Интегрированный урок в 5 классе математика, родная (башкирская) литература
план-конспект урока по математике (5 класс)

Интегрированный урок в 5 классе по  математике и  родной  (башкирской) литературе по мотивам сказки "Акъял-батыр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока в 5 классе

математика, родная (башкирская) литература

Тема: «Математика в башкирских сказках»

 

Тема урока: Математика в башкирских народных сказках

Сказка «Акмд - Батыр»- родная литература

Арифметичекие действия с натуральными числами

Тип урока: Урок повторения и закрепления  

Формы работы:   индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Цели урока

  • Общеобразовательные: Повторить   богатырскую сказку  «Акмд - Батыр».
  •  рассмотреть задачи, разработанные по этой сказке, повторить арифметические действия с натуральными числами. Закрепить понятие о старинных единицах меры джины, массы.

- развивающие: способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.

- воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству родного народа, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, организованности, умения взаимо- и самоконтроля своей деятельности, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности

Оборудование:

1. Аудио аппаратура, кассета.

2. Стенд с рисунками детей

3. Веревочки, ножницы на каждую парту

4. Карта - задача

5. Шоколадные монеты (12 золотых и 8 серебряных)

6. Костюмы для сценки.

7. Таблица «Старинные единицы меры длины и массы».

8. Стенгазета «Математика в башкирских сказках».

Ход урока:

Звучит стихотворение в исполнении детей.

Внимание! Урок начинается

Двери в сказку открываются,

Дружно, смело входим в класс,

5 класс рад видеть вас!

Любим сказки мы читать,

А иногда и помечтать

Но сегодня для нас непривычно,

Ведь урок у нас необычный.

Задачи будем в сказке мы решать.

Попросим вас помочь, но не мешать.

Не секрет, что математика нужна,

И башкирская литература нам важна,

Так что это в первый раз,

Поддержите-ка вы нас!

Учитель математики: Здравствуйте, дорогие ребята!

Учитель родного языка и литературы: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок: здесь встретятся вместе математика и родной язык и литература.

Учитель математики: Тема урока «Математика в Башкирских сказках»., Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить виды башкирских народных сказок, повторить действия с натуральными числами, закрепить понятия о старинных единицах меры длины, массы. Но сначала небольшая математическая разминка.

Устная работа по вопросам:

1. Как найти произведение трёх чисел?

2. Может ли при умножении получиться ноль?

3. Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа?

4. Назовите наименьшее натуральное число.

5. Чему равна четверть одного метра?

6. К натуральному числу приписали три нуля, во сколько раз увеличилось число?

7. Как найти неизвестное слагаемое?

Учитель К. Б.:

С башкирскими народными сказками мы уже хорошо знакомы. Ребята, вспомните ж назовите виды башкирских народных сказок.

Дети   называют:   бытовые,   богатырские,   волшебные,   шуточные,   сказки  о животных и сказки кулямасы.

Верно. А теперь назовите сказку, отрывок которой я прочту.

Дети определяют и называют сказку.

К какому виду сказок относится сказка « Акьял - батыр»?

Дети: богатырская сказка.

Сегодня я проверю: насколько хорошо вы поняли эту сказку.

Работа по вопросам:

Где происходят события этой сказки? На отрогах древней горы Урал Как жили Батырша с женой до рождения сына? Бедно, в нужде и голоде, Каким вырос Акъял - батыр? Сильным, смелым. Помогал отцу на охот. «В пятнадцать лет Акъял - батыр был рослым молодцом, он охотился на птиц и зверей, помогал отцу».

Учитель математики:

Акъял - батыру 15 лет, переведем в часы, ведь он рос не по дням, а по часам.

Дети работают в тетради и у доски.

Решение: 15 * 365 * 24 = 131400ч.

Ответ: 15лет = 13 14 00 ч.

Учитель К.Б.:

Работа по вопросам:

Что сделан Акьял - батыр после смерти родителей? Покинул дом с щелью увидеть мир, людей.

Кого он встретил в пути? Запись в тетради Тау - батыр - горный богатырь, Урман-батыр- лесной богатырь.

«Однажды, когда три батыра прошли уже много гор, лесов и рек, увидели они избушку. Но ни в избушке, ни около неё никого не было. Тогда Акъял - батыр говорит: - Ты Урман-батыр свари мясо, а мы с Тау - батыром осмотрим окрестности», Что за гость появился в через некоторое время? Старик - карлик.

Учитель математики:

«Перед Урман - батыром стоял старик-карлик, сам ростом в четверть, а борода в тысячу четвертей» . Средний рост человека в те времена 1м 60см. Покажите, какого роста был старик-карлик.

Детям раздаются верёвки. Веревка складывается 4 раза, 1 часть отрезается.

Теперь найдите длину бороды. Дети работают письменно в тетради. Решение: 40см * 1000 = 40000см = 400м.

Ответ: 400м.

Итак, старик-карлик обманул Урман-батыра и Тау - батыра и съел две варенные лошадиные туши. Сколько килограмм конины съел он, если одна лошадь была тяжелее второй на три пуда и весила 40 пудов?

Работа в тетрадях и на доске.

Решение:  1лошадь - 40пудов       77

                  2лошадь - 37 пудов   пудов

77* 16 = 1232кг.

Ответ: 1232кг.

Учитель К.Б.:

А добавлением к замечательному бульону будет лапша, которую мы приготовим сами.

Музыкальная физкультминутка «Приготовление лапши»

Какое качество характера показали друзья Акъял - батыра, встретившись со стариком? Трусость.

Был ли Акъял - батыр человеком? Нет.

Как наказал он старика? Привязал за бороду к двери.

«Старик стал рваться ж метаться, наконец, оборван себе бороду и убежал. Батыры старика-карлика».

Учитель математики:

«Долго шли батыры, прошли много рек и лесов». А шли они по следующему маршруту:   (на доску вывешивается карта)

Устный счет. Ответ: 60 верст. 64км 20м.

Решим задачу на уравнение: Вдоль тропинки, по которой они шли, росли березы, елки и дубы. Всего 450 деревьев. Причем елок в три раза больше, чем берез. Сколько берез и елок росло, если дубов было 90?

Обозначения проговариваются: x - берез, Зх - елок.

Решение: Зх + х + 90 = 450

                   4х = 450-90

                     4х = 360

                      х = 90;

                    90*3=270

Ответ. 90 берез, 270 елок.

Учитель К.Б.:

Где Акъял - батыру удалось найти старика-карлика? В подземном царстве.

Как он помог людям подземной страны? Убил, старика - карлика и дал людям вод.

Дома вы должны были нарисовать любой понравившийся вам эпизод. На стенде размещены ваши рисунки. Рассматривание, обсуждение, оценка рисунков. Многие из вас изобразили Акъял - батыра из лука. Когда Акьял - батыр проявило свою меткость?          Дети пересказывают эпизод.

Как Акъял - батыр поступал с богатством, полученным в состязаниях? Раздавал бедным.

Какое качество характера он в этом эпизоде? Доброту,

Учитель математики:

Царь признал себя побежденным и щедро одарил Акъял - батыра. Если бы спутники поделили это богатство на троих, то каждому из них досталось по 1кг 200гр золота и 800гр серебра. Но Урман-батыр с Тау - батыром присвоили добытое Акъял - батыром, бросив его на произвол судьбы.   Решим задачу. По сколько килограмм золота и серебра осело бы в их карманах, если бы Акьял - батыр не выбрался из пропасти.

Работа в тетрадях и на доске. На столе 12 монет с золотой обёрткой и 8 с серебряной. Используются для решения задачи. Решение: 1200 * 3 : 2 = 1800гр = 1кг 800гр;

                   800*3:2 = 1200гр = 1кг200гр.

Ответ: 1кг 800гр золота, 1кг 200гр серебра.

Учитель К.Б.:

Почему волшебная птица Самрекош согласилась помочь Акъял - батыру выбраться из пещеры? Акъял - батыр спас ее птенцов от аждахи. Признали ли Тау - батыр и Урман-батыр свою вину? Да.

это было, вам покажут мальчики. Посмотрите сценку и подумайте, что общего у Акъял - батыра с друзьями и что их отличает.

Сценка о последней встрече батыров. Ребята отвечают на вопро.

Итог.

Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование в 3 классе по родному башкирскому языку

календарно- тематическое планирование в 3 классе по  родному башкирскому языку. в неделю 4 часа....

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Презентация к интегрированному уроку 6 класс (математика и русский язык)

Дополнение у конспекту урока с иплользованием ИКТ...

Разработка интегрированного урока немецкого языка и родного (ханты) языка

Представлен интегрированный урок немецкого и родного языков, целью которого является сравнение и анализ стихотворения немецкого поэта Г.Гейне "Сосна"....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Родная (башкирская) литература" 7 класс

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019гг. по башкирскому языку и литературе...

Рабочая программа по родной (башкирской) литературе 5-9 класс

УҠЫТЫУ ТУҒАН (БАШҠОРТ) ТЕЛДӘ АЛЫП БАРЫЛҒАН ДӨЙӨМ БЕЛЕМ БИРЕҮ ОЙОШМАЛАРЫНЫҢ 5–9-СЫ КЛАСТАРЫ ӨСӨН «ТУҒАН (БАШҠОРТ) ӘҘӘБИӘТЕ» УҠЫУ ПРЕДМЕТЫ БУЙЫНСА ӨЛГӨ ЭШ ПРОГРАММАҺЫ...

Интегрированный урок по теме "Математика и литература. Бородино"

Данную разработка может быть использована студентами физико -математических факультетов педагогических учебных заведений и учителями математики 5 классов. Материал содержит задачи, придуманные обучающ...