Рабочая программа курса "Решение физических задач" для 10 класса
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_resheniyu_fizicheskikh_zadach_10_klass.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана
«Гимназия № 32»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 10 КЛАССА
Составитель: учитель физики
Волосникова Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Введение данного курса обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Умение решать разные типы задач – лучший критерий успеваемости и глубины изучения материала.
Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач.
Основными задачами данного курса являются:
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения физических задач;
- овладение основными методами решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников в процессе решения физических задач.
Освоив программу данного курса, учащиеся должны:
знать:
- понятие физической задачи;
- классификацию задач по различным критериям;
- правила и приемы решения физических задач;
- основные законы и формулы различных разделов физики;
уметь:
- использовать различные способы решения задач;
- применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;
- решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;
- проводить анализ условия и этапов решения задач;
- классифицировать задачи по определенным признакам.
Данный курс ориентирован на учащихся 10 класса, имеет выраженный практико – ориентированный характер. Программа курса рассчитана на 17 часов из расчёта 0,5 учебных часа в неделю.
Программа курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий. На занятиях применяются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы.
Итоговое занятие по программе курса может быть проведено в форме контрольной работы или теста.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | лекции | практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Механика | 6 | 1 | 5 |
3. | Молекулярная физика. Основы термодинамики. | 4 | 1 | 3 |
4. | Электростатика | 3 | - | 3 |
5. | Законы постоянного тока | 2 | - | 2 |
6. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
7. | Итого: | 17 | 3 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Физическая задача. Классификация задач по физике. Этапы решения задач. Приёмы и способы решения задач.
Механика (6 часов)
Алгоритм решения задач по кинематике. Графический и координатный способы решения задач на равномерное прямолинейное движение и на равноускоренное движение. Решение задач на относительность движения. Алгоритм решения задач по динамике. Решение задач на движение тела под действием нескольких сил, на движение связанных тел, на движение тела по наклонной плоскости. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела.
Молекулярная физика. Основы термодинамики (4 часа)
Алгоритм решения задач на газовые законы. Решение расчётных и графических задач на газовые законы. Механические свойства твёрдого тела. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, запас прочности, сила упругости. Решение задач на применение уравнения теплового баланса и первого закона термодинамики.
Электростатика (3 часа)
Алгоритм решения задач по электростатике. Решение задач на описание электрического поля с помощью закона сохранения электрического заряда, закона Кулона, напряжённости, разности потенциалов, энергии. Соединение конденсаторов. Решение задач на расчёт параметров конденсаторов.
Законы постоянного тока (2 часа)
Решение задач на закон Ома для полной цепи и на закон Джоуля – Ленца. Решение задач на расчёт электрических цепей.
Итоговое занятие (1 час)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для учителя
- Бершадский, М.Е., Бершадская, Е.А. Методы решения задач по физике. / М.Е. Бершадский, Е.А. Бершадская. - М.: Народное образование, 2001. – 174с.
- Кабардин, О.Ф. Факультативный курс физики: 10 класс. / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 1988. – 213с.
- Каменецкий, С.Е., Орехов, В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. / С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. – М.: Просвещение, 1987. – 247с.
- Орлов, В.Л., Ханнанов, Н.К., Никифоров, Г.Г. Учебно – тренировачные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. / В.Л. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. – М.: Интеллект – Центр, 2004. – 136с.
- Турчина, Н.В., Рудакова, Л.И., Сурова, О.И. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. / Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Сурова. – М.: Дрофа, 2000. – 267с.
Список литературы для учащихся
- Балашов, В.А. Задачи по физике и методы их решения. / В.А. Балашов. – М.: Просвещение, 1983. – 217с.
- Гольфарб, И.И. Сборник вопросов и задач по физике. / И.И. Гольфарб. – М.: Высшая школа, 1973. – 183с.
- Малинин, А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. / А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002. – 196с.
Приложение
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов на год: в неделю 0,5 часа, всего 17 часов.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
Введение (1 час) | ||||
1. | Классификация задач по физике. Приёмы и способы решения задач. | 1 | ||
Механика (6 часов) | ||||
2. | Алгоритм решения задач по кинематике. Решение задач на относительность движения. | 1 | ||
3. | Графический и координатный способы решения задач на РПД и РУД. | 1 | ||
4. | Алгоритм решения задач по динамике. Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. | 1 | ||
5. | Решение задач на движение связанных тел. | 1 | ||
6. | Решение задач на движение тела по наклонной плоскости. | 1 | ||
7. | Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. | 1 | ||
Молекулярная физика. Основы термодинамики (4 часа) | ||||
8. | Алгоритм решения задач на газовые законы. Решение расчётных и графических задач на газовые законы. | 1 | ||
9. | Механические свойства твёрдого тела. | 1 | ||
10. | Решение задач на определение характеристик твёрдого тела. | 1 | ||
11. | Решение задач на применение уравнения теплового баланса и первого закона термодинамики. | 1 | ||
Электростатика (3 часа) | ||||
12. | Решение задач на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона. | 1 | ||
13. | Решение задач на расчёт напряжённости, разности потенциалов и энергии электрического поля. | 1 | ||
14. | Соединение конденсаторов. Решение задач на расчёт параметров конденсаторов. | 1 | ||
Законы постоянного тока (2 часа) | ||||
15. | Решение задач на закон Ома для полной цепи и закон Джоуля – Ленца. | 1 | ||
16. | Решение задач на расчёт электрических цепей. | 1 | ||
17. | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...