Урок в 5 классе по теме "Треугольник"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Волгушева Надежда Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны природы в треугольниках.

Слайд 2

Единицу измерения углов называют _______________ 2) Угол, стороны которого образуют прямую, называют ____________________ 3) Величина развернутого угла составляет______ градусов 4) Углы измеряют с помощью прибора, который называют ____________ 5) Равные углы имеют __________ градусные меры 6) Острым углом называют угол ___________________ 7) Прямым углом называют угол_________________

Слайд 3

8) Тупым углом называют угол _________________ 9) Биссектриса это ____________________ 10) Биссектриса развернутого угла делит его на ____________________________ 11)

Слайд 4

Треугольник и его виды

Слайд 5

6 7 8 9 10 11 5

Слайд 6

Остроугольные – 1, 4, 6, 7, 8, 10 Прямоугольные – 2, 9, 11 Тупоугольные - 3, 5 Равнобедренные - 1, 3, 8 Равносторонние - 4, 1, Разносторонние – 2, 5, 6, 7, 9, 11

Слайд 7

Физкультминутка 8

Слайд 8

346(2), стр. 93 350(3,5), стр. 94

Слайд 9

Треугольники и их виды Сумма углов треугольника Сумма углов любого треугольника равна 180° .

Слайд 10

Треугольники и их виды Неравенство треугольника Длина отрезка, соединяющего две точки, меньше длины любой ломаной, соединяющей эти же точки, любая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон

Слайд 11

Верно ли, что: - остроугольный треугольник – это треугольник у которого все углы острые; - прямоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы прямые; - тупоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы тупые; - тупоугольный треугольник – это треугольник у которого есть тупой угол; - прямоугольный треугольник – это треугольник у которого есть прямой угол; - треугольник у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник.

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ - На уроке я научился (научилась)… - Для меня стало новым … - Я понял(а), что могу … - Мне понравилось … Продолжите предложения

Слайд 13

Д/з: § 14 , № 349 , № 351(1,3), №357



Предварительный просмотр:

МБОУ  «Поводимовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева»

Дубенского муниципального района

Республики Мордовия

План конспект урока

по математике в 5 классе.

ТРЕУГОЛЬНИК

И  ЕГО  ВИДЫ.

C:\Documents and Settings\Администратор.COMP\Мои документы\дидактические материалы\5 класс\ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ\5 класс Трегольники и их виды\b53145b76283.jpg

Провела: учитель математики

Волгушева Н. Г.

2019 г.

Урок математики в 5 классе.

Учебник «Математика», авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

ФГОС.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели  урока:

Обучающая:           Закрепление  навыков   классификации  треугольников  по видам их углов и по количеству равных сторон, развитие навыков  решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.

Развивающая:        Содействие развитию умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения и делать выводы. 

Воспитательная: Воспитание культуры речи, интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

- предметные:

             Сформировать у учащихся навыки классификации  треугольников  по видам их углов и по количеству равных сторон, умения решать геометрические задачи на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.

- метапредметные:  

познавательные УУД: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное и по аналогии) и делать выводы, классифицировать.

регулятивные УУД: формировать  умение  самостоятельно определять цели и составлять план деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность.

коммуникативные УУД: формировать умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, уметь продуктивно общаться  и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

 -  личностные:

            Формировать навыки работы в коллективе, ответственное отношение к обучению, умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии  с учебным заданием.

Методы и формы обучения

Методы:  Устный контроль и самоконтроль (фронтальный и индивидуальный опрос), стимулирование интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций), организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа)

 Формы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Проблемный вопрос (проблемная задача): 1) чему равна сумма углов треугольника; 2) неравенство треугольника.

I. Самоопределение учащихся к деятельности

          - Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

          - Пожелайте друг другу удачного урока.

II. Актуализация опорных знаний. Слайды 2,3

  1. Математический диктант:  заполнить пропуски.

1) Единицу измерения углов называют________________________________

2) Угол, стороны которого образуют прямую, называют____________________

3) Величина развернутого угла составляет______ градусов

4) Углы измеряют с помощью прибора, который называют________________

5) Равные углы имеют __________ градусные меры

6) Острым углом называют угол___________________

7) Прямым углом называют угол_________________

8) Тупым углом называют угол_________________

9) Биссектриса это____________________

10) Биссектриса развернутого угла делит его на ____________________________

11)Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,

А уж вам- то, как не знать …                                    

Но совсем другое дело — 
Очень быстро и умело
Треугольники считать!
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И “по краю” и “внутри”.

        http://festival.1september.ru/articles/310134/Image460.gif

III. Формирование новых знаний. 

О чём сегодня мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему урока.

«Треугольник и его виды.» Слайд 4

Работа в группах: Слайд 5

1 ряд ( 1 группа)

Разделите предложенные на рисунке треугольники на группы.

 - По какому признаку вы их разделили? Сколько получилось у вас групп? - Попробуйте придумать название треугольникам каждой группы.

Учащиеся обсуждают и распределяют в группы треугольники, делают вывод. Вывод: «Мы классифицировали треугольники по углам». 1) Если в треугольнике есть прямой угол, то треугольник называется _________________

2) Если в треугольнике есть тупой угол, то треугольник называется _________________ 1) Если в треугольнике все углы острые, то треугольник называется _________________ Защита у доски, один ученик из группы. По одному участнику из каждой группы записывают и объясняют свои решения на доске. Все ученики внимательно слушают, оценивают решения группы.

hello_html_m788e8cf1.jpgСлайд 5

2 ряд ( 2 группа)

Разделите предложенные на рисунке треугольники на группы по сторонам.

 - По какому признаку вы их разделили? Сколько получилось у вас групп? - Попробуйте придумать название треугольникам каждой группы.

Учащиеся обсуждают и распределяют в группы треугольники, делают вывод Вывод: «Мы классифицировали треугольники по сторонам». 1) Если в треугольнике две равных стороны, то треугольник называется _______________ 2) Если в треугольнике все три стороны равные , то треугольник называется ___________ 3) Если в треугольнике все стороны разные, то треугольник называется _________________ Защита у доски, один ученик из группы. По одному участнику из каждой группы записывают и объясняют свои решения на доске. Вопрос: Придумайте название третьей стороне треугольника? Все ученики внимательно слушают, оценивают решения группы.

3 ряд ( 3 группа)

- Дайте определение понятию треугольник.

 – Как треугольник обозначают?.

– Как найти периметр треугольника?

Дать небольшой конспект теории данной темы. Рисунки.

hello_html_m2d3cfb8d.jpg

- Обозначить длины сторон треугольников буквами а,в,с. - Найти периметры данных треугольников. Что вы заметили при нахождении периметров треугольников?

Подведите итоги из работы первых двух групп и сделайте вывод.

Вывод: Таким образом, каждый треугольник можно классифицировать по -------------- и по __________.

Учитель еще раз вместе с учащимися подводят итоги работы групп. Договариваемся:

Равные стороны мы будем обозначать равным количеством черточек на сторонах треугольника. А равные углы мы будем обозначать равным количеством дуг .

Ученики называют и записывают тему урока, проговаривают цели.

№346(2) – 1 ученик у доски.

Физкультминутка: Слайд 7

Рисуй глазами треугольник, Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец!

  1. Открываем новые знания.

Учитель организует  работу по выведению утверждения «Сумма углов любого треугольника равна 180» с помощью создания проблемной ситуации: предлагает учащимся выполнить действия на первый взгляд не вызывающие затруднений.                                                                                                                                Задание: Начертите треугольники по трем заданным углам (проблемная задача
1) 
http://baza-referat.ru/dopb439846.zip
2) 
http://baza-referat.ru/dopb439847.zip
3) 
http://baza-referat.ru/dopb439848.zip

Происходит «заминка» (проблема) и начинаем думать: почему не получается нарисовать некоторые треугольники. Учащимися выдвигается предположение об углах треугольника (Сумма углов в первом треугольнике составляет 195, во втором – 150, в третьем – 180В 1-м и 2-м случаях треугольник не получился, а в 3- случае треугольник удалось начертить). Учитель побуждает учащихся проанализировать свои действия и понять, что они сами того не ведая, выявили новое свойство; задает провокационный вопрос: «По вашему мнению, в каком треугольнике сумма углов больше, в остроугольном или в тупоугольном?» (В том и в другом сумма углов одинакова).

Учитель предлагает практически проверить это. Для этого:

  1. Начертите произвольный треугольник.
  2. Измерьте величины углов этого треугольника. Сложите полученные три числа.
  3. Сколько у вас получилось?  (Выслушать ответы нескольких учащихся)
  4. Выполните то же самое еще для одного треугольника, не похожего на предыдущий.
  5. Какие выводы можно сделать?  (Ответы учащихся)
  6. Является ли сумма углов треугольника одной и той же для любого треугольника?    

             (Да)

  1. Чему равна эта величина?   ( ≈ 180).

- Итак, мы получили, что Сумма углов любого треугольника равна 180. Позже вы научитесь доказывать это утверждение.  (Слайд 9) 

  1. Вспоминаем то, что знаем.

Два ученика выполняют задания на доске, остальные в тетрадях.        

  1. Начертите произвольную незамкнутую ломаную.
  2. Соедините начало и конец этой ломаной отрезком.
  3. Сравните длину ломаной и длину этого отрезка.  
  4. Сделайте выводы. (Ответы учащихся: длина ломаной больше длины отрезка; длина отрезка меньше длины ломаной)

  1. Открываем новые знания.

Учитель организует работу по получению неравенства треугольника.

Учитель предлагает начертить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 6 см. (проблемная задача). 

В ходе проблемного диалога учитель подводит детей к тому, что такой треугольник невозможно построить. Почему? (Если взять любые две стороны как звенья ломаной, а третья сторона тогда – отрезок, соединяющий начало и конец этой ломаной; а длина этого отрезка, как мы знаем, должна быть меньше длины ломаной. Проверка:  2 < 3 + 6;  3 < 2 + 6;  6 см не меньше, чем 2 см + 3 см,). 

- Подумайте, как убедиться, что треугольник с заданными длинами сторон существует?  (Сравнить длину любой стороны с суммой двух других).

- Сделайте вывод.

Учитель предлагает практически проверить неравенство треугольника:

  1. Начертите произвольный треугольник.
  2. Измерьте длины сторон этого треугольника.
  3. Сложите длины любых двух сторон и сравните с длиной третьей стороны.
  4. Какое число больше? (Сумма двух сторон больше длины третьей стороны)

Слушаем ответы учащихся, а потом они проверяют себя по тексту на с.136  (Слайд 10)               

  1.  
  1. Итог урока.

Проверьте себя. (Слайд 11)

  1. Рефлексия. Слайд. 12

- У каждого из вас на столе карточки - треугольники (зеленый, желтый, красный). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Треугольник зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и делалось на уроке»

Треугольник желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Треугольник красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».

3). Выставление оценок за урок

  1. Домашнее задание. Слайд 13

Разноуровневое  домашнее задание.

№ 349,  № 351(1.3),  № 357.(Содержание д/з поясняется учителем.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...