Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
статья по математике

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования

Образование есть процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру.

Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду.

А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.

Школа, по мнению К.Д. Ушинского, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные способности которого все расширяются и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.

Отечественный дидакт В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования.

Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т.е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся -  это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.

  • Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Стадии работы над проектом

-Проблема

-Проектирование (планирование)

-Поиск информации

-Продукт

-Презентация.

Правила выбора темы проекта

  • Правило 1. Тема должна быть интересна
  • Правило 2. Тема должна быть выполнима
  • Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам
  • Правило 4. Тема должна быть оригинальной
  • Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Правило 6. Тема должна быть доступной.
  • Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Структура деятельности учителя и школьника

ученик

учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа.

  • 1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.
  • 2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.
  • 3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.
  • 4. Заключительный – оформление и защита проекта.
  • Т. О. Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Критерии оценки проектной деятельности


Проект оценивается по трем направлениям:

  • 1 .Пояснительная записка (портфолио):
  • а) Эстетика и правильность оформления
  • б) Обоснование выбора темы проекта и формулировка цели и задач
  • в) Грамотность письменного изложения
  • г) Техническая грамотность
  • 2.Представленное изделие (практическая работа):
  • а) Новизна идеи, оригинальность работы
  • б) Глубина исследования проблемы
  • в) Объем работы
  • г) Качество выполнения изделия
  • 3. Защита проекта
  • а) Грамотность и четкость устного изложения
  • б) Оригинальность защиты
  • в) Умение правильно ответить на дополнительные вопросы по проекту

В чём достоинства проектной деятельности?

  • Учащиеся видят перед собой конечный результат
  • Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.
  • Помогает ученику профессионально самоопределиться
  • Учитываются  индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  • Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность

Как видим, индивидуальная проектная деятельность способствует развитию  важнейших черт поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой поисковой исследовательской деятельности.
Таким образом, образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации, и во многом этому способствует индивидуальная проектная деятельность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.

На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании

В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....