Конспект урока по теме: "Деление обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Конспект и презентация к уроку по новой теме в 5 классе. Подойдет для любого учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_umnozhenie_obykn_drobi_na_naturalnoe_chislo.docx | 228.25 КБ |
umnozhenie_obyknovennoy_drobi_na_naturalnoe_chislo.pptx | 364.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по теме: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»
Учитель: Александрова Алёна Сергеевна
Должность: учитель математики
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени Г.П. Котенко»
Тип урока: изучение нового материала. Урок с использованием технологии деятельностного и дифференцированного методов обучения.
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4-е издание. – М. : Просвещение, 2016. – 287 с.
Цель урока: сформулировать и закрепить алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число, научиться применять полученные знания при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные (формирование и развитие познавательных УУД):
- актуализировать знания учащихся;
- сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
- вывести алгоритм умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков по применению данного правила и алгоритма.
Воспитательные (формирование и развитие коммуникативных и личностных УУД):
- приучать учащихся к самостоятельной организации деятельности;
- воспитывать взаимоуважение: умение слушать и слышать товарищей, производить коллективное принятие решения.
Развивающие (формирование и развитие регулятивных УУД):
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
- тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по математике, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, паре), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Планируемые результаты
На уроке учащиеся должны:
-самостоятельно сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
-научиться применять правило при выполнении упражнений.
По завершении урока учащийся должен:
-знать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
-уметь умножать обыкновенную дробь на натуральное число по алгоритму.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Ребята, здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: наличие на партах учебника, тетради, школьных принадлежностей, сигнальных карточек. Начнем наш урок с приветствия друг друга. У вас на столах лежат желтые кружочки. Что они вам напоминают? Какие эмоции и ощущения вызывает у вас солнце? Хочется ли вам улыбнуться, когда видите его? Повернитесь к соседу и улыбнитесь ему, затем повернитесь ко мне и улыбнитесь мне. Почувствовали, как в классе стало тепло? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Почувствовали поддержку и единство со своими товарищами? Пусть это чувство помогает вам быть сегодня активными, не бояться высказывать свое мнение. Ведь ваши товарищи вас всегда поддержат. И давайте поприветствуем наших гостей, повернемся к ним и поделимся своим хорошим настроением, подарив им улыбки. А теперь присаживайтесь и начнем работу. Обратите внимание, у каждого из вас на столах лежат листы самооценивания и взаимооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны будете оценить свою работу, поставив себе отметку по пятибалльной шкале, выполнение некоторых заданий будет оценено вашими товарищами, в конце урока вы должны будете поставить себе итоговую отметку за работу на уроке. | Настраиваются на работу, концентрируют внимание. Солнце Радость, тепло Да | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| |
2. Актуализация знаний | Проводит фронтальную работу с классом. Разминка – «Лови ошибку» Работа с презентацией и сигнальными карточками. Сейчас мы с вами немного разомнёмся. Вы увидите несколько примеров на доске, в некоторых из них есть ошибка. Будем проверять примеры по порядку. Если вы увидели ошибку, поднимите красную карточку, если вычисления верны – зеленую. Замечательно! Вспомнили правила действий с дробями и перевод единиц измерений. | Учащиеся ищут ошибку в предложенных заданиях: если в задании допущена ошибка, то ученики поднимают красную карточку и объясняют где допущена и какая ошибка, если ошибки нет, то поднимают зеленую карточку. Исправляет ошибки один ученик, проговаривая правило, которым необходимо пользоваться в данном примере. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности. | |
3. Изучение нового материала 1.Создание проблемной ситуации. 2.Фиксация затруднения в деятельности 3.Постановка учебной задачи | Скажите, где и когда используются единицы измерения? Хорошо. Можем ли мы прямо сейчас вычислить площадь прямоугольника со сторонами 12см и 5см, 4м и 7м? ? Организует обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия, в ходе решения задачи. Как вы думаете, над какой темой мы будем с вами работать на уроке? Четко проговаривает тему урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число» Сформулируйте цели нашего урока. Четко проговаривает цели урока: сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и научится применять его при решении заданий. Хорошо. Вспомните, как иначе можно записать произведение двух чисел . Дробь-это число. Можем ли мы произведение записать в виде суммы точно так же? Один ученик выходит к доске, чтобы решить задачу. Решим вторую задачу. Давайте посмотрим что же у нас получилось. Имели дробь, которую нужно было умножить на 6 и на 9, что именно умножилось на 6 и на 9? Сформулируйте правило умножения дроби на натуральное число. | Единицы измерения используются при измерении длин и площадей. Да, , Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно перемножить его смежные стороны, то есть , но мы не умеем умножать дробь на число. Учащиеся формулируют проблему и предлагают пути ее решения. Формулируют тему урока: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число». Обучающиеся записывают в тетрадь число, тему урока. Да, можем. . . Числитель. Потому что при сложении дробей изменяется только он, а знаменатель остается прежним. Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно число умножить на числитель, а знаменатель оставить прежним, полученную дробь сократить. | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность, целеполагание, проявляют познавательную инициативу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия. Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу группы. | |
4. Мотивация к изучению темы | Решим задачи на слайде. Оцените важность изучения нашей темы. Где вам может пригодиться умение умножать обыкновенную дробь на натуральное число? | Задача 1. 1) 2) Ответ: хватит Задача 2. Увеличить количество ингредиентов в 5 раз. Задача 3. 1) 21:7=3 кастрюли варенья получится 2) стакана сахара Ответ: 32 стакана. Задача 4. 1) 2) - путь туда и обратно 3) 1км:2=500м Ответ: 500м. Оценивают важность изучаемой темы, приводят примеры применения данной темы в жизни. | ||
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | Возьмите пожалуйста карточки №1 для работы в парах и выполните задания. Организует в парах работу, в результате проведения которой учащиеся придут к формулированию правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число. После выполнения задания, в листах самооценки выставите себе и товарищу отметку за работу. Готовность пары сигнализируйте поднятием зеленой карточки. После завершения групповой работы учитель вызывает к доске по одному представителю группы, которые отвечают на поставленные в карточке вопросы. Учитель подводит итоги проведенной работы, четко проговаривая правило. | Выполняют работу в парах и формулируют правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Задание для работы в группах – приложение 1. Ученики записывают ответы к заданиям в карточке. Выставляют в листах отметки за проделанную работу себе и своим товарищам. | ||
Физкультминутка. | Выполним зарядку для нашего позвоночника. Сядьте ровно, потянитесь, Встаньте на ноги, прогнитесь. Повращайте шею, плечи, руки, туловище, ноги. Высоко подняв колени, пошагайте, словно по дороге. Вправо, влево наклонитесь, и к соседу повернитесь. К одному, потом к другому. Не ленитесь! Не ленитесь! Руки вверх, потом присели. Повторите это снова, Чтобы были вы здоровы! | Выполняют за учителем физкультминутку. | ||
4. Закрепление нового материала. | Организует работу по выполнению заданий в парах с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений с решением ученика, который работает за доской. Карточка №2. Выставьте себе в листах отметку за работу в паре и оцените работу своего товарища. | Учатся применять правило в процессе парной работы. Задание для работы в парах – приложение 2. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу. Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия. | |
5. Контроль: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Отлично! А сейчас, я хочу, чтобы каждый из вас проверил себя сам. Для этого предлагаю выполнить самостоятельно задания карточке №3. Карточка оценивается в три этапа: 1- на три (только использование правила умножения), 2-на 4(1+сокращение дроби, 3-на 5(1+2+выделение целой части). Оценивание: • все задания выполнены верно – «5» •допущена одна ошибка – «4» •допущены две ошибки – «3» •допущены более трех ошибок – «2». Подведем итоги. Поднимите зеленые карточки, у кого «5», желтую – «4», красную –«3». Выставьте себе в листах отметку за самостоятельную работу. Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку по образцу. Задание для самостоятельной работы – приложение 3. | Регулятивные: (целеполагание) постановка учебной задачи; (контроль) сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; (коррекция) внесение корректив в случае расхождения с эталоном; (оценка) выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения. Познавательные: (постановка и решение проблем) формулирование выявленной проблемы и выбор способа ее решения | |
6. Рефлексия деятельности | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Поднимите зеленую карточку, кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число и кому на уроке все было понятно, желтую карточку - кто считает, что достиг поставленной цели – научился умножать обыкновенную дробь на натуральное число, но кто на уроке испытывал затруднения, красную карточку те, кто многое не понял. Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в листах самооценки. Оцените свою работу и выставьте себе итоговую оценку с учетом оценок, выставленных вашими товарищами. Организует рефлексию по методу незаконченного предложения. Продолжи предложения:
| Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями. Сдают листы самооценки. Лист самооценки – приложение 4. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; синтез, анализ. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | |
7. Домашнее задание | Проводит инструктаж домашнего задания. 1. Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число на стр. 2. Решить в тетради № 3. Задание повышенной сложности (по желанию): №. 4.Творческое задание (по желанию): составить задачу по теме урока на альбомной листе, сделать к ней иллюстрацию, решить задачу в тетради. Ответьте на вопросы в листах самооценки (если на уроке не успеваем, то ученики отвечают на предложенные вопросы дома). Закончить наш урок я хотела бы немецкой поговоркой: «Попасть в дроби». Так говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он попал в дроби. Это означает: попасть в тяжёлое, трудное положение. Я желаю вам и нашим гостям никогда не попадать в дроби, чтобы вам всегда сопутствовали успех и удача. Спасибо за урок и внимание! | Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и решенными заданиями. Осуществляют выбор домашнего задания. | Личностные: оценивание уровня усвоения материала и соотнесение его с предлагаемым дифференцированным домашним заданием; развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки (выбор домашнего задания). |
Карточка №1
- Вставьте числа в пустые клетки: а) ; б).
- Решите уравнение: а) ; б) .
- На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?
Карточка №1
- Вставьте числа в пустые клетки: а) ; б).
- Решите уравнение: а) ; б) .
- На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?
Карточка №1
- Вставьте числа в пустые клетки: а) ; б).
- Решите уравнение: а) ; б) .
- На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?
Карточка №1
- Вставьте числа в пустые клетки: а) ; б).
- Решите уравнение: а) ; б) .
- На побережье Африки в Гвинее обитает илистый прыгун. Это рыба, которая может «бегать» по суше. Какое расстояние преодолеет эта рыба за , если будет двигаться со скоростью 3км/ч?
Карточка №2
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Карточка №3
Вариант 1
5)
Карточка №3
Вариант 2
1)
2)
3)
4)
5)
Лист самооценки
Фамилия, имя:______________________
Разминка | Работа в группе | Работа в паре | Самостоятельная работа | |
Самооценка | ||||
Взаимооценка | ||||
Итоговая отметка за урок |
Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
На уроке я работал(а) активно/пассивно.
Своей работой я доволен/недоволен.
Урок для меня показался коротким/длинным.
За урок я не устал(а)/устал(а).
Мое настроение стало лучше/стало хуже.
Материал урока мне был понятен/непонятен.
Материал урока мне был полезен/бесполезен.
Материал урока мне был интересен/неинтересен.
Домашнее задание легкое/трудное.
Домашнее задание интересное/неинтересное.
Домашнее задание полезное/бесполезное.
Достигли ты цели? Да/нет.
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки
Фамилия, имя:______________________
Разминка | Работа в группе | Работа в паре | Самостоятельная работа | |
Самооценка | ||||
Взаимооценка | ||||
Итоговая отметка за урок |
Ответь на вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
На уроке я работал(а) активно/пассивно.
Своей работой я доволен/недоволен.
Урок для меня показался коротким/длинным.
За урок я не устал(а)/устал(а).
Мое настроение стало лучше/стало хуже.
Материал урока мне был понятен/непонятен.
Материал урока мне был полезен/бесполезен.
Материал урока мне был интересен/неинтересен.
Домашнее задание легкое/трудное.
Домашнее задание интересное/неинтересное.
Домашнее задание полезное/бесполезное.
Достигли ты цели? Да/нет.
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найди площадь Задача 1 а в Задача 2 Задача 3 Задача 4
Тема урока: «Умножение дроби на натуральное число»
Алгоритм: 1) умножить число на числитель ; 2) проверить знаменатель-должен быть таким же, как был; 3) сократить дробь и перевести в смешанное число, если это возможно.
Реши задачу: 1. Рулон обоев имеет ширину и длину . Какую площадь можно заклеить одним рулоном обоев? Хватит ли четырех рулонов для оклейки комнаты общей площадью стен ? 2. Миша хочет сделать молочный коктейль для компании из пяти друзей, но в рецепте указано количество ингредиентов только на одну порцию. Как Мише сделать коктейль правильно? 3. Для приготовления одной кастрюли варенья требуется 7кг ягод и стакана сахара. Сколько стаканов сахара необходимо для приготовления варенья из 21кг ягод? 4. Найдите расстояние от дома Маши до магазина, если она тратит на путь туда и обратно и, в среднем, движется со скоростью .
Проверь себя. Карточка №3 Вариант 1 5) Вариант 2 1) 2) 3) 4) 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика-5. План-конспект урока по теме: «Деление на десятичную дробь»
Урок изучения нового материала по теме: "Деление на десятичную дробь". Учебник под редакцией И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. Математика-5класс....
Конспект урока по теме "Деление обыкновенных дробей"
Конспект урока по алгебре...
Конспект урока по теме "Деление на десятичную дробь"
Тема урока: Деление на десятичную дробь (УМК Н.Я. Виленкин, № урока – 3)Цель урока: формирование умения применять правило деления на десятичную дробь при решении примеровЗадачи урока:1....
Конспект урока на тему:"Деление десятичных дробей на натуральное число".
Материал направлен на ввдение правил деления десятичных дробей на наурально число....
Конспект урока на тему:"Деление десятичных дробей на натуральное число".
Материал направлен на ввдение правил деления десятичных дробей на наурально число....
Конспект урока по теме: "Деление десятичной дроби на натуральное число"
Цель урока: знакомство с правилом деления десятичной дроби на натуральное число, привитие вычислительных навыков.Задачи: Образовательная:провести актуализацию знаний по темам: «Натуральные...
конспект урока на тему деление Умножение десятичных дробей
конспект урока на тему деление Умножение десятичных дробей...