Программа работы с неуспевающими и с низкой учебной мотивацией обучающимися по математике
рабочая программа по математике

Таркин Николай Анатольевич

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, –  это работа со слабоуспевающими обучающимися. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они будут чувствовать себя уверенными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neuspev_tarkin.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей экспериментально-математического цикла

Руководитель ШМО

____________ В.В. Сенаторова

«____»____________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________О.В. Волкова

«____»___________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №30»

г. Чебоксары

____________ Н.Л. Войтюль

Приказ по школе №________

от «____»___________2020 г.

Программа работы

с неуспевающими и с низкой

учебной мотивацией обучающимися  

по математике

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова»

 города Чебоксары Чувашской Республики

на  2019-2020 учебный год

                                                  Учитель: Таркин Н.А.

                                                               Категория: первая

г. Чебоксары – 2020

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, –  это работа со слабоуспевающими обучающимися. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они будут чувствовать себя уверенными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими обучающимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

- с состоянием здоровья (пропуски занятий по болезни);

- занятия спортом;

- какими либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель: ликвидация пробелов у обучающихся в обучении математики и создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Задачи: создание комфортных условий для успешной работы неуспевающих обучающихся, имеющих низкую мотивацию;  сформировать устойчивый  интерес обучающихся к предмету; развивать  внимание и память.

Содержание изучаемого предмета

Взять на учет и составить список слабоуспевающих  обучающихся  по итогам диагностики обучающихся. Установление причин отставания  слабоуспевающих обучающихся.  Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими обучающимися. Составление плана работы со слабоуспевающими обучающимися. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  Работа с родителями слабоуспевающих обучающихся. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся.

5 класс

Темы занятий

Срок

Натуральные числа и шкалы

сентябрь

Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение уравнений.

октябрь

Умножение и деление натуральных чисел. Решение уравнений.

ноябрь

Площади и объемы

декабрь

Обыкновенные дроби

январь

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

февраль

Умножение и деление десятичных дробей

март

Инструменты для вычислений и измерений

апрель

Решение задач

май

6 класс

 Делимость чисел

сентябрь

 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

октябрь

 Умножение и деление обыкновенных дробей

ноябрь

 Отношения и пропорции

декабрь

 Положительные и отрицательные числа

январь

 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

февраль

 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

март

 Решение уравнений

апрель

 Координаты на плоскости

май

7 класс

Математический язык. Математическая модель.

сентябрь

Линейная функция

октябрь

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

ноябрь

Степень с натуральным показателем и ее свойства

декабрь

Одночлены. Арифметические операции над одночленами

январь

Многочлены. Арифметические операции над многочленами

февраль

Разложение многочленов на множители

март

Функция у=х2

апрель

Решение задач. Решение уравнений.

май

8 класс

Алгебраические дроби

сентябрь

Функция . Свойства квадратного корня

октябрь

Квадратичная функция, функция у =

ноябрь

Квадратные уравнения

декабрь

Неравенства

январь

Решение уравнений

февраль

Решение задач

март

Решение линейных неравенств

апрель

Решение квадратных неравенств

май

9 класс

Неравенства и системы неравенств

сентябрь

Системы уравнений

октябрь

Числовые функции

ноябрь

Прогрессии

декабрь

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

январь

Решение уравнений

февраль

Решение линейных неравенств

март

Решение задач на движение

апрель

Решение квадратных неравенств

май

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в обучении:

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

        Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности обучающихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Организация самостоятельной работы во внеурочное время

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Ожидаемые результаты изучения предмета

Учащиеся должны знать/помнить:

- должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;

- выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.

- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.

- решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Учащиеся должны уметь:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- овладевать символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений.

График работы

 с неуспевающими и с низкой учебной мотивацией обучающимися по математике

№ п/п

Дата проведения

Класс

Тема занятия

ФИО обучающегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Развитие познава...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Развитие познава...

Формирование положительной мотивации к изучению математики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

В данной работе рассмотрены задачи преподавания математики учащимся с интеллектуальными нарушениями, проблемы в обучении математике, особенности организации учебной деятельности. Даны рекомендации для...

План коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации обучающихся средних классов в условиях инклюзии путем включения их в совместную деятельность

Разработана коррекционно-развивающая программа для пятиклассников, обучающихся в условиях инклюзии, направленной на развитие позитивной познавательной мотивации через совместную деятельность для детей...