Факторы, влияющие на успеваемость школьников.
методическая разработка по математике (7 класс)
«Качество образования , качество знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0009b016-8f434f38.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Качество образования , качество знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.»
Образование – величайшее
из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Киплинг
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации педагогических работников.
Качество образования можно представить в виде трех составляющих:
- Качество условий.
- качество нормативно – правовой базы;
- качество кадрового потенциала;
- качество научно – методической работы;
- качество материально – технической базы;
- стимулирование педагогического труда;
- психологический климат в общеобразовательном учреждении;
- качество управления.
2. Качество учебно – воспитательного процесса.
- качество содержания образования;
- качество преподавания;
- качество учения.
3. Качество результата.
- уровень обученности;
- уровень владения творческой деятельностью;
- уровень воспитанности;
- уровень психического, интеллектуального и социального развития;
- уровень социальной адаптации и социальной защищенности;
- состояние здоровья;
- сформированность ключевых компетенций.
Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:
- хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
- в будущем достигнуть успехов в карьере;
- дополнительные знания, понимание предмета;
- возможность получения разносторонних знаний для поступления.
Родители под качеством знаний понимают:
- высокую квалификацию учителя;
- взаимопонимание между учителем и учеником;
- доступная школьная программа, хорошие учебники;
- интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
- корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.
Для учителей хорошее качество образования связано:
- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
По каким параметрам определяется качество образования ?
- Гарантированность образования.
- Мотивация учащихся.
- Сформированность учебной деятельности.
- Качество предметных знаний учащихся.
- Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.
Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Факторы влияющие на повышение качества образования:
- повышение уровня подготовки учителей;
- - стратегическое планирование качества;
- -нормативно-правовое обеспечение образования;
- - владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;
- -личностно-ориентированное обучение;
- - обеспечение доступности;
- - отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
- - эффективное управление качеством образования.
Какими же должны быть условия для качества образования?
Условия достижения нового современного качества образования:
- введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
- использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
- введение профильного обучения в старшей школе;
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
- развитие дистанционного образования;
- преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
- еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
- новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.
Современному обществу нужен новый учитель:
- глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
- обладающий профессиональными качествами;
- владеющий ИКТ;
- четко управляющий учебным процессом;
- умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.
- Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Значит необходимо развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК .
- В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела. Поэтому необходима выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала .
- Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
- Большое дело не сделать в одиночку. Из этого следует, что очень важно формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение .
- Население многонационально . Поэтому, чтобы каждый человек в обществе чувствовал себя комфортно, крайне важно развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.
Каковы причины снижения качества знаний?
- Некачественная работа учителя-предметника.-
- Авторитарная педагогика.
- Недостаточный уровень интеллектуального развития.
- Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
- Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
- Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
- Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
- «Профилактическая» двойка.
- Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
- Потеря связи с родительской общественностью.
- Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
- Неблагоприятная социальная среда.
- Слабое здоровье ребенка.
- «Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»
Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.
Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет«Возможности школы по преодолению некоторых факторов, влияющих на физическое, психическое, социальное здоровье школьников»
В папке предлагается тема, цели и задачи педсовета, подробный план, доклады, презентации....
Факторы, влияющие на здоровье школьников при работе с компьютерами.
Факторы, влияющие на здоровье школьников при работе с компьютерами....
Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"
Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...
Психологические факторы, влияющие на успеваемость
В работе рассматриваются психологические факторы, влияющие на успеваемость...
Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...
Исследовательская работа "Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру школьников"
В своей работе мы решили исследовать английские надписи на одежде школьников и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить модную футболку, пуловер или джинсы....