Рабочая программа курса «Решение математических задач» (12 класс)
рабочая программа по математике
Рабочая программа курса «Решение математических задач» (12 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Решение математических задач»
в условиях реализации ФК ГОС среднего общего образования
12 класс
очно-заочная форма обучения
Пояснительная записка
Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей, к сожалению, мало способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности.
Данный элективный курс является предметно-ориентированным и содержит материал, необходимый для организации и проведения повторения курса математики в формате ГВЭ. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит целенаправленно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Цели курса:
- расширение и углубление знаний, полученных по различным темам математики;
- закрепление, систематизация, обобщение теоретических знаний и развитие практических навыков и умений;
- формирование представлений о значимости математики как инструмента познания окружающего мира, развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
- прочное, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для продолжения образования;
- обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
- формировать математические навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации;
- формировать умения применять теоретический материал для решения широкого круга задач школьного курса математики;
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы: умение делать анализ, синтез, обобщение;
- развивать способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Виды деятельности на занятиях: мини-лекция учителя, беседа, практикум, консультация. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний, умений, навыков.
Методы и формы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (фронтальная мини-лекция);
- частично-поисковый, репродуктивный (групповая, фронтальная, индивидуальная форма обучения);
- исследовательский (анализ заданий через фронтальную и индивидуальную формы обучения).
Формы организации учебных занятий:
- занятия-лекции (систематизация теоретической базы, повторение основных понятий);
- практические работы (решение и разбор тематических тестовых заданий);
- самостоятельные работы (проверочные тренировочные работы с КИМами ГВЭ по математике);
- диагностические и тренировочные работы (самостоятельная работа);
- устные зачёты (проверка уровня знаний теории).
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные приемы, способы и методы решения рациональных уравнений, уравнений, содержащих модули;
- основные факты и теоремы о свойстве плоских фигур;
- как применяются математические формулы, способы решения уравнений и неравенств для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки и роль математики в реальной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
должны уметь:
- решать рациональные уравнения, выполняя тождественные преобразования рациональных выражений, уверенно решать уравнения, содержащие модули;
- работать с текстом задачи, определять её тип, составлять план решения задачи, решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений, моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
- решать многошаговые планиметрические задачи;
- использовать основные понятия, аксиомы и теоремы при решении задач на нахождение угла между прямой и плоскостью, скрещивающимися прямыми, на нахождение расстояния между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями, на нахождение геометрических величин (площадей, объемов);
- определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
- изображать пространственные фигуры на плоскости;
- применять формулы для вычисления площадей при решении задач;
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных, исследовать функции с помощью производной и первообразной;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- выполнять действия с функциями и строить графики;
- выполнять действия с геометрическими фигурами;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса
1. Уравнения и системы уравнений
Рациональные уравнения и способы их решения. Системы уравнений и способы их решения. Рациональные уравнения, содержащие модули. Схема Горнера. Решение уравнений высших степеней.
2. Решение задач на составление уравнений и систем уравнений
Решение задач на движение по прямой и по окружности. Решение задач на движение по воде. Решение задач на проценты, смеси и сплавы. Задачи на работу. Решение задач на прогрессии.
3. Уравнения, неравенства и их системы
Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители. Дробно-рациональное уравнение. Линейные неравенства. Квадратные неравенства (метод построения параболы). Решение рациональных неравенств (метод интервалов). Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Решение показательных и логарифмических уравнений. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Смешанные неравенства. Системы уравнений и неравенств.
4. Функции и графики
Область определения, область значений функций, нули, функции, промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания. Свойства и графики элементарных функций. Построение графиков функций. Чтение графиков и диаграмм по готовым чертежам. Тригонометрические функции их свойства и графики. Преобразования графиков функций. Показательная функция, ее свойства и график. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Функции и , их свойства и графики.
5. Решение планиметрических задач
Теорема о медиане. Теорема о биссектрисе треугольника. Формулы площади треугольника. Формула Герона. Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур.
6. Производная и ее применение
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
7. Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности
Комбинаторные задачи: перебор вариантов, правило умножения. Таблицы, диаграммы, графики. Средние результатов измерений, статистические характеристики: мода, размах, средне арифметическое, медиана ряда. Частота события, вероятность. Подсчет вероятностей. Решение задач по теории вероятности.
8. Решение стереометрических задач
Задачи на нахождение расстояний в пространстве. Метод объемов. Задачи на нахождение угла между прямыми, между прямыми и плоскостями, между плоскостями. Задачи на нахождение площади поверхности. Задачи на нахождение объёма. Использование метода координат при решении стереометрических задач. Работа с контрольно-измерительными материалами. Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Уравнения и системы уравнений | 5 | |
1 | Рациональные уравнения и способы их решения | 1 |
2 | Системы уравнений и способы их решения | 1 |
3 | Рациональные уравнения, содержащие модули | 1 |
4-5 | Схема Горнера. Решение уравнений высших степеней | 2 |
Решение задач на составление уравнений и систем уравнений | 7 | |
6 | Решение задач на движение по прямой и по окружности | 1 |
7 | Решение задач на движение по воде | 1 |
8 | Решение задач на проценты | 1 |
9 | Решение задач на смеси и сплавы | 1 |
10 | Задачи на работу | 1 |
11-12 | Решение задач на прогрессии | 2 |
Функции и графики | 12 | |
13 | Область определения, область значений функций, нули, функции, промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания | 1 |
14-15 | Свойства и графики элементарных функций | 2 |
16 | Построение графиков функций. Чтение графиков и диаграмм по готовым чертежам | 1 |
17 | Тригонометрические функции их свойства и графики | 1 |
18 | Преобразование графиков функций | 1 |
19-20 | Показательная функция, ее свойства и график | 2 |
21-22 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 |
23-24 | Функции и , их свойства и графики | 2 |
Решение планиметрических задач | 9 | |
25 | Теорема о медиане | 1 |
26 | Теорема о биссектрисе треугольника | 1 |
27-28 | Формулы площади треугольника | 2 |
29 | Формула Герона | 1 |
30-31 | Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника | 2 |
32-33 | Нахождение площадей фигур | 2 |
Производная и ее применение | 12 | |
34 | Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной | 1 |
35 | Уравнение касательной | 1 |
36 | Физический и геометрический смысл производной | 1 |
37 | Производная сложной функции | 1 |
38-39 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 2 |
40-41 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 2 |
42 | Экстремумы функции | 1 |
43-44 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | 2 |
45 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических задачах | 1 |
Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности | 10 | |
46-47 | Комбинаторные задачи: перебор вариантов, правило умножения | 2 |
48-49 | Таблицы, диаграммы, графики. | 2 |
50-51 | Средние результатов измерений, статистические характеристики: мода, размах, средне арифметическое, медиана ряда | 2 |
52-53 | Частота события, вероятность. Подсчет вероятностей | 2 |
54-55 | Решение задач по теории вероятности | 2 |
Решение стереометрических задач | 15 | |
56-57 | Задачи на нахождение расстояний в пространстве | 2 |
58-59 | Задачи на нахождение угла между прямыми, между прямыми и плоскостями, между плоскостями | 2 |
60-61 | Задачи на нахождение площади поверхности | 2 |
62-63 | Задачи на нахождение объёма | 2 |
64-65 | Использование метода координат при решении стереометрических задач | 2 |
66-67 | Работа с контрольно-измерительными материалами | 2 |
68-69 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 2 |
70 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Решение физических задач" для 10 класса
Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач....
Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)
Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...
Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике" для 8-9 классов.
Программа может быть использована для дополнительного обучения, факультативных занятий....
Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 5 класс
Рабочая программа курса включает в себя иписание курса, литературу, планирование....
Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями....
Рабочая программа "Практикум решения математических задач" 10 класс (2 ч.)
Программа внеурочной деятельности 10 класс...
Элективный курс "Решение математических задач" 8 класс
Элективный курс по математике "Решение математических задач"...