Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Знание самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит!» А как Вы стремитесь к получению знаний? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». |
Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы. | Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
II. Актуализация знаний. - Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение отрицательных чисел» .
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? - Расположите числа , которые вы видите на слайде по убыванию.
Я прошу Вас поделиться своими ответами со своими партнерами по плечу ,используя для этого структуру Сингапурской методики обучения «Релли Робин»,предоставляю время по 30 секунд каждому партнеру. - Давайте вспомним , что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
- Выполнить задание № 1053
На координатной прямой отмечены точки А(х) и В(у). Найдите координату точки С – середины отрезка АВ, если а) х = 4 , у = 8 б) х = -2 , у = -4 в) х = - 3 , у = 5 - Для решения данной задачи используем структуру «Финк Райт Раунд Робин» время для обсуждения решения в группе - 2 минуты.
|
Положительные, отрицательные., ноль; дробные, целые. Сравнивать, находить модуль, складывать с помощью координатной прямой . Отвечают на вопросы.
Отмечают координаты точек, находят середины получившихся отрезков .
| Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
III. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения отрицательных чисел. Для достижения цели мы будем использовать структуру Эй Ар Гайд Я раздаю всем ученикам таблицы с заданиями и утверждениями и попрошу Вас заполнить колонку «До» ответами на задания и утверждения из колонки посередине. Попробуйте решить примеры и самостоятельно сформулировать правило сложения отрицательных чисел. До | Задания | После | Ответ : | -3 + (-6)= ? | Ответ : | Ответ : | -20 + (-20)= ? | Ответ : | Ответ: | -12 + (-8)= ? | Ответ: | Ответ: | -2,5 +(-2,5)= ? | Ответ: | Да Нет
| При сложении отрицательных чисел всегда получается отрицательное число. | Да Нет
| Да Нет
| При сложении отрицательных чисел может получиться нуль. | Да Нет
| Правило : | Придумайте правило сложения отрицательных чисел . | Правило :
|
- А теперь обратите внимание на пример с термометром
В начале дня температура воздуха была 15 градусов , ближе к ночи она понизилась на 20 градусов . Какой стала температура воздуха ночью? 15+(-20)=-5 ответ : минус 5 градусов Следующий пример : Чтобы сложить числа – 6 и – 3 с помощью координатной прямой, надо точку А (-6) переместить ___??_____
значит, –6 + (–3) = –9. , но 9 = 6 + 3 , причем , 6 = |– 6|, а 3 = |– 3| |
Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,…
Заполняют таблицу ответами , пытаются сформулировать правило ,не у всех это получается. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
- Найти правило, которое нам поможет.
| Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование. Р: прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание.
|
IV. Изучение нового материала Задаю вопрос « Какое математическое действие мы провели ? Как мы его провели ? Формулировка правила сложения отрицательных чисел. - Чтобы сложить два отрицательных числа ,надо :
- 1) сложить их модули ;
- 2) поставить перед полученным числом знак - .
Немного истории ! Вот правило сложения , изложенное индийским математиком Брахмагуптой в VII в. н. э.: положительное число – «прибыль» отрицательное число – «долг» Правило : Сумма двух долгов есть долг. Проверьте себя по учебнику на стр.176. Поработайте в парах, проговорите правило друг другу. Записать на доске с объяснением два примера из учебника на стр.176 - - 8,7 + (-3,5)= - (8,7 + 3,5)= - 12,2
- - 2 ¼ +(- 3 ½ ) = - (2 ¼ + 3 ½ ) = - (2 ¼ + 3 2/4) = - 5 ¾
|
Знакомятся с правилом сложения отрицательных чисел, работают с учебником , учатся складывать отрицательные числа.
Закрепляют правило.
| Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Теперь я попрошу Вас взять ещё раз таблички структуры Эй Ар Гайд и заполнить уже колонку « после» Опрашиваю учеников с вопросом « Поменялось ли у Вас мнение после просмотра нового материала?» ,структура «Тейк оф Тач Даун». Участники под №2 с каждой команды соберите пожалуйста таблички с ответами и передайте мне для оценивания работы всех учеников. |
Анализируют свои ответы.
Работают в четверках, сравнивают формулировки. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
VI. Закрепление полученных знаний. Давайте закрепим правило сложения отрицательных чисел , мы используем для этого структуру Микс-Фриз-Групп На доске пишу пример сложения отрицательных чисел ответом на который будет число , задача детей : под музыку ученики должны сгруппироваться в команды из такого количества человек ( в данном случае берётся значение модуля получившегося числа) . Данная структура также замечательно проходит в качестве физкультминутки. примеры : а) –1 + (–5) ; б) –2 + (–4); в) –2,4 + (–0,6); е)-3 +(-6) ж) -2 + 0 з) -12+(-6) |
Проговаривают правило, решают примеры Сверяются с ответами.
Активно двигаются , группируются в команды . | Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. П: сравнивать и обобщать факты, использовать доказательную математическую речь. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
VII . Применение полученных знаний Работа по учебнику: выполнить № 1045 (а; б; в; г; ж; и) самостоятельно, с последующей проверкой с партнером на 6 часов по Клок Баддису (предоставляется время каждому партнеру по 1 минуте) 4. Решить № 1045 (л; м) (объясняет учитель у доски ). Решение.\ л) ; м) Найти значение суммы (самостоятельно): | Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило. Выполняют задания в группах , оценивают себя, сравнивая с решением на доске, проводят самооценку. | Л: независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Р:принимать и осуществлять учебную задачу П: обосновывать свое мнение К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
VIII. Итог урока . Домашнее задание. Ребята ,приведите пожалуйста свои примеры сложения отрицательных чисел? Подумайте дома и ответите мне на следующем уроке на вопросы : - Могут ли при сложении отрицательных чисел получиться положительные числа ?
- Может ли при сложении отрицательных чисел получиться ноль ?
Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: выучить правило п. 32, решить № 1056 (а – е), № 1055 (2), № 1060 (а). |
Дети приводят свои примеры Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы.
| Л.принятие социальной роли обучающегося Р. Адекватно осуществляют самооценку. П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения |
IX. Рефлексия Итак , ребята , что нового мы узнали на сегодняшнем уроке ? Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. |
Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. | Л: независимость и критичность мышления; Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, П: анализировать степень усвоения нового материала К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |