Элективный курс по математике "Решение разноуровневых задач", 9 класс
элективный курс по математике (9 класс)
Данная разработка содержит два варианта элективного курса по математике для 9 класса, на 34 и 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика 9 класс (электив) | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса по математике
в 9 классе
«Практикум по решению разноуровневых
задач по математике»
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего
образования 2004 года.
- Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего образования по алгебре - Алгебра 7-9, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение», 2012г.
3. Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего
образования - Геометрия 7-9. Составитель Т.А. Бурмистрова, М: Издательство
«Просвещение», 2013 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ №25 г. Владивостока.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым
для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа определяет перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в школе и включает материал, создающий основу математической грамотности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков
анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к
итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения
в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,
умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию
за курс основной школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Способы развертывания учебного материала и средства достижения поставленных целей.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения, проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом, используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Текущий контроль уровня усвоения учебного материала осуществляется в результате выполнения самостоятельных работ, промежуточных тестов, с помощью самооценки и взаимопроверки, выполняемых тестов. Итоговый контроль: итоговый тест и диагностическая работа в форме теста заданий с кратким и развёрнутым ответом.
При изучении курса используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Вариант 1
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Натуральные числа | 7 |
2. | Буквенные выражения | 5 |
3. | Уравнения. Системы уравнений | 4 |
4. | Неравенства. Системы неравенств | 2 |
5. | Функции и графики | 3 |
6. | Прогрессии | 3 |
7. | Геометрия | 7 |
8. | Диагностическая работа | 2 |
9. | Анализ итогового теста и диагностической работы | 1 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса
Арифметика.
Тема № 1 Натуральные числа - 7 час.
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра.
Тема №2 Буквенные выражения. - 5 час.
Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. - 4 час.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. - 2 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Функции и графики - 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Тема №6 Прогрессии. - 3 час.
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Геометрия - 7 ч.
Основные понятия и утверждения геометрии . Геометрические фигуры и их свойства.
Признаки равенства и подобия треугольников. Вычисление площадей. Окружность и круг. Задачи на доказательство.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
5.Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства
в геометрических задачах:
Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность.
Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач.
Применять геометрические формулы для решения задач.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения | |
по плану | фактич. | ||
I Арифметика | |||
Тема №1 Числа (7 ч) | |||
1 | Натуральные числа. Действия над натуральными числами | ||
2 | Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | ||
3 | Дроби. Действия с дробями | ||
4 | Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | ||
5 | Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | ||
6 | Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | ||
7 | Задачи на проценты. Промежуточный тест. | ||
II Алгебра | |||
Тема №2 Буквенные выражения (5 ч) | |||
8 | Преобразование алгебраических выражений. | ||
9 | Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | ||
10 | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | ||
11 | Действия с алгебраическими дробями. | ||
12 | Промежуточный тест. | ||
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (4 ч) | |||
13 | Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | ||
14 | Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с модулем. | ||
15 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решений. | ||
16 | Промежуточный тест | ||
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств (2 ч) | |||
17 | Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | ||
18 | Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | ||
Тема №6 Функции и графики (3 ч) | |||
19 | Функции. Свойства функций и графики. | ||
20 | Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. | ||
21 | Промежуточный тест. | ||
Тема №5 Прогрессии (3 ч) | |||
22 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | ||
23 | Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | ||
24 | Промежуточный тест. | ||
III Геометрия (7 ч) | |||
25 | Основные понятия и утверждения геометрии. | ||
26 | Признаки равенства и подобия треугольников. | ||
27 | Геометрические фигуры и их свойства. | ||
28 | Вычисление площадей фигур. | ||
29 | Окружность и круг. | ||
30 | Задачи на доказательство. | ||
31 | Промежуточный тест. | ||
32-33 | Диагностическая работа (2 ч) | ||
34 | Анализ диагностической работы (1 ч) | ||
Итого: 34 ч |
Вариант 2
Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в две недели.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Числа | 3 |
2. | Буквенные выражения | 2 |
3. | Уравнения. Системы уравнений | 2 |
4. | Неравенства. Системы неравенств | 1 |
5. | Функции и графики | 2 |
6. | Прогрессии | 2 |
7. | Геометрия | 5 |
Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения | |
по плану | фактич. | ||
I Арифметика | |||
Тема №1 Числа (3 ч) | |||
1 | Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | ||
2 | Дроби. Действия с дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | ||
3 | Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни | ||
II Алгебра | |||
Тема №2 Буквенные выражения (2 ч) | |||
4 | Преобразование алгебраических выражений Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | ||
5 | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. Действия с алгебраическими дробями | ||
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (2ч) | |||
6 | Линейное, квадратное уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с модулем. | ||
7 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решений. | ||
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств (1ч) | |||
8 | Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | ||
Тема №6 Функции и графики (2 ч) | |||
9 | Функции. Свойства функций и графики. Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность | ||
10 | Промежуточный тест. | ||
Тема №5 Прогрессии (2 ч) | |||
11 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | ||
12 | Промежуточный тест (1 ч) | ||
III Геометрия (5 ч) | |||
13 | Основные понятия и утверждения геометрии. | ||
14 | Геометрические фигуры и их свойства. | ||
15 | Вычисление площадей. | ||
16 | Задачи на доказательство. | ||
17 | Итоговый тест (1 ч) | ||
Итого: 17 ч |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2017.
- Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М, 2018
- ОГЭ — 2019. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2018
4. Л.И.Мартышова. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра.9 класс.
М. : Вако, 2018.
5. ГИА.3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под ред.
А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. М. : Издательство «Экзамен», 2015.
- И.В.Ященко, А.Л. Семенов, А.С.Трепалин: ОГЭ-2019. Математика. Типовые
экзаменационные варианты. 30 вариантов. М.: Издательство «Национальное
образование»,2018г.
Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.
В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....
Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс
Элективный курс по математике " Решение развивающих задач", 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс
Курс рассчитан на учащихся 9 классов школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...