Программа работы с неуспевающими и с низкой учебной мотивацией обучающимися по математике
рабочая программа по математике
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими обучающимися. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они будут чувствовать себя уверенными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы
с неуспевающими и с низкой
учебной мотивацией обучающимися
по математике
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова»
города Чебоксары Чувашской Республики
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Таркин Н.А.
Категория: первая
г. Чебоксары – 2020
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими обучающимися. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они будут чувствовать себя уверенными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
- с состоянием здоровья (пропуски занятий по болезни);
- занятия спортом;
- какими либо видами художественного творчества;
- неблагоприятной обстановкой в семье.
Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель: ликвидация пробелов у обучающихся в обучении математики и создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи: создание комфортных условий для успешной работы неуспевающих обучающихся, имеющих низкую мотивацию; сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету; развивать внимание и память.
Содержание изучаемого предмета
Взять на учет и составить список слабоуспевающих обучающихся по итогам диагностики обучающихся. Установление причин отставания слабоуспевающих обучающихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими обучающимися. Составление плана работы со слабоуспевающими обучающимися. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. Работа с родителями слабоуспевающих обучающихся. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся.
5 класс | Темы занятий | Срок |
Натуральные числа и шкалы | сентябрь | |
Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение уравнений. | октябрь | |
Умножение и деление натуральных чисел. Решение уравнений. | ноябрь | |
Площади и объемы | декабрь | |
Обыкновенные дроби | январь | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | февраль | |
Умножение и деление десятичных дробей | март | |
Инструменты для вычислений и измерений | апрель | |
Решение задач | май | |
6 класс | ||
Делимость чисел | сентябрь | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | октябрь | |
Умножение и деление обыкновенных дробей | ноябрь | |
Отношения и пропорции | декабрь | |
Положительные и отрицательные числа | январь | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | февраль | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | март | |
Решение уравнений | апрель | |
Координаты на плоскости | май | |
7 класс | ||
Математический язык. Математическая модель. | сентябрь | |
Линейная функция | октябрь | |
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными | ноябрь | |
Степень с натуральным показателем и ее свойства | декабрь | |
Одночлены. Арифметические операции над одночленами | январь | |
Многочлены. Арифметические операции над многочленами | февраль | |
Разложение многочленов на множители | март | |
Функция у=х2 | апрель | |
Решение задач. Решение уравнений. | май | |
8 класс | ||
Алгебраические дроби | сентябрь | |
Функция . Свойства квадратного корня | октябрь | |
Квадратичная функция, функция у = | ноябрь | |
Квадратные уравнения | декабрь | |
Неравенства | январь | |
Решение уравнений | февраль | |
Решение задач | март | |
Решение линейных неравенств | апрель | |
Решение квадратных неравенств | май | |
9 класс | ||
Неравенства и системы неравенств | сентябрь | |
Системы уравнений | октябрь | |
Числовые функции | ноябрь | |
Прогрессии | декабрь | |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | январь | |
Решение уравнений | февраль | |
Решение линейных неравенств | март | |
Решение задач на движение | апрель | |
Решение квадратных неравенств | май |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Виды помощи в обучении:
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности обучающихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
Организация самостоятельной работы во внеурочное время
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Ожидаемые результаты изучения предмета
Учащиеся должны знать/помнить:
- должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;
- выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.
- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
- читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.
- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.
- решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.
Учащиеся должны уметь:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- овладевать символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений.
График работы
с неуспевающими и с низкой учебной мотивацией обучающимися по математике
№ п/п | Дата проведения | Класс | Тема занятия | ФИО обучающегося |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-396181-1478033718.jpg)
Презентация на тему "Формирование положительной учебной мотивации обучающихся на уроках математики – залог качественного образования"
Выступление на РМО учителей математики. Обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-932892-1498060669.jpg)
Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках математики через различные способы деятельности
Выступление на МО учителей предметников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1077360-1541169425.jpg)
Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"
Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-1080295-1541860429.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познава...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/10/picture-1080295-1541860429.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.
СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познава...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-457370-1403335063.jpg)
Формирование положительной мотивации к изучению математики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
В данной работе рассмотрены задачи преподавания математики учащимся с интеллектуальными нарушениями, проблемы в обучении математике, особенности организации учебной деятельности. Даны рекомендации для...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-1488862-1712283791.jpg)
План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность
Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей...