Рабочая программа по математике 6 класс к учебнику Мерзляка А.Г.
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа по математике для 6 класса общеобразовательных учреждений состоит из трех разделов: УУД, содержание программы, планируемые результаты. К программе прилагаются календарно-тематическое планирование. Изучение математики в 6 классе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl_gotovaya.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение математики в 6 классе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (создание графических объектов, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании);
- умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
МЕСТО КУРСА МАТЕМАТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение математики в 5-6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение года, всего 175 часов в год, итого за курс 5-6 классов 350 часов.
Содержание курса математики 5-6 классов:
5 класс:
- Натуральные числа (20 ч.);
- Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч);
- Умножение и деление натуральных чисел (37 ч);
- Обыкновенные дроби (18 ч);
- Десятичные дроби (48 ч);
- Повторение и систематизация учебного материала за курс 5 класса(19 ч).
6 класс:
- Повторение курса математики 5 класса (6 ч);
- Делимость натуральных чисел (17 ч);
- Обыкновенные дроби (43ч)
- Отношения и пропорции (28 ч);
- Рациональные числа и действия над ними (70 ч);
- Повторение и систематизация учебного материала за курс 6 класса (11 ч).
Формы контроля: тестирование, математические диктанты, контрольные, самостоятельные работы, проектные задания (моделирование пространственных фигур, подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, задач, мини-исследования и т.п.).
В начале учебного года 6 класса проводится стартовая диагностика в форме контрольной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ
(Курсивом выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться»).
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (Согласно ФГОС основного общего образования в курс математики введен раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучении и встраивается в различные темы курсов математики и информатики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств).
ЧИСЛА
Натуральные числа и нуль
Натуральный ряд чисел и его свойства
Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
Запись и чтение натуральных чисел
Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
Округление натуральных чисел
Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0
Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.
Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.
Степень с натуральным показателем
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
Деление с остатком
Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Десятичные дроби
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Отношение двух чисел
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Проценты
Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Понятие о рациональном числе. Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Алгебраические выражения
Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
Диаграммы
Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.
Среднее арифметическое чисел
Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
Решение текстовых задач
Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли, проценты
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Комбинаторные задачи
Решение несложных комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.
Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.
Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ?
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.
Контрольные работы 6 класс
Входная контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
Контрольная работа №5
Контрольная работа №6
Контрольная работа №7
Контрольная работа №8
Контрольная работа №9
Контрольная работа №10
Контрольная работа №11
Контрольная работа №12
Итоговая контрольная работа
Учебно-методический комплект
1. Математика : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
2. Математика: 6 класс : дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013.
3. Математика : 6 класс : методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016
4. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 304 с.
5. Математика: 5 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 288 с.: ил. - ISBN 978-5-360-04346-1;
6. Интернет-ресурсы:
http://metodsovet.moy.su/, http://zavuch.info/, http://nsportal.ru, www.festival. 1september.ru и др.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы по математике для 5-6 классов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Доска магнитная.
2. Наборы геометрических тел (демонстрационный).
3. Модель единицы объёма.
5. Комплект чертёжных инструментов (классных и личных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5–6 КЛАССОВ:
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
По окончании изучения курса учащийся научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
- Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях):
- Оперировать[2] понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания;
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
ЧИСЛА
По окончании изучения курса учащийся научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
- оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
По окончании изучения курса учащийся научится:
- представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
По окончании изучения курса учащийся научится:
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку).
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
- решать разнообразные задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Геометрические фигуры
По окончании изучения курса учащийся научится:
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ
По окончании изучения курса учащийся научится:
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
По окончании изучения курса учащийся научится:
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
По окончании изучения курса учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: тестирование, математические диктанты, контрольные, самостоятельные работы, проектные задания (моделирование пространственных фигур, подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, задач, мини-исследования и т.п.).
В начале учебного года проводится стартовая диагностика в классе в форме контрольной работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы учащихся.
Источники контрольных, самостоятельных работ:
- Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.: ил. - ISBN 978-5-360-03921-1;
- Математика: 5 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 288 с.: ил. - ISBN 978-5-360-04346-1;
- Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.: ил. - ISBN 978-5-360-04499-4;
- Математика: 6 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 288 с.: ил. - ISBN 978-5-360-05218-0.
Примерные темы для проектов по математике
5 класс
1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
2. Совершенные числа.
3. Числа Мерсенна.
4. Четыре действия математики.
5. Древние меры длины.
6. Возникновение чисел.
7. Счёты.
8. Старинные русские меры или старинная математика.
9. Магические квадраты.
6 класс
1. Арифметика Магницкого.
2. Числа.
3. Математика на клетчатой бумаге.
4. Решето Эратосфена.
5. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.
6. Математика в жизни человека.
7. Леонтий Филипович Магницкий и его «Арифметика».
8. Задачи на переливание жидкости.
9. Координатная плоскость и знаки зодиака.
10. Отрицательные числа.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
«Математика 6 класс» Авт. учебника А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Издательство М.: Вентана-Граф
5 часов в неделю, 175 часов
№ | Содержание учебного материала | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | Дом. задание | |||||||
По плану | фактическая | ||||||||||||
Повторение (6 часов) | |||||||||||||
1 | Повторение по теме «Действия с десятичными дробями» | ||||||||||||
2 | Повторение по теме «Уравнения» | ||||||||||||
3 | Повторение по теме «Проценты» | ||||||||||||
4 | Повторение по теме «Решение задач» | ||||||||||||
5 | Повторение по теме «Решение задач» | ||||||||||||
6 | Контрольная работа № 1 (входная) | ||||||||||||
Глава 1 Делимость натуральных чисел (17 часов) | |||||||||||||
7 | Делители и кратные | Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители | Учащийся научится использовать понятия связанные с делимостью натуральных чисел Учащийся получит возможность: углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости | ||||||||||
8 | Делители и кратные | ||||||||||||
9 | Делители и кратные | ||||||||||||
10 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | с/р №1 | |||||||||||
11 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | ||||||||||||
12 | Признаки делимости на 9 и на 3 | тест №1 | |||||||||||
13 | Признаки делимости на 9 и на 3 | ||||||||||||
14 | Признаки делимости на 9 и на 3 | ||||||||||||
15 | Простые и составные числа | ||||||||||||
16 | Простые и составные числа | ||||||||||||
17 | Наибольший общий делитель | с/р №2 | |||||||||||
18 | Наибольший общий делитель | ||||||||||||
19 | Наибольший общий делитель | ||||||||||||
20 | Наименьшее общее кратное | тест №2 | |||||||||||
21 | Наименьшее общее кратное | ||||||||||||
22 | Наименьшее общее кратное | ||||||||||||
23 | К/р № 2 по теме «Делимость чисел» | ||||||||||||
Глава 2. Обыкновенные дроби (43 часа) | |||||||||||||
24 | Основное свойство дроби | Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями. Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби | Учащийся научится выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; Учащийся получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. | ||||||||||
25 | Основное свойство дроби | ||||||||||||
26 | Сокращение дробей | с/р №3 | |||||||||||
27 | Сокращение дробей | ||||||||||||
28 | Сокращение дробей | ||||||||||||
29 | Приведение дробей к общему знаменателю. | ||||||||||||
30 | Приведение дробей к общему знаменателю. | ||||||||||||
31 | Приведение дробей к общему знаменателю. | ||||||||||||
32 | Сложение и вычитание дробей | ||||||||||||
33 | Сложение и вычитание дробей | ||||||||||||
34 | Сложение и вычитание дробей | ||||||||||||
35 | Сложение и вычитание дробей | ||||||||||||
36 | Сложение и вычитание дробей | с/р №4 | |||||||||||
37 | Сложение и вычитание дробей | ||||||||||||
38 | К/р № 3 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | ||||||||||||
39 | Умножение дробей | ||||||||||||
40 | Умножение дробей | ||||||||||||
41 | Умножение дробей | ||||||||||||
42 | Свойства умножения | тест №4 | |||||||||||
43 | Свойства умножения | ||||||||||||
44 | Нахождение дроби от числа | ||||||||||||
45 | Нахождение дроби от числа | ||||||||||||
46 | Нахождение дроби от числа | ||||||||||||
47 | Нахождение дроби от числа | ||||||||||||
48 | Нахождение дроби от числа | ||||||||||||
49 | К/р № 4 по теме «Умножение дробей» | ||||||||||||
50 | Взаимно обратные числа | ||||||||||||
51 | Взаимно обратные числа | ||||||||||||
52 | Деление дробей | с/р №5 | |||||||||||
53 | Деление дробей | ||||||||||||
54 | Деление дробей | ||||||||||||
55 | Свойства деления | ||||||||||||
56 | Свойства деления | ||||||||||||
57 | Нахождение числа по значению его дроби | ||||||||||||
58 | Нахождение числа по значению его дроби | ||||||||||||
59 | Нахождение числа по значению его дроби | ||||||||||||
60 | Нахождение числа по значению его дроби | ||||||||||||
61 | Нахождение числа по значению его дроби | ||||||||||||
62 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | ||||||||||||
63 | Бесконечные периодические десятичные дроби | ||||||||||||
64 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | тест №5 | |||||||||||
65 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | ||||||||||||
66 | К/р №5 по теме «Деление дробей» | ||||||||||||
Глава 3. Отношения и пропорции (28 часов) | |||||||||||||
67 | Отношения | Формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции. Приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части. Распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображать развёртки цилиндра и конуса. Называть приближённое значение числа. Находить с помощью формул длину окружности, площадь круга | Учащийся научится использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты; решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы Учащийся получит возможность: научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах | ||||||||||
68 | Отношения | ||||||||||||
69 | Отношения | ||||||||||||
70 | Пропорции | с/р №6 | |||||||||||
71 | Пропорции | ||||||||||||
72 | Пропорции | ||||||||||||
73 | Основное свойство пропорции | ||||||||||||
74 | Основное свойство пропорции | ||||||||||||
75 | Процентное отношение двух чисел | с/р №7 | |||||||||||
76 | Процентное отношение двух чисел | ||||||||||||
77 | Процентное отношение двух чисел | ||||||||||||
78 | К/р № 6 по теме «Отношения и пропорции» | ||||||||||||
79 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | ||||||||||||
80 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | ||||||||||||
81 | Деление числа в данном отношении | с/р №8 | |||||||||||
82 | Деление числа в данном отношении | ||||||||||||
83 | Окружность и круг | ||||||||||||
84 | Окружность и круг | ||||||||||||
85 | Длина окружности. Площадь круга | тест №6 | |||||||||||
86 | Длина окружности. Площадь круга | ||||||||||||
87 | Длина окружности. Площадь круга | ||||||||||||
88 | Цилиндр, конус, шар | ||||||||||||
89 | Диаграммы | с/р №9 | |||||||||||
90 | Диаграммы | ||||||||||||
91 | Случайные события. Вероятность случайного события | ||||||||||||
92 | Случайные события. Вероятность случайного события | ||||||||||||
93 | Случайные события. Вероятность случайного события | ||||||||||||
94 | К/р №7 по теме «Длина окружности и площадь круга» | ||||||||||||
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними (70 часов) | |||||||||||||
95 | Положительные и отрицательные числа | Приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел. Формулировать определение координатной прямой. Строить на координатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки. Распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывать в окружающем мире модели этих фигур. Формулировать определение перпендикулярных прямых и параллельных прямых. Строить с помощью угольника перпендикулярные прямые и параллельные прямые. Объяснять и иллюстрировать понятие координатной плоскости. Строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости. Строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам. Анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.) | Учащийся научится сравнивать и упорядочивать рациональные числа; выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора; анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим способом Учащийся получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых так и практических задач | ||||||||||
96 | Положительные и отрицательные числа | ||||||||||||
97 | Координатная прямая | с/р №10 | |||||||||||
98 | Координатная прямая | ||||||||||||
99 | Координатная прямая | ||||||||||||
100 | Целые числа. Рациональные числа | ||||||||||||
101 | Целые числа. Рациональные числа | ||||||||||||
102 | Модуль числа | Тест №7 | |||||||||||
103 | Модуль числа | ||||||||||||
104 | Сравнение чисел | с/р №11 | |||||||||||
105 | Сравнение чисел | ||||||||||||
106 | Сравнение чисел | ||||||||||||
107 | Сравнение чисел | ||||||||||||
108 | К/р № 8 по теме «Координаты на прямой» | ||||||||||||
109 | Сложение рациональных чисел | ||||||||||||
110 | Сложение рациональных чисел | ||||||||||||
111 | Сложение рациональных чисел | ||||||||||||
112 | Сложение рациональных чисел | ||||||||||||
113 | Свойства сложения рациональных чисел | с/р №12 | |||||||||||
114 | Свойства сложения рациональных чисел | ||||||||||||
115 | Вычитание рациональных чисел | ||||||||||||
116 | Вычитание рациональных чисел | ||||||||||||
117 | Свойства вычитания рациональных чисел | с/р №13 | |||||||||||
118 | Свойства вычитания рациональных чисел | ||||||||||||
119 | Свойства вычитания рациональных чисел | ||||||||||||
120 | К/р № 9 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | ||||||||||||
121 | Умножение рациональных чисел | тест №8 | |||||||||||
122 | Умножение рациональных чисел | ||||||||||||
123 | Умножение рациональных чисел | ||||||||||||
124 | Умножение рациональных чисел | ||||||||||||
125 | Свойства умножения рациональных чисел | с/р №14 | |||||||||||
126 | Свойства умножения рациональных чисел | ||||||||||||
127 | Свойства умножения рациональных чисел | ||||||||||||
128 | Коэффициент. | ||||||||||||
129 | Коэффициент | ||||||||||||
130 | Распределительное свойство умножения | ||||||||||||
131 | Распределительное свойство умножения | ||||||||||||
132 | Распределительное свойство умножения | ||||||||||||
133 | Деление рациональных чисел | с/р №15 | |||||||||||
134 | Деление рациональных чисел | ||||||||||||
135 | Деление рациональных чисел | ||||||||||||
136 | Деление рациональных чисел | ||||||||||||
137 | К/р № 10 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | ||||||||||||
138 | Решение уравнений | ||||||||||||
139 | Решение уравнений | ||||||||||||
140 | Решение уравнений | ||||||||||||
141 | Решение уравнений | ||||||||||||
142 | Решение уравнений | ||||||||||||
143 | Решение задач с помощью уравнений | с/р №16 | |||||||||||
144 | Решение задач с помощью уравнений | ||||||||||||
145 | Решение задач с помощью уравнений | ||||||||||||
146 | Решение задач с помощью уравнений | ||||||||||||
147 | Решение задач с помощью уравнений | ||||||||||||
148 | Решение задач с помощью уравнений | ||||||||||||
149 | К/р № 11 по теме «Решение уравнений» | ||||||||||||
150 | Перпендикулярные прямые | ||||||||||||
151 | Перпендикулярные прямые | ||||||||||||
152 | Осевая и центральная симметрии | с/р №17 | |||||||||||
153 | Осевая и центральная симметрии | ||||||||||||
154 | Осевая и центральная симметрии | ||||||||||||
155 | Параллельные прямые | тест №9 | |||||||||||
156 | Параллельные прямые | ||||||||||||
157 | Координатная плоскость | с/р №18 | |||||||||||
158 | Координатная плоскость | ||||||||||||
159 | Координатная плоскость | ||||||||||||
160 | Координатная плоскость | ||||||||||||
161 | Графики | ||||||||||||
162 | Графики | ||||||||||||
163 | Графики | ||||||||||||
164 | К/р № 12 по теме «Координаты на плоскости» | ||||||||||||
Повторение и систематизация учебного материала (11 часов) | |||||||||||||
165 | Итоговое повторение по теме «Делимость чисел» | с/р №19 | |||||||||||
166 | Итоговое повторение по теме «Сложение и вычитание дробей» | ||||||||||||
167 | Итоговое повторение по теме «Умножение и деление дробей» | ||||||||||||
168 | Итоговое повторение по теме «Отношения и пропорции » | ||||||||||||
169 | Итоговое повторение по теме «Сложе-ние и вычитание рациональных чисел» | с/р №20 | |||||||||||
170 | Итоговое повторение по теме «Сложе-ние и вычитание рациональных чисел» | ||||||||||||
171 | Итоговое повторение по теме «Умно-жение и деление рациональных чисел» | ||||||||||||
172 | Итоговое повторение по теме «Решение уравнений» | ||||||||||||
173 | Итоговое повторение по теме «Решение уравнений» | тест №10 | |||||||||||
174 | Итоговое повторение по теме «Координаты на плоскости» | ||||||||||||
175 | Итоговая контрольная работа |
[1]Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Умк: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕУмк: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир5 класс5 часов в неделю, 170 часов в год.(разработана в соответствии с Федеральными государственными ...
Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк
Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...
Рабочие программы по математике, алгебре, геометрии, УМК Мерзляк А.Г
Рабочие программы по УМК Мерзляка А.Г...