Технологичеcкая карта урока математики по теме: «Среднее арифметическое» в 5 классе. Конспект урока
методическая разработка по математике (5 класс)
Предлагаемый учебный материал содержит технологическую карту и конспект урока открытия новых знаний в 5 классе. Тема: "Среднее арифметическое". УМК: Н. Я. Виленкин и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технокарта и конспект | 143.5 КБ |
Карточки | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологичеcкая карта урока математики по теме: «Среднее арифметическое» в 5 классе
Сведения об учителе. Алексеева Каролина Евгеньевна, учитель математики ГБОУ СОШ №420 Колпинского района СПб.
Учебный предмет. Математика.
Класс. 5.
УМК. Н. Я. Виленкин и др.
Тема урока. Среднее арифметическое.
Цель: создание условий для формирования понятия среднего арифметического нескольких чисел и использования его при решении задач.
Задачи: образовательные: ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения; формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического; отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
развивающие: содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.
Форма урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: групповая, работа в паре, индивидуальная.
Личностные результаты обучения: умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.
Метапредметные результаты обучения: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Регулятивные УУД:
— Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Предметные результаты обучения: умение находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Элементы технологий, используемые на уроке: элементы исследовательской (проблемно-поисковой – реализация модели "обучение через открытие"), личностно – ориентированных, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: компьютер, учебник по математике, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы), электронная презентация; доска.
Структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие учащихся. Предлагает учащимся задания по карточкам повторения действий с десятичными дробями. | Выполняют задания, повторяют действия с десятичными дробями. Обучающиеся работают в парах. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (3 мин) Цель: подготовка мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Подводящий диалог. Сообщение цели и задач в виде познавательной задачи. | Решают задачу и записывают решение в тетрадь. Формулируют цель урока. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3.Выявление места и причины затруднения. (3 мин) Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Работа над определением среднего арифметического. Работа с задачей. Работа над алгоритмом нахождения среднего арифметического. Работа с учебником с. 226. | Учащиеся выбирают метод разрешения проблемы, формулируют определение среднего арифметического и выводят алгоритм нахождения. Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Работа в парах по восстановлению алгоритма. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Реализация построенного проекта. (3 мин) Цель: построение и фиксация нового знания. | Устное решение задач. | Решают предложенную задачу нахождения среднего арифметического в парах с самопроверкой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
6.Динамическая пауза (этап физической разрядки) или физкультминутка. (2 мин) Цель: сменить вид деятельности. | Гимнастика для глаз. | Учащиеся выполняют задания. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль). (13 мин) Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает решить задачи на среднюю стоимость и среднюю скорость. | Учащиеся выполняют задание пошагово. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (итоговый контроль с тестом и самопроверка знаний). (6 мин) Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задания теста с самопроверкой по эталону и самим оценить его. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Учащиеся выполняют задания теста пошагово, проверяют себя и оценивают.
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
9.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. (3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников: - Проанализируйте свою работу. Раздаёт карточки рефлексии. | Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют листы по рефлексии. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
10. Д/з и инструктаж по его выполнению. (2 мин) Цель: обсудить и записать домашнее задание. | Даёт комментарии к домашнему заданию. | Учащиеся записывают д/з в зависимости от уровня освоения темы урока. |
Приложение. Конспект урока
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Карточка повторения действий с десятичными дробями.
1) (4,13 + 3,87)*11 = | 88 |
2) 3,6:6 + 4,4 = | 5 |
3) (20 – 0,2):9 = | 2,2 |
4) 12*0,1 + 0,8 = | 2 |
5) 42,1*10 – 241= | 18 |
Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Поводящий диалог.
Решим задачи.
- В одном пенале лежит 2 карандаша, а во втором 4 карандаша. Что надо сделать, чтобы в обоих пеналах стало поровну карандашей?
(2+4):2=3(карандаша) - В первом пенале 1 карандаш, во втором – 4 карандаша, в третьем 3 карандаша, в 4 – вообще нет карандашей. Как разложить эти карандаши поровну по 4 пеналам?
(1+4+3+0):4=2(карандаша). - Первый рабочий выложил дорожку длиной в 3 м, второй – 4 м, третий – 8 м. Сколько м в среднем выложил один рабочий?
(3+4+8):3=15:3=5(м) - выложил в среднем каждый рабочий.
Этот ответ называют средним арифметическим.
- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни или встречали в литературе.(Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена и т.д.)
-А что «среднее» в математике можно найти? (Ответ учащихся: с числами). Назовите тему урока. Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока.
Задача. Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. На имеющиеся деньги ребята купили три билета. Сколько стоит детский билет в кино?
Этап 3. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, поработаем в парах. Перед вами на карточке три определения. Прочитайте их внимательно.
- Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным.
- Кто считает, что это первое определение, поднимите руку. Кто второе? Кто третье?
- Кто был прав, мы узнаем чуть позже.
Карточка с определением среднего арифметического.
Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным. |
а) Среднее арифметическое – это сумма всех чисел. |
б) Среднее арифметическое – это число, стоящее в середине. |
в) Среднее арифметическое – это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество. |
-Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического, решим задачу.
Задача. После соревнований Маша и Мишка устроили чаепитие. Маша принесла 2 шоколадные конфеты, Мишка - 8 конфет, а Зайчонок – 5. Все шоколадные конфеты они разделили поровну. Сколько конфет досталось каждому?
- Составьте план решения задачи. Решите задачу.
- А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи? Что означает это число?
Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел 2, 8 и 5.
- Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая висит на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по нахождению среднего арифметического. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Таблица «Собери алгоритм»
Алгоритм нахождения среднего арифметического |
|
|
|
Ответ: 3, 2, 1.
- Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным?
Работа с учебником
- Откройте учебник на с.226, найдите определение “среднего арифметического”. Прочитайте.
- Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
- Теперь расскажите это определение друг другу.
- Определение нужно запомнить!
Этап 5. Реализация построенного проекта.
Устные задания.
- Найдите среднее арифметическое чисел 2 и 10.
- У Лены букет состоит из 9 цветов, у Ани из 5, у Кати и Марины из 7. Сколько в среднем входит в один букет цветов?
- По данным гидрометцентра известно, что в течении недели температура воздуха Санкт-Петербурга изменялась следующим образом:
30.11 | 1.12 | 2.12 | 3.12 | 4.12 | 5.12 | 6.12 |
+2° | +2° | +2° | +4° | +3° | +3° | +5° |
Какова средняя температура за данный период времени?
Этап 6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) или физкультминутка.
Учитель. Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Назовите среднее арифметическое:
Носка и чулка. | Гольф |
Апельсина и лимона. | Грейпфрут |
Велосипеда и мотоцикла. | Мопед |
Пианино и баяна. | Аккордеон |
Женщины и рыбы. | Русалка |
Трамвая и поезда. | Электричка |
Портфеля и рюкзака. | Ранец |
Ежа и змеи. | Колючая проволока |
Гимнастика для глаз. Для профилактики нарушения зрения, при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении упражнения :
- вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- горизонтальные движения вправо – влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
- на доске начертить спираль, окружность или ломаную и предложить учащимся «нарисовать» глазами эти фигуры несколько раз в одном , а затем в другом направлении.
Для улучшения работы мозга на разных этапах урока можно использовать следующие упражнения:
- растирание ушных раковин и пальцев (активизирует все системы организма, т.к. более тысячи биологически активных точек расположены в области уха, а кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом);
- перекрёстные движения руками или ногами (активизирует оба полушария головного мозга);
- качание головой (улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение).
Этап 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль).
Задача 1 (средняя стоимость). У продавца имеется два пакета конфет. 2 кг конфет по 140 рублей и 3 кг по 160 рублей. Пакеты порвались и все конфеты перемешались. Какую стоимость будет иметь полученное ассорти?
Задача 2 (средняя скорость). Автомобиль двигался 1,5 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, а затем 2 ч по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, 0,5 ч по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.
Этап 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест по теме: «Среднее арифметическое чисел»
Правильный ответ на вопрос обведите кружком. |
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3. |
а) 1,9; б) 3,8; в) 3. |
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: |
а) 3; б) 6; в) 4. |
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки. |
а) 3; б) 4; в) 5. |
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? |
а) 12; б) 5; в) 10. |
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26. |
а) 23,78; б) 19,24; в) 12,43. |
Ответы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | а | а | в | б |
Этап 9. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Учитель. Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И это далеко не все. Среднее арифметическое часто используют в сельском хозяйстве, когда говорят об урожайности, о надоях молока. Среднее арифметическое находят при решении задач на движение. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках.
А сейчас давайте подведём итог нашего занятия.
- Удалось ли нам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
Карточка рефлексии
|
Этап 10. Д/з и инструктаж по его выполнению.
Д/з (обязательное): определение и правило п.38 (с.226), № 1524,1535а.
Творческое задание: cобрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 л молока 3-х различных фирм (жирность 3,2%) и вычислить его среднюю стоимость (на следующем уроке мы выясним, какое выгоднее покупать молоко).
Предварительный просмотр:
Приложение. Карточки
Карточка повторения действий с десятичными дробями
1) (4,13 + 3,87)*11 = | |
2) 3,6:6 + 4,4 = | |
3) (20 – 0,2):9 = | |
4) 12*0,1 + 0,8 = | |
5) 42,1*10 – 241= |
Карточка с определением среднего арифметического
Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным. |
а) Среднее арифметическое – это сумма всех чисел. |
б) Среднее арифметическое – это число, стоящее в середине. |
в) Среднее арифметическое – это число, полученное делением суммы нескольких слагаемых на их количество. |
Таблица «Собери алгоритм»
Алгоритм нахождения среднего арифметического |
|
|
|
Карточка рефлексии
|
Тест по теме: «Среднее арифметическое»
Правильный ответ на вопрос обведите кружком. |
1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3. |
а) 1,9; б) 3,8; в) 3. |
2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: |
а) 3; б) 6; в) 4. |
3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки. |
а) 3; б) 4; в) 5. |
4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? |
а) 12; б) 5; в) 10. |
5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26. |
а) 23,78; б) 19,24; в) 12,43. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Среднее арифметическое"
Урок математики по теме "Среднее арифметическое"...
Урок математики по теме :"Среднее арифметическое"
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «Среднее арифметическое», научить находить среднее арифметическое, применять при решении задач. Тип урока : урок о...
Урок математики по теме: "Среднее арифметическое" 5 класс
Урок математики. 5 класс.Тема урока: « Среднее арифметическое». Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом; способствовать развитию математической речи; оперативной памя...
Разработка урока по математике на тему "Среднее арифметическое" ( 5 класс) на тат.яз.
МаксатБелем бирү: Саннарның арифметик уртасы белән таныштыру; арифметик уртаны табарга өйрәтү;, мәсьәлә чишүдә куллана белү һәм исәпләү күнекмәләрен камилләштерү.Үстерелешле уку гамәлләре: математик с...
Урок математики по теме "Среднее арифметическое", 5 класс
Урок математики по теме "Среднее арифметическое" по ФГОС....
Технологическая карта к уроку математики по теме "Среднее арифметическое"
Материал для проведения урока математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"...
Технологическая карта урока математики на тему "Среднее арифметическое"
Технологическая карта урока математики...