Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
статья по математике
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.
Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру.
Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду.
А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.
Школа, по мнению К.Д. Ушинского, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные способности которого все расширяются и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.
Отечественный дидакт В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.
Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т.е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
- Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Стадии работы над проектом
-Проблема
-Проектирование (планирование)
-Поиск информации
-Продукт
-Презентация.
Правила выбора темы проекта
- Правило 1. Тема должна быть интересна
- Правило 2. Тема должна быть выполнима
- Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам
- Правило 4. Тема должна быть оригинальной
- Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Правило 6. Тема должна быть доступной.
- Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Структура деятельности учителя и школьника
ученик | учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа.
- 1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.
- 2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.
- 3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.
- 4. Заключительный – оформление и защита проекта.
- Т. О. Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Критерии оценки проектной деятельности
Проект оценивается по трем направлениям:
- 1 .Пояснительная записка (портфолио):
- а) Эстетика и правильность оформления
- б) Обоснование выбора темы проекта и формулировка цели и задач
- в) Грамотность письменного изложения
- г) Техническая грамотность
- 2.Представленное изделие (практическая работа):
- а) Новизна идеи, оригинальность работы
- б) Глубина исследования проблемы
- в) Объем работы
- г) Качество выполнения изделия
- 3. Защита проекта
- а) Грамотность и четкость устного изложения
- б) Оригинальность защиты
- в) Умение правильно ответить на дополнительные вопросы по проекту
В чём достоинства проектной деятельности?
- Учащиеся видят перед собой конечный результат
- Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
- Помогает ученику профессионально самоопределиться
- Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность
Как видим, индивидуальная проектная деятельность способствует развитию важнейших черт поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой поисковой исследовательской деятельности.
Таким образом, образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации, и во многом этому способствует индивидуальная проектная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании
В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....
Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников
Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...
Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников
Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...
Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.
На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании
В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”
В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....