 варианта.
В – 1
- Найдите высоту правильной шестиугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, апофема h
- Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна а, а высота h. Определить полную поверхность пирамиды.
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, у которой боковая поверхность равна
60 см2, а полная поверхность 108 см2.
В – 2
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если сторона ее основания равна а, а апофема h.
- Боковое ребро правильной четырехугольной пирамиды, равное 12 см, образует с плоскостью основания угол в 600. Найдите боковую поверхность пирамиды.
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, у которой площадь основания равна
27см2, а полная поверхность 72см2.
В – 3
- Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна а. Двугранные углы при основании равны . Определите полную поверхность.
- Найдите величину двугранного угла при основании правильной четырехугольной пирамиды, если ее боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 300.
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, у которой площадь основания равна
27см2, а полная поверхность 72см2.
В – 4
- Найдите величину двугранного угла при основании правильной четырехугольной пирамиды, если ее боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 600.
- Высота боковой грани правильной четырехугольной пирамиды равна 10 см. Определите полную поверхность пирамиды, если боковая грань наклонна к плоскости основания под углом 600.
- Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, у которой боковая поверхность равна
60см2, а полная поверхность 108см2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»....
Методическая разработка урока по теме !Декоративно - художественная отделка поверхностей"
Здесь помещаю методическую разработку урока, который провела 17.11.2012г. Данный урок был рекомендован к тиражированию....
Тема урока: «Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)»
Конспект урока по математике в 9 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Полная и боковая поверхность прямоугольного параллелепипеда (куба)"...
Методическая разработка урока Технологии для 7го класса «Правильное питание. Десерты».
Тема урока: «Приготовление десертов в соответствии с принципами правильного питания». Цель: Формировать у детей стремление к правильному питанию и образу жизни, интерес к заботе о сво...
Методическая разработка урока по теме "Погода. Одевайся правильно!" 5 класс.
Методическая разработка урока предлагает проведение урока по английскому языку в 6 классе по теме «Дорожная безопасность», с применением технологии «ра...
Методическая разработка урока географии «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» - 5 класс
Аннотация к урокуДанный урок является последним при изучении темы «Изображения земной поверхности: план, карта, глобус» в 5 классе и проводится с целью повторения изученного и ...
Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"
Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"...