Сложение и вычитание натуральных чисел. 5 класс. С использованием некоторых фактов о городе Подольске.
методическая разработка по математике (5 класс)

Ялунина Светлана Станиславовна

Данный урок обобщает свойства сложения и вычитания натуральных чисел. С целью патриотического воспитания использован материал о городе, в котором проживают дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Математика

Класс: 5
Авторы УМК: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Тема урока:    Сложение и вычитание натуральных чисел
Вид урока: урок  обобщения и систематизация предметных знаний, умений, навыков.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: обобщить знания по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел, воспитывать патриотизм и гражданскую позицию.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы организации: словесный, наглядный, практический.

Планируемые результаты:

предметные: обобщить изученные свойства сложения и вычитания;

метапредметные УУД:

        коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по  

        данной теме;

        регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и

        самокоррекции;

        познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Уроки общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап  мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Пусть математика сложна,

Её до края не познать,

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Отвечают. Обсуждают ответы.

(ПОДОЛЬСК)

Обсуждают, что им уже известно по данной теме

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию 

Математическое лото.

Учитель читает примеры, а обучающиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. (По расположению закрытых ячеек учителю легко увидеть правильность вычислений каждого.)

296 с

57 з

1000к

460 н

877 п

23 у

45 о

555 л

50 м

8 д

90 ь

167 а

80 р

3 и

96 о

730 р

1)Найти сумму 48 и 9.

2)Уменьшаемое 90. Вычитаемое 67. Найти разность.

3)45-(25+17)

4) Масса 1л воды -1кг, а масса 1л бензина – на 270г меньше. Найти массу 1л бензина.

5)(200+67)-100

6)301-(20+201)

7)56+8+12-26

8)764-(264+40)

-Сколько открытых ячеек осталось?

-Из оставшихся букв составьте слово. Что у вас получилось?

-Какие правила вам помогли в устном счете?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

3. Этап                              локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения

Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на математический язык

Отвечают (Это связано с празднованием дня города)

Получили 5101781, то есть 5 октября 1781 г.

Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной

Почему кто-то долго считал или получил неверный результат?

-Сформулируйте тему урока и поставьте цели своей деятельности.

-Подумайте, почему Подольск прозвучал сегодня на уроке?

-Правильно!

-А кто знает, когда Подольск получил статус города?

- Давайте проверим, выявив закономерности в следующем номере.

-Подумайте, какое число должно быть в середине. Объясни правило его нахождения.

15

41

26

2

5

3

19

18

37

8

10

18

27

3

9

51

17

3

810

81

10

ФИЗМИНУТКА

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения;

Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты.

1)52-4=48(домов) - принадлежало купцам;

2)2*2=4 (дома) – принадлежало священнослужителям;

3)52+48+4+2=106 (д.)

Ответ: в 1781 году в городе было 106 домов.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

А теперь предлагаю узнать некоторые факты из истории Подольска.

Задача. К этому времени Подол был застроен домами. Известно, что из них  мещанам принадлежало – 52, дворянам – 2, купцам на 4 дома меньше, чем мещанам, а священнослужителям в 2 раза больше чем дворянам. Сколько было домов к тому времени в городе?

 (1 ученик работает у доски)

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

5.Этап реализации построенного проекта

Работа в группах

1)2020-1819=201(год)

2)201*365=7336(дней)

Ответ:7336 дней.

1)1864+1=1865(г)

2)1925-1865=60(лет)

Ответ: мост прослужил 60 лет.

1)675-175=500(т) изготовил за час 3 цех,

2)500+200=700(т) изготовил за час 2 цех,

3)675+500+700=1875(т) изготовили три цеха.

Ответ: 3 цеха изготовили 1875 т смесей, следовательно, первая продукция отстроенного цементного завода в Подольске выпущена в 1875 году.

2020-1902=118 (лет)

Ответ:118 лет.

1)12000+7800=19800(чел.)

2)12000+60000=72000(чел.)

Ответ: в 1926 году численность населения составляла 19800 чел., в 1939 году 72000 чел.

308130-180400=127730(чел)

Ответ: на 127 730 человек.

822+178+975=1975(г)

Ответ: в 1975 году.

1)2020-1781=239(лет) со дня основания города Подольска,

2)1781+250=2031(г.)

Ответ: в 2031 году город Подольск будет праздновать 250-летие.

Обсуждение ответов совместно с демонстрацией на экране слайдов с изображением достопримечательностей Подольска

Контролирует работу

В сентябре 1812 года город недолгое время был занят французскими войсками, которые нанесли ему ощутимый ущерб. В память об этих событиях в городе в 1819 году был возведён Троицкий собор. Сколько лет работает Троицкий собор?

В 1864 году был построен деревянный мост через Пахру, однако он простоял год, после чего обрушился. Новый мост был отстроен военными инженерами уже по системе американского инженера Гау, благодаря чему просуществовал до 1925 года. Сколько лет прослужил новый мост,

 построенный

военными инженерами?

Первый цех изготовил за час работы 675 т строительных смесей, третий цех за это же время на 175 т меньше, чем первый, и на 200 т меньше чем второй. Сколько всего смесей изготовили 3 цеха?

В 1900 году американская компания «Зингер», занимавшаяся сборкой швейных машин, приобрела участок земли в Подольске, приступив к строительству своего первого в России завода. Выпуск первой продукции (бытовых швейных машин) был налажен в Подольске уже в 1902 году. Сколько лет прошло с начала выпуска продукции «Зингер» до наших дней?

За годы Гражданской войны произошло сокращение численности населения города. В 1920 году в нем проживало всего 12 тыс. человек. Но после окончания войны и начала промышленного роста Подольск начал бурно расти. Так в 1926 году численность населения увеличилась на 7800 человек, а  в 1939 году увеличилась на 60 тыс. человек. Какова была численность населения в 1926 году, в 1939 году?

Численность населения города Подольск в 2003 году составляла 180400 человек, а в 2020 году 308130 человек. На сколько человек выросло население города?

В годы Великой Отечественной войны Подольск был прифронтовым городом, в городе были созданы артиллерийское и пехотное училища, в которых обучались более 3 тысяч курсантов. В1941 году подольские курсанты были подняты по тревоге и в течение нескольких дней в ходе ожесточённых боёв обороняли Малоярославец; большинство курсантов погибли.

Памятник Подольским курсантам, находящийся на пересечении улицы Кирова и Парковой улицы символизирует мужество, стойкость, бессмертный подвиг Подольских курсантов. Памятник представляет фигуры курсантов, объединены огромным развевающимся знаменем со звездой вверху. В каком году был открыт памятник, вы узнаете, выполнив задание: 822+975+178

Сколько лет прошло с основания города Подольска? В каком году наш город будет праздновать 250-летие ?

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6. Рефлексия учебной деятельности.

---------------------

7. Подведение итогов урока

Осуществляет самооценку

 собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

 результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы

Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты

Информирует о домашнем задании:

Подобрать материал про город Подольск и составить задачи на сложение и вычитание натуральных чисел

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пусть математика сложна, Е ё до края не познать, Откроет двери всем она, В них только надо постучать

Слайд 2

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО

Слайд 3

Найти сумму 48 и 9 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 4

Уменьшаемое 90, вычитаемое 67. Найдите разность. 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 5

45-( 25+17) 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 6

Масса 1л воды 1кг, а масса 1л бензина – на 270г меньше. Найти массу 1л бензина.

Слайд 7

(200+67)-100 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 8

301-(20+201) 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 9

56+8+12-26 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 10

764-(264+40) 296 С 57 З 1000 К 460 Н 877 П 23 У 45 О 555 Л 50 М 8 Д 90 Ь 167 А 80 Р 3 И 96 О 730 Р

Слайд 11

Подольск

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

Точная дата, когда село Подол было преобразовано в город Подольск 15 41 26 2 3

Слайд 14

Точная дата, когда село Подол было преобразовано в город Подольск 19 37 18 8 18

Слайд 15

Точная дата, когда село Подол было преобразовано в город Подольск 27 51 9 3 3 810 10

Слайд 16

По указу императрицы Екатерины II 5 октября 1781 года село Подол было преобразовано в город, который стал центром Подольского уезда Московской губернии . 5.10.1781

Слайд 17

К этому времени Подол был застроен домами. Известно, что из них мещанам принадлежало – 52, дворянам – 2, купцам на 4 дома меньше, чем мещанам, а священнослужителям в 2 раза больше чем дворянам. Интересные факты Сколько было домов к тому времени в городе?

Слайд 18

В сентябре 1812 года город недолгое время был занят французскими войсками, которые нанесли ему ощутимый ущерб. В память об этих событиях в городе в 1819 году был возведён Троицкий собор. Сколько дней работает Троицкий собор? Интересные факты

Слайд 20

В 1864 году был построен деревянный мост через Пахру, однако он простоял год, после чего обрушился. Новый мост был отстроен военными инженерами уже по системе американского инженера Гау , благодаря чему просуществовал до 1925 года. Сколько лет прослужил новый мост , построенный военными инженерами? Интересные факты

Слайд 22

В своё время подольский цемент использовался при строительстве трибун на Красной площади Москвы, здания Исторического музея и Московской городской думы . Решив задачу, узнаем, в каком году была выпущена первая продукция отстроенного цементного завода. Интересные факты Первый цех изготовил за час работы 675 т строительных смесей, третий цех за это же время на 175 т меньше, чем первый, и на 200 т меньше, чем второй. Сколько всего смесей изготовили 3 цеха?

Слайд 24

В 1900 году американская компания «Зингер», занимавшаяся сборкой швейных машин, приобрела участок земли в Подольске, приступив к строительству своего первого в России завода. Выпуск первой продукции (бытовых швейных машин) был налажен в Подольске уже в 1902 году. Сколько лет прошло с начала выпуска продукции «Зингер» до наших дней? Интересные факты

Слайд 27

За годы Гражданской войны произошло сокращение численности населения города. В 1920 году в нем проживало всего 12 тыс. человек. Но после окончания войны и начала промышленного роста Подольск начал бурно расти. Так в 1926 году численность населения увеличилась на 7,8 тыс. человек, а в 1939 году увеличилась на 60 тыс. человек. Какова была численность населения в 1926 году, в 1939 году? Интересные факты

Слайд 28

Численность населения города Подольск в 2003 году составляла 180400 человек, а в 2020 году 308130 человек. На сколько человек выросло население города?

Слайд 29

В годы Великой Отечественной войны Подольск был прифронтовым городом, в городе были созданы артиллерийское и пехотное училища, в которых обучались более 3 тысяч курсантов. В1941 году подольские курсанты были подняты по тревоге и в течение нескольких дней в ходе ожесточённых боёв обороняли Малоярославец; большинство курсантов погибли . Памятник Подольским курсантам, находящийся на пересечении улицы Кирова и Парковой улицы символизирует мужество, стойкость, бессмертный подвиг Подольских курсантов. Памятник представляет фигуры курсантов, объединены огромным развевающимся знаменем со звездой вверху. В каком году был открыт памятник, вы узнаете, выполнив задание : 822+ 9 75+178

Слайд 31

Сколько лет прошло с основания города Подольска? В каком году наш город будет праздновать 250-летие ?

Слайд 33

Подобрать материал и составить задачи на сложение и вычитание натуральных чисел про город Подольск Желаю удачи! Домашнее задание

Слайд 34

Гимн о городе Подольске https://yandex.ru/video/preview?text= гимн%20о%20городе%20подольске& path= wizard&parent-reqid =1602174461174686-829563327039921966100107-production-app-host-vla-web-yp-312&wiz_type= vital&autoplay =1&filmId=16044963536128640781


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс

урок -закрепление с презентацией...

урок по теме сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс

решение задач по теме сложение и вычитание натуральных чисел, обобщение и подготовка к контрольной работе...

урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"

на уроке в игровой форме (путешествие) совершенствуются вычислительные навыки учащихся, систематизируются знания по данной теме...

Контрольная работа 5 класса по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел.»

Работа состоит из 5 заданий: 1Сложение и вычитание натуральных чисел. 2.Задача на сложение и вычитание натуральных чисел. 3.Сравнение натуральных чисел. 4.Сложение натуральных чисел, выбирая удобный с...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 5 класса теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Учебник: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика, 5 класс.

Данный проект - это итоговая работа курса «Актуальные проблемы развити профессиональной компетентности учителя математики (в условиях ФГОС)», кафедры математических дисциплин АСОУ г. Москва....

Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса...

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента

Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента...