Организация контроля на уроках математики.
статья по математике (8, 9, 10, 11 класс)

Систематическая проверка знаний учащихся на уроках математики является одним из основных условий повышения качества обучения. Грамотное владение педагогом формами конроля способствует повышению интереса у обучающихся в изучении математики, ликвидации пробелов в знаниях, активизирует учебную деятельность. В данной статье даны методические рекомендации по организации на уроках математики взаимной проверки и самоконтроля.Как доказывает практика, последовательная работа над формированием и развитием умений самоконтроля, повышает общую математическую культуру школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya1.docx12.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация контроля на уроках математики.

(Из опыта работы)

Головина Валентина Васильевна, учитель математики

ГБОУ школа 560 г. Санкт-Петербург

С введением ФГОС в образовательном процессе выросла роль ответственности обучающегося, так как современное образование даёт всем без исключения проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Он становится активным участником и помощником для учителя, способным объективно оценивать не только работу одноклассника, но и целой группы учеников. И, что немаловажно, не только объективно оценить, но и объективно обосновать свою оценку.

Как организовать обратную связь с обучающимися на уроках математики?

Для разрешения проблемы на уроках можно использовать различные приёмы на всех этапах.

Устная форма работы на уроках — один из необходимых важных этапов. Однако эффективнее сочетать устный опрос с письменным. С этой целью индивидуально каждому предлагаю одновременно отметить сильные и слабые стороны ответа в подготовленном листе анализа. На интерактивной доске показываю задание после проведённого устного опроса:

  1. Выполнена ли последовательность действий при ответе?
  2. Соответствовали ли ответы по смыслу заданным вопросам?
  3. Были ли ответы аргументированы?
  4. Было ли сформулировано общее правило для решения такого типа задач?

Как организовать взаимоконтроль при объяснении нового материала так, чтобы держать класс в активном рабочем состоянии, а также видеть — понимают ли ребята объяснения?

Условно такой контроль считают текущим. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика. Самыми распространёнными формами текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, информация в виде электронного журнала, позволяющего регулярно фиксировать текущие оценки.

Математику, как предмет, невозможно представить без решения практических задач, особенно экономического содержания.

Решение всегда сопровождается вопросами:

1.Ответили ли мы на вопрос задачи?

2.Не заметили ли вы ошибок в рассуждениях?

3.Можно ли таким образом добиться результатов?

4.Это было правильное решение?

5.Предложите другие способы решения и т.д.

Правильно организованный контроль при решении любого типа задач помогает заинтересовать обучающихся, увлечь в изучаемый материал и помочь достичь желаемых положительных результатов.

Как правило, не все обучающиеся могут сконцентрировать внимание на ответе одноклассника, не понимая того, что происходит усваивание и закрепление учебного материала. С этой целью в начале урока необходимо дать установку на то, что им самим придётся оценивать не только знания одноклассников, но и свои.

На уроках математики можно предложить очень много приёмов организации самоконтроля, как для менее успешных обучающихся, так и для подготовленных, выполняющих трудоёмкие задания. Один из приёмов — указание ответа. Найдётся группа ребят в классе, которой при выполнении более сложных заданий достаточно свериться с окончательным результатом. Отдельным — потребуется дать промежуточные ответы. В последнем случае обучающиеся могут сравнить результаты своих пошаговых действий с заданным образцом. Это поможет им самостоятельно выполнять задания даже тогда, когда окончательно не сформированы устойчивые навыки. Эффективный приём самоконтроля – задание с программированным контролем. Такой приём удачен после объяснения новой темы в качестве самооценки своей работы. Часто используемый приём — взаимопроверка по образцу. Также часто используется при изучении темы решение уравнений, неравенств, приёмы вычитания и т. д.

Самооценку своих знаний и соседа по парте можно провести при выполнении математических диктантов. Обучающиеся проверяют диктант и выставляют отметки по предложенным критериям. Правильные ответы записываются на доске перед обменом тетрадями.

Тестирование на уроках в любом формате готовит обучающихся к ГИА. Обучающиеся предпочитают такую форму контроля, которая направленна на формирование метапредметных УУД (умение быстро работать с информацией, проводить самостоятельный анализ, сравнительный анализ).

Результаты продуманной организации взаимоконтроля и самоконтроля знаний и умений раскрывают индивидуальные особенности обучающихся, повышают ответственность адекватно оценивать уровень своих знаний и умений, находить эффективные способы решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка тестового контроля на уроке математика

Главное достоинство тестовой проверки в скорости и обективности качества усвоения учащимися материала....

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка

В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....

Формы организации тематического контроля на уроках математики

Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и  навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост  ученика оставался вне поля зрения педагога.Сего...

Некоторые методы и формы организации контроля на уроках русского языка

              Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об...

«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Контроль на уроках математики  - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...

Организация контроля на уроке иностранного языка

Организация контроля на уроке иностранного языка...

Урок развивающего контроля на уроках математики

Методологической основой ФГОС является системно-  деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.Дети «открывают» их сами в процессе...