«Действия с десятичными дробями» математика 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
Данный урок не традиционный по форме, по структуре - авторский, по содержанию соответствует УМК- Н.Я. Виленкина «Математика». Дело в том, что учащиеся получают знания и умения по теме «Десятичные дроби», но не особо представляют, где и как в жизни можно применять эти знания. И в результате ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Я решила систематизировать и обобщить знания и умения учащихся, использовав в качестве фона, материалы зимней олимпиады и притягательный интерес детей к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konkurs_uchitel_goda.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Подготовила учитель математики МБОУ «Многопрофильная гимназия г.Лагани»
Зайкина А.В.
Тема урока: «Действия с десятичными дробями».
Цели урока:
- Образовательные: закрепление умений учащихся читать десятичные дроби, сравнивать, складывать и вычитать и систематизация знаний учащихся по теме: «Действия с десятичными дробями».
- Воспитательные:воспитание любви к предмету, чувства ответственности, патриотизма, умение сопереживать, потребности оказания помощи товарищу; воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели; воспитывать любовь к спорту.
- Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, приобщение их к творчеству; развитие логического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, ноутбук.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд1: тема урока
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число…, классная работа. Тема урока «Действия с десятичными дробями. Закрепление». Сегодня на уроке мы с вами закрепим умения округлять, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать десятичные дроби, а так же повторим сложение и вычитание десятичных дробей. Наша задача выяснить, нужна ли математика спортсмену. Для этого мы с вами совершим волшебное путешествие в мир математики и спорта. Угадайте, куда мы сегодня с вами отправимся?
Слайд2: видеоролик «открытие олимпиады»
? Куда мы сегодня с вами отправимся?
(ответы детей)
Учитель: верно, это Сочи! Итак! Приглашаю вас поучаствовать в спортивно-математических олимпийских играх «Сочи 2014».
В наших соревнованиях принимают участие три команды:
Слайд 3:
- Шорт-трек- вид конькобежного спорта. В соревнованиях участвуют несколько спортсменов, одновременно катающихся по ледовой дорожке .
- Бобслей - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор на управляемых санях — бобах.
- Биатлон - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.
- Актуализация знаний.
Учитель: Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день начинает с зарядки, т. е. с разминки. И как настоящие спортсмены проведем разминку и мы.
Слайд 4: разминка.
| Правило:
Правило округления:
|
| Правило:
|
- Конкурс I.
Учитель: Ну а теперь можно и соревноваться.
Слайд 5: видеоролик «Спуск с горы на лыжах, Виктор Вайлд»
Узнаете спортсмена? Кто это? (ответы детей) Да, верно, это Виктор Вайлд-золотой призер в своей дисциплине. Ваша задача расшифровать, как называется дисциплина, в которой состязался Виктор Вайлд. Для этого вам надо открыть учебник на странице 215, №1397 и найти значения выражений (а, б, в, г, д, е), каждое из которых соответствует определенной букве. Решаете в тетрадях. Команда, которая закончит работу, поднимает руку.
У доски: 1ученик: №1397(а, б); 2ученик: №1397(в, г); 3ученик: №1397(д, е).
Ответы:
№1397: а) 30; С б) 274,56; Л в)362,6; А г) 98,28; Л д)0,736; О е)0,925; М | Правило:
|
Слайд 6: ключ
Учитель: Ключ вы видите на слайде. Из полученных букв сложите слово. (находим нужные буквы, складываем слово)
Давайте проверим, правильно ли вы расшифровали слово.
Слайд 7: Проверка. Ответ: СЛАЛОМ
(Оценка каждой команды по 5-ти бальной системе)
Учитель: Верно, вы справились с заданием. Дисциплина, в которой выступал Виктор Вайлд, называется слалом.
- Конкурс II.
Слайд 8: фото дистанции спуска с горы (слалом)
Слалом – это спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450 – 500 м, размеченной воротами. Ширина ворот 3,5 м., расстояние между ними от 0,7-15 м. Перепад высот между стартом и финишем 60 – 150 м .Как видно на слайде трасса представляет собой- ломаную, состоящую из отрезков. Ваша задача найти длину части трассы, состоящую из трех отрезков МN, NК и КЕ. Известно, что отрезок КЕ=12,58м. и он больше отрезка NК в 4 раза и меньше отрезка МN в 3 раза. Более внимательно задачу вы можете прочитать в карточке. Решение записать в тетрадь, чья команда выполнит быстрее, поднимает руку.
1ученик: решает задачу у доски. (сверка ответов)
Решение: 1) 12,58 ꞉ 4 = 3,145; 2) 12,58 × 3 = 37,74; 3) 12,58 + 3,145 = 15,725 + 37,74 = 53,465(км)-длина части трассы
Выставление оценок командам.
- Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
- Слайд 9: фото «туман в Сочи.»
Учитель: Что-то случилось? Нелетная погода, на Сочи опустился туман, и у нас с вами есть свободный от спорта день. Мы не будем терять время в пустую сходим в библиотеку в олимпийской деревне
Слайд 10: Виленкин Наум Яковлевич-фото
Отгадайте, о ком идет речь? Советский математик, автор школьных учебников, популяризатор математики, а так же автор учебника по которому занимаетесь вы. …(Виленкин Наум Яковлевич)
? А что вы знаете о Виленкине Науме Яковлевиче?
Доклад ученика:Виленкин Наум Яковлевич.-один из авторов нашего учебника..Математик. доктор физико-математических наук, профессор.Он много внимания уделяет математическому образованию в нашей стране. Соавтор школьных учебников по математике для 4-го и 5-го классов, по алгебре для 9-10-го классов .
Учитель: Спасибо за интересный рассказ.
Слайд 10: Пюрвя Мучкаевич Эрдниев–фото.
Отгадайте, о ком пойдет речь. Этот человек наш с вами земляк, профессор, Заслуженный деятель науки Калмыкии и России . "Укрупнение дидактических единиц его технология обучения" Его имя? … (Пюрвя Мучкаевич Эрдниев )
? А что вы знаете о Пюрве Мучкаевиче?
Доклад ученика: Эрдниев Пюрвя Мучкаевич-педагог, математик. Доктор педагогических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны Удостоен премии Президента Российской Федерации за технологию математического образования УДЕ. Живет и работает в городе Элисте.
- Конкурс III.
Вот и рассеялся туман, видимость отличная,и мы отправляемся с вами на скоростной спуск горных лыж среди мужчин.
Слайд 11: видеоролик
Учитель: Как вы убедились, для спортсмена важна каждая секунда. Они до точности отрабатывают свои действия, применяя знания десятичных дробей, т. к. от расчетов зависит их скорость.
Решите задачу: Скорость лыжника в момент скоростного спуска против ветра составляет 135,5 км/ч. Скорость встречного ветра 3,8 км/ч.. Какова будет скорость лыжника, если ветер попутный
. Решение записать в тетрадь. Чья команда выполнит быстрее, поднимает руку.
У доски 1ученик: (решение задачи ученик выносит на интерактивную доску)
Решение: 1) 135,5 + 3,8 = 139,3(км/ч)-собственная скорость лыжника; 2) 139,3 + 3,8 = 143,1(км/ч) –скорость лыжника , если ветер попутный.
А сейчас составьте обратную задачу. (условие и решение учащиеся проговаривают устно)
Вы видите, как важны знания математики для спортсмена, для достижения им высоких результатов.
Оценки за конкурс.
- Конкурс IV.
Ну а теперь эстафета. Откройте учебник на стр. 216, №1405 ( а, б, г). Упростите выражения. Кто вперед.
(команда, упростившая выражения первой сообщает и записывает на доске ответы, остальные проверяют)
Ответы: а) 1,2x + 3,8x ̶ 2,7x = 2,3x; б) 4,5y ̶ 2,3у + 1,6у = 3,8у; г) 8,3k – 4,3k + 1,6k = 5,6k.
(если время в запасе есть, предложить учащимся найти значение а) если x = 8,2(2,3 ×8,2 = 18,86; б) если у = 0,7(3,8 × 0,7 = 2,66); г) если k = 3,7(5,6 × 3,7 = 20,72)), посчитать как дополнительный бал за скорость.
Учитель: Подведем итоги. (Выставление оценок командам, подсчет баллов и выявление победителя).
Слайд 12: фейерверк для победителя.
Учитель: Этот сочинский салют и в честь вас. Сегодня, вы поработали, на отлично и это будет вашим первым шагом к будущей олимпиаде. (д/з учитель записывает на доске заранее) Дома вам предстоит готовиться к следующим олимпийским играм и для этого вам необходимо выполнить упражнения №1440 – упростить выражение и найти его значение и №1435 – задача на движение.
- Рефлексия:
Слайд 13: «закрытие олимпиады»
Учитель: Вот и подошли к концу наши с вами олимпийские игры, и теперь пройдя через спортивно-математические состязания, нам с вами есть о чем рассказать друг другу.
Что было интересным?
Что закрепили?
И ответьте на главный вопрос: нужна ли спортсмену математика?
(ответы учащихся)
Объявляются оценки учащихся
Заключительное слово: И напоследок, хочу вам пожелать «Мышление начинается с удивления», заметил 2500 лет назад Аристотель. Так вот, удивляйтесь почаще. Спасибо за внимание, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...
Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс
Разработка урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс...
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Презентация. Дидактическая игра на устный счёт по теме: "Действия над десятичными дробями. 5 класс"
С помощь дананной презентации учитель быстро и эффективно может организовать работу по теме "Действия над десятичными дробями"...
Действия с десятичными дробями (5 класс)
Презентация урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я по теме: "Действия с десятичными дробями"....
Действия с десятичными дробями, 5 класс
В данной разработке представлен урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями". Для работы с этим уроком необходимо использовать программу "Живая математика"...
Итоговый урок по теме «Действия с десятичными дробями», 6 класс
Разработка итогового урока по теме "Действия с десятичными дробями" с использованием ЭОРов для 6 класса коррекциооной (VII вида) школы по учебнику Дорофеева....