Урок математики в 5 классе на тему "Приведение дробей к общему знаменателю"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Методическая разработка урока на тему "Приведение дробей к общему знаменателю" по учебнику: С.М. Никольский. Математика. 5 класс.

Творческий урок, на котором ребята создают проект и находят применение полученных знаний по математике в таких науках как физика, астрономия (межпредметные связи).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА "ПРИВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ"

Цель урока: обеспечение условий для формирования способности к практическому применению приведения дробей к общему знаменателю.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать способность к практическому использованию правила приведения дробей к общему знаменателю в различных науках (в физике, астрономии, в обычной жизни);
  • Развивающие: развитие логического мышления, представления о связи математики с другими науками, любознательности к математике;
  • Воспитательные: формирование информационной культуры учащихся, воспитание взаимоуважения, целеустремленности, самостоятельности; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Учебник: С.М. Никольский. Математика. 5 класс

Материал к уроку: листы самооценки для учащихся, презентация к уроку, задания для электронной доски.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный этап;
  2. Проверка домашней работы;
  3. Устный счет;
  4. Определение темы урока;
  5. Работа над проектом;
  6. Применение полученных знаний;
  7. Подведение итогов урока;
  8. Домашнее задание;
  9. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Фамилия Имя ___________________________                                                                                                                     Оценка_______________

ПРОЕКТ «Вес тела на космических объектах Солнечной системы»

Земля

Луна

Венера

Сатурн

Уран

Меркурий

Марс

Юпитер

Нептун

Плутон

Вес

Дробь

Дроби с наименьшим общим знаменателем

Дроби с общим знаменателем 600

                                                                                                                   

                                                     

Деятельность учащегося

Задания

Критерии самооценки

1

Организационный этап

Приветствие учеников. Эпиграф нашего урока “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. 

Что значит выражение “Я сделал открытие”?

А были ли открытия в вашей жизни?

Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

На сегодняшнем уроке мы тоже совершим маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого вам надо быть настойчивым и внимательным.

Сегодня на уроке нам понадобятся: листы самооценки, сигнальные карточки 

Помощниками сегодня на уроке будут ваше хорошее настроение и внимание.

2

Проверка домашней работы

Домашняя работа: Ответы

а)  

б)  

в)  

Решил все правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допустил более одной ошибки – 1 балл.

Не выполнил домашнюю работу – 0 баллов.

3

Устный  счет

Если утверждение верно поднимаем зелёную карточку, если не верно, то красную карточку:

НОК (4, 5) = 4 ⋅ 5 = 20

НОК (2, 6) = 2

НОК (7, 12) = 1

НОД (3, 5) = 1

НОК (45, 9) = 45

НОК (12, 4) = 12

НОК (6, 10) = 60

НОК (8, 12) = 24

Ошибок не допустил – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допустил две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

4

Определение темы урока

- Расположите дроби на координатном луче с единичным отрезком, равным 10 клеткам. Прочитайте тему урока.

Е

В

И

П

Н

О

Р

О

Т

Е

- Назовите тему урока.

Запишите тему урока «Приведение дробей к общему знаменателю».

Дети формулируют цели и задачи:

Цель: закрепление приведения дробей к общему знаменателю

Задачи:

- вспомнить как привести дроби к общему знаменателю и сравнить …

- поупражняться в нахождении общего знаменателя и сравнивания дробей с разными знаменателями

5

Работа над проектом

Сегодня мы побываем на всех планетах солнечной системы. Ребята, как вы думаете, если бы вы могли высадиться на любую планету, изменился бы ваш вес?

Сегодня на уроке мы с вами создадим небольшой проект о весе тела на различных планетах, для этого в течении всего урока мы будем работать с таблицей, которая расположена вначале листа самооценки.

Во многих повседневных ситуациях слово «вес» используется тогда, когда фактически речь идёт о «массе». Вы физику ещё не изучали, поэтому для вас вес тела и масса тела – синонимы.

С понятием массы тела мы знакомы. Масса измеряется в кг.

Вес тела – это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес.

Вес тела определяют по формуле P=mg, где

P — вес тела, Н;

m — масса тела, кг;

g — ускорение свободного падения, м/с2.

Таблица 1. Величина ускорения свободного падения вблизи поверхности различных планет Солнечной системы

 

Небесное

тело

Ускорение свободного

 падения,  м/с2

https://www.yaklass.ru/p/fizika/9-klass/zakony-vzaimodeistviia-i-dvizheniia-tel-osnovy-dinamiki-18748/svobodnoe-padenie-18753/re-e32d869b-5ccc-4873-b790-dde9ed4dcc0f

Меркурий

3,7

Венера

8,87

Земля

9,8

Марс

3,7

Юпитер

24,8

Сатурн

10,4

Уран

8,87

Нептун

10,15

Плутон

0,66

Луна

1,62

Солнце

274,0

Мы видим, что вес тела зависит от массы и ускорения. А ускорение на различных планетах – имеет различное значение. Какой вывод мы можем сделать о весе тела человека на различных планетах?

В связи с тем, что десятичные дроби не изучали, мы будем пользоваться приближёнными значениями.

Задача № 1.  Ученые подсчитали, что на Луне вес человека составит шестую часть от веса на Земле, а на Венере, Сатурне и Уране – 27/30. Вычислите вес человека на Луне, Венере, Сатурне и Уране.

5

Применение полученных знаний

№ 1. Приведите дроби к общему знаменателю:

а)  

б)  

в)  

Задача № 2.  Ученые подсчитали, что на Меркурии и Марсе вес человека составит 11/30 от веса на Земле, а на Юпитере – 71/30 от веса на Земле. Вычислите вес человека на Меркурии, Марсе и Юпитере.

Решил все правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допусти две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

№ 2. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю, предварительно сократив их:

а)  

б)  

в)  

г)  

Задача № 3.  Ученые подсчитали, что на Нептуне вес человека составит 17/15 от веса на Земле, а на Плутоне – 1/15 от веса на Земле. Вычислите вес человека на Нептуне и Плутоне.

Решил все правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допусти две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

7

Подведение итогов урока

Как же привести дроби к общему знаменателю?

Посчитайте сколько баллов сегодня за урок набрали, переведите баллы в оценку.

Поднимите руки кто набрал баллы на 5, на 4, на 3

Кто получил оценку 3 — Вам нужно над этой темой поработать.

Урок цели достиг????

Делают вывод

Шкала перевода баллов в оценку:

12 - 17 баллов – оценка «5»

8 - 11 баллов – оценка «4»

3 - 7 баллов – оценка «3»

8

Домашнее задание

№ 803 (е - и)

9

Рефлексия

Вы все молодцы. Мне очень понравилось с вами работать. А вам? Я думаю, что вы теперь никогда не ошибетесь, приводя дроби к общему знаменателю.

Нелегко усваивать обыкновенные дроби. Они считаются самым трудным разделом арифметики. Об этом можно судить по следующим фактам. У нас есть поговорка: «Попал в тупик», у немцев и ныне в ходу поговорка похожая на нашу: “In die Bruche kommen”, буквально: «Попал в дроби». Обе эти поговорки означают одно и то же: человек попал в очень трудное положение. Но я думаю, мы вместе и вы сами своими усилиями всегда найдете выход из любого трудного положения. 

 “Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, выберите один лист из предложенных (зелёный, жёлтый, красный), которые обозначают:

Зелёный обозначает: “Мне было на уроке интересно, я всё понял”.

Жёлтый обозначает: “ Урок был интересен, но мне было трудно”.

Красный лист обозначает: “ Урок был интересен, но что-то осталось еще не понятным.»

Окончен урок. Спасибо за внимание

 



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: ___________________________                                                                                                                                                        Оценка: _______

ПРОЕКТ «Вес тела на космических объектах Солнечной системы»

Земля

Луна

Венера

Сатурн

Уран

Меркурий

Марс

Юпитер

Нептун

Плутон

Вес

Дробь (часть от веса тела на Земле)

Дроби с наименьшим общим знаменателем

Дроби с общим знаменателем 600

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Деятельность учащегося

Задания

Прогнозируемая оценка

Критерии самооценки

Самооценка

Проверка домашней работы

№ 802 (а, б, в)

Решил всё правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допустил более одной ошибки – 1 балл.

Не выполнил домашнюю работу – 0 баллов.

Устный  счет

Если утверждение верно поднимаем зелёную карточку, если не верно, то красную карточку:

НОК (4, 5) = 4 ⋅ 5 = 20

НОК (2, 6) = 2

НОК (7, 12) = 1

НОД (3, 5) = 1

НОК (45, 9) = 45

НОК (12, 4) = 12

НОК (6, 10) = 60

НОК (8, 12) = 24

Решил всё правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допустил две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

Определение темы урока

Расположите дроби на данном координатном луче. Прочитайте тему урока.

Е

В

И

П

Н

О

Р

О

Т

Е

        0                                         1

Деятельность учащегося

Задания

Прогнозируемая оценка

Критерии самооценки

Самооценка

Применение полученных знаний

Задача № 1.  Ученые подсчитали, что на Луне вес человека составит шестую часть от веса на Земле, а на Венере, Сатурне и Уране – 27/30. Вычислите вес человека на Луне, Венере, Сатурне и Уране.

Решение:

№ 1. Приведите дроби к общему знаменателю:

а)  

б)  

в)  

Решил всё правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допусти две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

Задача № 2.  Ученые подсчитали, что на Меркурии и Марсе вес человека составит 11/30 от веса на Земле, а на Юпитере – 71/30 от веса на Земле. Вычислите вес человека на Меркурии, Марсе и Юпитере.

Решение:

№ 2. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю, предварительно сократив их:

а)  

б)  

в)  

г)  

Решил всё правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допусти две - три ошибки – 1 балл.

Допустил более трёх ошибок – 0 баллов.

Задача № 3.  Ученые подсчитали, что на Нептуне вес человека составит 17/15 от веса на Земле, а на Плутоне – 1/15 от веса на Земле. Вычислите вес человека на Нептуне и Плутоне.

Решение:

Дополнительное задание к уроку

Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:

Решил всё правильно – 3 балла.

Допустил одну ошибку – 2 балла.

Допусти две ошибки – 1 балл.

Допустил более двух ошибок – 0 баллов.

Шкала перевода баллов в оценку:         12 - 15 баллов – оценка «5»                    8 - 11 баллов – оценка «4»                    3 - 7 баллов – оценка «3»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«О , сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух …»

Слайд 2

Деятельность учащегося Прогнозируемая оценка Проверка домашней работы ЛИСТ САМООЦЕНКИ Максимальный балл - 3

Слайд 3

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ а ) б ) в )

Слайд 4

Деятельность учащегося Самооценка Проверка домашней работы ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 5

Деятельность учащегося Прогнозируемая оценка Устный счет ЛИСТ САМООЦЕНКИ Максимальный балл - 3

Слайд 6

2. УСТНЫЙ СЧЕТ Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку :

Слайд 7

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (4, 5) = 4  5 = 20

Слайд 8

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (2, 6) = 2

Слайд 9

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (7, 12) = 1

Слайд 10

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОД (3, 5) = 1

Слайд 11

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (45, 9) = 45

Слайд 12

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (12, 4) = 12

Слайд 13

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (6, 10) = 60

Слайд 14

Если утверждение ВЕРНО поднимаем зелёную карточку , если НЕ ВЕРНО , то красную карточку : НОК (8, 12) = 24

Слайд 15

Деятельность учащегося Самооценка Устный счет ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 16

Е В И П Н О Р О Т Е Е В И П Н О Р О Т Е Расположите дроби на данном координатном луче. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА 0 1

Слайд 17

0 1 Е В И П Н О Р О Т Е

Слайд 18

Приведение дробей к общему знаменателю

Слайд 20

Земля Луна Венера Сатурн Уран Меркурий Марс Юпитер Нептун Плутон Вес Дробь (часть от веса тела на Земле) Дроби с наименьшим общим знаменателем Дроби с общим знаменателем 600 ПРОЕКТ « Вес тела на космических объектах Солнечной системы»

Слайд 21

Небесное тело Ускорение свободного падения, м/с 2 Меркурий 3,7 Венера 8,87 Земля 9,8 Марс 3,7 Юпитер 24,8 Сатурн 10,4 Уран 8,87 Нептун 10,15 Плутон 0,66 Луна 1,62 Солнце 274,0 Вес тела определяют по формуле P = m ⋅ g P — вес тела, Н ; m — масса тела, кг ; g — ускорение свободного падения, м/с 2 . Вес тела – это сила , с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес .

Слайд 23

P = m ⋅ g m = 60 кг; g = 9,8 м/с 2 ≈ 10 м/с 2 . P = 60 ⋅ 10 = 600 (Н) – вес тела на Земле

Слайд 24

Земля Луна Венера Сатурн Уран Меркурий Марс Юпитер Нептун Плутон Вес Дробь (часть от веса тела на Земле) Дроби с наименьшим общим знаменателем Дроби с общим знаменателем 600 ПРОЕКТ « Вес тела на космических объектах Солнечной системы»

Слайд 25

600 : 6 ∙ 1 = 100

Слайд 26

. 600 : 30 ∙ 27 = 540 Венера Сатурн Уран

Слайд 27

Деятельность учащегося Прогнозируемая оценка Применение полученных знаний. № 1 ЛИСТ САМООЦЕНКИ Максимальный балл - 3

Слайд 28

№ 1. Приведите дроби к общему знаменателю: а) б) в)

Слайд 29

Деятельность учащегося Самооценка Применение полученных знаний. № 1 ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 30

. 600 : 30 ∙ 11 = 220 Меркурий Марс

Слайд 31

. 600 : 30 ∙ 7 1 = 1420 Юпитер

Слайд 32

Деятельность учащегося Прогнозируемая оценка Применение полученных знаний. № 2 ЛИСТ САМООЦЕНКИ Максимальный балл - 3

Слайд 33

№ 2. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю, предварительно сократив их: а) б) в) г)

Слайд 34

Деятельность учащегося Самооценка Применение полученных знаний. № 2 ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 35

. 600 : 15 ∙ 17 = 680 Нептун

Слайд 36

. 600 : 15 ∙ 1 = 40 Плутон

Слайд 37

Земля Луна Венера Сатурн Уран Меркурий Марс Юпитер Нептун Плутон Вес 600 100 540 220 1420 680 40 Дробь (часть от веса тела на Земле) Дроби с наименьшим общим знаменателем Дроби с общим знаменателем 600 ПРОЕКТ

Слайд 38

Сложите баллы, полученную сумму переведите в оценку

Слайд 39

Домашнее задание: № 801 (и – р)

Слайд 40

“Мне было на уроке интересно, я всё понял ”. “ Урок был интересен, но что-то осталось еще не понятным”. “ Урок был интересен, но мне было трудно ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс "Деление обыкновенных дробей"

Это урок - презентация по теме: "Деление обыкновенных дробей "...

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...

Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

В ходе урока учащиеся с умственной отсталостью повторяют правила сложения и вычитания дробей, выполняют задания по карточкам, участвуют в математической игре. Все задания подобраны с учётом индивидуал...

Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок проводился с 8 классе специальной школы для детей с нарушениями интеллекта. На уроке использовалось чередование видов деятельности: письменная и устная, на доске и по карточкам. Урок является кор...