Интегративный урок по теме «Десятичные дроби»
методическая разработка по математике (5 класс)
Урок для 5 класса со всеми требованиями по ФГОС.
Цель урока: Повторить и обобщить основные правила действий с десятичными дробями. Организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;
применить изученные правила при решении практических задач.
Развивающие задачи урока: создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся.
Воспитательные задачи урока: Воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.
Предметные: Уметь выполнять действия с десятичными дробями, решать текстовые задачи и уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2019_god2.docx | 35.53 КБ |
prezentatsiya_2019_urok.pptx | 601.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Интегративный урок по теме «Десятичные дроби».
Цель урока:
Повторить и обобщить основные правила действий с десятичными дробями.
Образовательные задачи урока:
Организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;
применить изученные правила при решении практических задач.
Развивающие задачи урока:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся.
Воспитательные задачи урока:
Воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.
Предметные:
Уметь выполнять действия с десятичными дробями, решать текстовые задачи и уравнения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить, уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, опираясь на информацию, полученную ранее на уроках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе; точно и аргументировано выражать свои мысли в устной форме, уметь слушать собеседника. Регулятивные УУД: прогнозировать конечные результаты, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности, навыки сотрудничества, работать по алгоритму, как обобщенному способу деятельности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение. Личностные УУД: нести личностную ответственность за свои результаты деятельности, проявлять уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества.
Средства: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение учителем цели урока.
2. Обобщение и систематизация знаний.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, -
Все для вас
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час!
Будь внимателен, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Справка из истории возникновения ПДД
При французском министре Зулли и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. В России повсеместное распространение дорожных указателей началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.
Первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них: Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар». Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.
Чтоб угадать тему урока, послушайте загадку
"Три десятых: Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых - и стены возводятся косо!
Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека".
Вот пешеход
Бредёт едва
До пункта «Б»
Из пункта «А»...
Сорок восемь километров!
Против бурь и против ветров!
Ноги его заплетаются,
И с пути он всё время
Сбивается,
И тяжко бедняге приходится,
И с ответом
Никак он не сходится!
Игра « Шифровальщик»
Разгадав зашифрованное слово вы сформулируете тему урока
7 | 9,5 | 0,4 | 0,3 | 70 | 15 | 2 | 6,8 | 4,5 | |||
Е | Ш | З | Р | И | Ч | Д | Н | А |
- 3,5· 2 - Е 8) 3,5 : 0,5 – 0,2 - Н
- 7 + 2,5 - Ш 9) 10 – 5,5 - А
- 0,2 · 2 - З
- 1 – 0,7 - Р
- 42 : 0,6 - И
- 27 : 0,9 : 2 - Ч
- (3,7 + 6,3): 5 - Д
0,3 | 7 | 9,5 | 7 | 6,8 | 70 | 7 | 0,4 | 4,5 | 2 | 4,5 | 15 |
Р | Е | Ш | Е | Н | И | Е | З | А | Д | А | Ч |
Блиц опрос
1. Как складывают и как вычитают десятичные дроби? (Лапушкина)
2. Назовите первые три разряда после запятой в десятичных дробях. (Того)
3. Что показывает в десятичной дроби первая цифра после запятой? (Карина)
4. Сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число. (Склешин)
5. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000? (Кутумова)
6. Как разделить десятичную дробь на натуральное число? (Настя)
7. Как разделить десятичную дробь на 10,100. 1000. (Воронова)
Задача № 1. Мальчику Пете недавно исполнилось 2 года. Он очень любит грызть карандаши. Однажды он нашел карандаш длинной 26,5 см. Петя изгрыз карандаш со скоростью 5см/мин. За сколько мин. Карандаш исчезнет с лица земли?
26,5 :5 = 5,3 (мин)
Задача №2. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,8 м. и пролетев 5,6 м. передумал. Сколько метров придется тебе лететь поневоле?
8,8 – 5,6 = 3,2 (м) – поневоле
Задача № 3. Коля мечтал о шоколадке, длина которой 3,7 м., а ширина 2,1 м. Толя мечтал о шоколадке такой же длины, но втрое большей ширины, чем у Коли. На сколько метров ширина шоколадки, о которой мечтал Толя длиннее ширины о которой мечтал Коля?
- 2,1 * 3 =6,3 (м)
- 6,3 – 2,1 = 4,2 (м)
Задача №4. 40 бабушек вошли в автобус. 0,2 часть бабушек купила билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле он был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехало зайцем?
- 40 * 0,2 = 8 (б) билеты
- 40 – 8 = 32 (б) закричали
- 32 * ¼ = 8 (б) проездной
- 4) 32 – 8 = 24 (б) зайцы
Задача № 5. У моего дедушки 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 6,4 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в 18 банок. По сколько кг мёда было в каждой банке?
1) 24,8-6,4=18, 4(кг.)
2) (24,8+ 18,4) :2 =21,6(кг.)
3) 43,2+21,6=64,8 (кг.)
4) 64,8: 18=3,6 (кг.)
Задача №6. Дети убегают от дворника, бегут от дворника вокруг дома. Длина дома 50,3 м, ширина на 19,6 м меньше. Дети оббежали дом 20 раз. Сколько метров они пробежали.
- 50,3 – 19,6 = 30,7 (м) ш 3) 81 * 2 = 162 (м)
- 30,7 + 50,3 = 81 (м) 4) 162 * 20 = 3240 (м)
Задача №7. Для Коли, как и для любого здорового человека, нормальная температура тела 36,6°C, а для его четвероногого друга Шарика на 2,2°C больше. Какая температура для Шарика считается нормальной?
1) 36,6 + 2,2 = 38,8° C.
Задача №8. Больному выписали лекарство по 1,5 г 3 раза в день на 10 дней. В аптеке это лекарство оказалось в дозировке 0,5 г по 20 таблеток в упаковке. Сколько упаковок надо купить? Какова стоимость покупки, если цена упаковки 500 рублей.
- 1,5 * 3 = 4,5 (г) в день, 4) 45 : 10 = 4,5
- 4,5 * 10 = 45 (г) 10 дней, 5) 5 * 500 = 2500 (руб.)
- 0,5 * 20 = 10 (г) в упаковке
Задача №9. Суточная доза витамина С для человека составляет 0,05г. Какое количество этого витамина необходимо человеку в неделю, месяц, год?
1) 0,05*7=0,35 (г) 2) 0,05*30=1,5 (г) 3) 0,05*365=18,25 (г).
Задача №10. Длина прыжка кенгуру может достигать 13,5 метров в длину. Мировой рекорд для человека составляет 8,95 метров. Насколько дальше прыгает кенгуру?
13,5 – 8,95 = 4,55 (м)
Задача №11. Автомобиль проехал расстояние 9 км за 0,2 часа. Не нарушил ли он правила дорожного движения? Известно, что стоит знак ограничения скорости (40км/ч).
9 : 0,2 = 90 : 2 = 45 (км/ч) нарушил
Задача №12. Плата за электроэнергию в городе Козьмодемьянске составляет 3,72 рубля за 1 кВт.ч. В среднем за месяц семья расходует 111 кВт.ч. Посчитали, сколько семья платит за свет за месяц и за год в среднем.
- 111 * 3,72 = 412,92 руб.
- 412,92 * 12 = 4955,04 руб.
Задача №13. Один м3 холодной воды в г. Козьмодемьянске стоит 38,77 руб. в этом месяце семья потратила 4 м3 холодной воды и 3 м3 горячей воды. Посчитали стоимость воды за месяц и примерную стоимость воды за год.
1) (4 + 3) * 38,77 = 7 * 38,77 = 271,39 руб.
2) 271,39 * 12 = 3256,68 руб.
С показаниями квитанций ответ совпал.
Физкультминутка
Загадываем число (например, «четыре»).
Помощники учителя бросают мячик любому ученику называют действие (например, «отнять 0,3»).
Ученик ловит мяч и говорит ответ («3,6»).
Если ответ правильный, то ученик продолжает игру (бросает мяч другому ученику и называет новое действие).
Если ответ неправильный, то ученик выходит из игры (возвращает мяч учителю и садится на место).
Рефлексия
Учащиеся, сидящие за партой, поворачиваются друг к другу и проводят рефлексию, используя метод пяти пальцев.
Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Домашнее задание.
Придумать и решить жизненную задачу на вычисление десятичных дробей.
Повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей.
Литература
Свечников А.А. Путешествие в историю математики или как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 168 стр.
Учебник по математике Мерзляк А.Г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (в электронном виде).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://ru.wikipedia.org (Википедия, свободная энциклопедия);
- http://www.webmath.ru/ (Справочник)
- www.radostmoya.ru (Академия занимательных наук. Математика.)
- https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-pro-zadachu
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История возникновения ПДД
ПОЯВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО СВЕТОФОРА
" Три десятых: Скажи про такую ошибку, И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку. Три десятых - и стены возводятся косо! Три десятых - и рухнут вагоны с откоса! Ошибись только на три десятых аптека – Станет ядом лекарство, убьет человека".
Вот пешеход Бредёт едва До пункта «Б» Из пункта «А»... Сорок восемь километров! Против бурь и против ветра! Ноги его заплетаются, И с пути он всё время Сбивается , И тяжко бедняге приходится , И с ответом Никак он не сходится!
Игра « Шифровальщик» 1) 3,5 · 2 - Е 8) 3,5 : 0,5 – 0,2 - Н 2) 7 + 2,5 - Ш 9) 10 – 5,5 - А 3) 0,2 · 2 - З 4) 1 – 0,7 - Р 5) 42 : 0,6 - И 6) 27 : 0,9 : 2 - Ч 7) ( 3,7 + 6,3) : 5 - Д
0,3 7 9,5 7 6,8 70 7 0,4 4,5 2 4,5 15 р е ш е н и е з а д а ч
Задача шутка 1 Мальчику Пете недавно исполнилось 2 года. Он очень любит грызть карандаши. Однажды он нашел карандаш длинной 26,5 см. Петя изгрыз карандаш со скоростью 5см/мин. За сколько мин. Карандаш исчезнет с лица земли?
26,5 :5 = 5,3 (мин)
Допустим , что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,8 м. и пролетев 5,6 м. передумал. Сколько метров придется тебе лететь поневоле ? Задача 2
8,8 – 5,6 = 3,2 (м)
Коля мечтал о шоколадке, длина которой 3,7 м., а ширина 2,1 м. Толя мечтал о шоколадке такой же длины, но втрое большей ширины, чем у Коли. На сколько метров ширина шоколадки, о которой мечтал Толя длиннее ширины о которой мечтал Коля? Задача 3
1) 2,1 · 3 =6,3 (м) 2) 6,3 – 2,1 = 4,2 (м)
40 бабушек вошли в автобус. 1/5 часть бабушек купила билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле он был только у 1/4 бабушек. Сколько бабушек проехало зайцем? Задача 4
1) 40 · 1/5 = 8 (б) 2) 40 – 8 = 32 (б ) 3) 32 · ¼ = 8 (б ) 4) 32 – 8 = 24 (б )
Автомобиль проехал расстояние 9 км за 0,2 часа. Не нарушил ли он правила дорожного движения? Известно, что стоит знак ограничения скорости ( 40км/ч ). Задача 5
9 : 0,2 = 90 : 2 = 45 (км/ч)
Плата за электроэнергию в городе Козьмодемьянске составляет 3,72 рубля за 1 кВт.ч . В среднем за месяц семья расходует 111 кВт.ч . Подсчитать, сколько семья платит за свет за месяц и за год в среднем. Задача 6
1) 111 · 3,72 = 412,92 (руб.) 2) 412,92 · 12 = 4955,04 (руб.)
Задача 7 Один м 3 холодной воды в г. Козьмодемьянске стоит 38,77 руб. в этом месяце семья потратила 4 м 3 холодной воды и 3 м 3 горячей воды. Подсчитать стоимость воды за месяц и примерную стоимость воды за год.
1 ) (4 + 3) · 38,77 = 7 · 38,77 = 271,39 (руб.) 2 ) 271,39 · 12 = 3256,68 (руб.)
Задача 8 Суточная доза витамина С для человека составляет 0,05г. Какое количество этого витамина необходимо человеку в неделю, месяц, год?
0,05 · 7=0,35 (г) 0,05 · 30=1,5 (г) 0,05 · 365=18,25 (г).
Задача 9 Длина прыжка кенгуру может достигать 13,5 метров в длину. Мировой рекорд для человека составляет 8,95 метров. На сколько метров дальше прыгает кенгуру?
13,5 – 8,95 = 4,55 (м)
Задача 10 Для Коли, как и для любого здорового человека, нормальная температура тела 36,6°C, а для его четвероногого друга Шарика на 2,2°C больше. Какая температура для Шарика считается нормальной?
36,6 + 2,2 = 38,8 C °
Задача 11 Больному выписали лекарство по 1,5 г 3 раза в день на 10 дней. В аптеке это лекарство оказалось в дозировке 0,5 г по 20 таблеток в упаковке. Сколько упаковок надо купить? Какова стоимость покупки, если цена упаковки 500 рублей.
1) 1,5 · 3 = 4,5 (г) - в день, 2) 4,5 · 10 = 45 (г) - 10 дней, 3) 0,5 · 20 = 10 (г) - в упаковке 4) 45 : 10 = 4,5 (к) 5) 5 · 500 = 2500 (руб.)
Задача 12 Дети убегают от дворника, бегут от дворника вокруг дома. Длина дома 50,3 м, ширина на 19,6 м меньше. Дети оббежали дом 20 раз. Сколько метров они пробежали.
1) 50,3 – 19,6 = 30,7 (м ) 2) 30,7 + 50,3 = 81 (м) 3) 81 · 2 = 162 (м) 4) 162 · 20 = 3240 (м )
Задача 13 У моего дедушки 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 6,4 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в 18 банок. По сколько кг мёда было в каждой банке?
1) 24,8-6,4=18, 4(кг.) 2) (24,8+ 18,4) : 2 =21,6(кг.) 3) 43,2+21,6=64,8 (кг.) 4) 64,8 : 18=3,6 (кг.)
Физкультминутка Поднимите руки класс – это раз Повернулась голова это - два Руки вниз, вперед смотри – это три Руки в стороны пошире развернули на 4 С силой их к плечам прижать – это пять Всем ребятам тихо сесть это шесть.
Рефлексия Метод пяти пальцев М ( мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б ( безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С ( средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У ( указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б ( большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Домашнее задание. Придумать и решить жизненную задачу на вычисление десятичных дробей . 2. Повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме"Десятичные дроби".
В своём уроке была поставлена цель, научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенные дроби в десятичные, развивать самостоятельность, логическое мышление, развивать интерес к мате...
Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби"
Обобщающий урок по теме «Десятичные дроби»Девиз урока: «Знания имей отличные по теме десятичные»Цели урока:закрепление знаний о правилах умножения, деления, сложения. умножения, сравнения ...
Материалы для уроков по теме "Десятичные дроби"
данные материалы(использование ИКТ) можно применять на уроках по теме "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Зимняя олимпиада" (обобщающий урок по теме "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями")
презентация урока...
Обобщающий урок по теме "Десятичные дроби" Урок-экскурсия по городам героям.
Интегрированный урок в 5 классе проведен к празднованию 70 летия Победы по теме "Десятичные дроби". Урок прводится в форме игры....
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...