Факторы, влияющие на успеваемость школьников.
методическая разработка по математике (7 класс)

Степанова Анастасия Владимировна

«Качество образования , качество  знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0009b016-8f434f38.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Качество образования , качество  знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний.»

             Образование – величайшее

из земных благ, если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

                                                

                                                                                Киплинг

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

     При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  •  образовательных результатов;

- организации образовательного процесса;

-  квалификации педагогических работников.

Качество образования можно представить в виде трех составляющих:

  1. Качество условий.

- качество нормативно – правовой базы;

- качество кадрового потенциала;

- качество научно – методической работы;

- качество материально – технической базы;

- стимулирование педагогического труда;

- психологический климат в общеобразовательном учреждении;

- качество управления.

2. Качество учебно – воспитательного процесса.

- качество содержания образования;

- качество преподавания;

- качество учения.

3. Качество результата.

- уровень обученности;

- уровень владения творческой деятельностью;

- уровень воспитанности;

- уровень психического, интеллектуального и социального развития;

- уровень социальной адаптации и социальной защищенности;

- состояние здоровья;

- сформированность ключевых компетенций.

        Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:

  •  хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить  в ВУЗ;
  • в будущем достигнуть успехов в карьере;
  • дополнительные знания, понимание предмета;
  • возможность получения разносторонних знаний для поступления.

Родители под качеством знаний понимают:

  • высокую квалификацию учителя;
  • взаимопонимание между учителем и учеником;
  • доступная школьная программа, хорошие учебники;
  • интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;
  • корректное отношение  друг к другу, основанное на уважении.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

По каким параметрам определяется качество образования ?

  • Гарантированность образования.
  • Мотивация учащихся.
  • Сформированность учебной деятельности.
  • Качество предметных знаний учащихся.
  • Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Факторы влияющие на повышение качества образования:

  • повышение уровня подготовки учителей;
  • - стратегическое планирование качества;
  • -нормативно-правовое обеспечение  образования;
  • - владение учителем научно-обоснованной  методикой обучения;
  • -личностно-ориентированное обучение;
  • - обеспечение доступности;
  • - отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;
  • - эффективное управление качеством образования.

Какими же должны быть условия для качества образования?

Условия достижения нового современного качества образования:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы  учебного плана;
  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • использование нравственного потенциала искусства как средства  духовного развития личности;
  • введение профильного обучения в старшей школе;
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
  • развитие дистанционного образования;
  • преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;
  • еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
  • новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.  

Современному обществу нужен новый учитель:

  • глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;
  • обладающий профессиональными качествами;
  • владеющий ИКТ;
  • четко управляющий учебным процессом;
  • умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.

Какими могут быть новые образовательные результаты?

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.

  • Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Значит необходимо развитие умений работы с информацией:  поиск, оценка,                     отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК .
  • В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела. Поэтому необходима выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов             накопленного материала .
  • Современная эпоха  требует  не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать  навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .
  • Большое дело не сделать в одиночку. Из этого следует, что очень важно формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей,  проводить рефлексию и обсуждение .
  • Население многонационально . Поэтому, чтобы каждый человек в обществе чувствовал себя комфортно,  крайне важно развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.

Каковы причины снижения качества знаний?

  • Некачественная работа учителя-предметника.-
  • Авторитарная педагогика.
  • Недостаточный уровень интеллектуального развития.
  • Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).
  • Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.
  • Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.
  • Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.
  • «Профилактическая» двойка.
  • Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.
  • Потеря связи с родительской общественностью.
  •  Равнодушие, безразличное отношение учителей-предметников, классного руководителя к этому коллективу учеников.
  •  Неблагоприятная социальная среда.
  • Слабое здоровье ребенка.
  • «Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.

Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»

Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование– средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению.

Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на здоровье школьников при работе с компьютерами.

Факторы, влияющие на  здоровье школьников при работе с компьютерами....

Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...

Психологические факторы, влияющие на успеваемость

В работе рассматриваются психологические факторы, влияющие на успеваемость...

Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...

Исследовательская работа "Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру школьников"

В своей работе мы решили исследовать английские надписи на одежде школьников и предложить подросткам задуматься, прежде чем купить модную футболку, пуловер или джинсы....