Методическая разработка урока "Проценты в повседневной жизни. Оптимальный выбор"
методическая разработка по математике (5 класс)
В даннной разработке представлен конспект урока одной задачи "Все мы повара и экономисты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Гах Елена Викторовна
учитель математики
ГБОУ СОШ №136
г. Санкт-Петербург
Тип занятия | урок систематизации и обобщения знаний и умений, практический |
Тема занятия | «Проценты в повседневной жизни. Оптимальный выбор.» |
Цель занятия | обеспечение усвоение математического определения процента и определение возможности применимости понятия в различных областях науки, техники, в жизни; развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач; развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями. |
Используемые технологии |
|
Планируемый результат | |
Предметные умения | Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты личностные: умение работать в парах и группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности |
УМК | И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Мнемозина, 2014г. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
|
|
Краткое описание | Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
ТЕМА «Проценты в повседневной жизни. Оптимальный выбор», 6 класс
Этап урока | Время, в мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Использование ЭОР |
1. Организационно-мотивационный момент. Эмоционально-позитивный настрой на урок. | 1 | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку. Учитель: Сегодня эпиграфом нашего урока будет высказывание американского политического деятеля 18 века Бенджамина Франклина «Если вы хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным» Согласны ли вы с этим? | Класс случайным образом делится на группы (при входе каждый берет табличку с логотипом магазина). Рассаживаются за соответствующие столы. На столах приготовлен комплект документов для дальнейшей работы ( прейскурант цен, карты постояного покупателя, процент скидки на определенный товар). Настраиваются на деловой ритм урока. Получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Анализируют высказывание, выражают свое отношение.
| Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: самоопределяются, настраиваются на урок. Регулятивные УУД: Прогнозирование своей деятельности. | Презентация к уроку, слайд 1. |
2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 | Устный фронтальный опрос. Учитель: Устный счет. 1 - 0,25 = 0,75 4 ∙ 0,25 ∙ 5 = 500 7,5 –7,25 = 0,25 15 : 0,3 ∙ 0,01 = 0,5 40 ∙ 0,1 : 10 = 0,4 Знаете ли вы что такое процент? Как найти процент от числа? Как найти число, если известно, что 20% его составляет 100? Где чаще всего мы встречаемся с понятием процента? Как вы думаете, в разных магазинах используется одна и та же скидка? Знаете ли вы, что такое карта постояного покупателя? | Ответы на вопросы. Воспроизведение опорных знаний, решение типовых задач. | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: владение монологическими и диалогическими формами речи | Слайд 2 |
3. Постановка темы, целей и задач урока. | 5 | Учитель: Очень часто в жизни приходится делать выбор. Выбор заключается даже в том в какой магазин идти и какие продукты необходимо купить для приготовления еды. Ассортимент товаров в магазинах практически одинаковый, а цены разнятся. Выбор оптимального решения порой бывает очень сложный. Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с некоторыми областями применения процентов и попытаемся произвести нашу покупку с минимальными финансовыми затратами. | Называют тему урока «Проценты в повседневной жизни. Оптимальный выбор». Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Анализируют информацию. Постановка целей и задач урока. - вспомнить определение процента; - научиться находить процент; - использование процента для решения практических задач. - нахождение оптимального варианта решения практической задачи | Познавательные УУД: анализ и синтез объектов, выбор оснований для классификации; выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные: умение четко формулировать собственные мысли. Личностные УУД: смыслообразование. | Слайд 3 |
4. Этап реализации построенной стратегии | 7 | Учитель: Сегодня я предлагаю вам приготовить блины, а дома, как назло, нет нужных продуктов и необходимо идти в магазин. Какие продукты нам необходимы для приготовления? С чем мы будем есть наши блины? Стоимость продуктов в разных магазинах будет одинаковой или разной? Обратите внимание. Что на ваших столах лежат папки с документами магазинов | Называют ингредиенты ( мука, молоко, яйца, сахар) Сметана, сгущенка Разной | Познавательные УУД: умение работать с источником информации, извлекать необходимую информацию. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Личностные УУД: смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и его мотивом. | Слайд 4 – 6 |
5. Применение знаний | 7 | Учитель: Недалеко от нашей школы находятся следующие магазины: «Пятерочка», «Окей», «Лента» и «Карусель» Сегодня каждая из групп «пойдет» в свой магазин. Давайте попробуем посчитать сколько нам необходимо иметь денег, чтобы купить продукты для приготовления блинов. Сравните в какой магазин выгодно пойти. Сегодня дополнительные скидки на определенные товары в каждом магазине, воспользуемся этой скидкой (также берется из конверта) Ответ округлите до целых. У нас с вами есть карта постоянного покупателя, которая дает дополнительную скидку на покупку, воспользуйтесь и ей. Ответ округлите до целых. За каждый вид работы команда получает фишку в виде блина (блины разных цветов, что соответствует оценке за быстроту выполнения задания). На экране выводится сводная таблица. Какой вывод можно сделать? | Каждая группа достает из своего конверта прейскурант цен и выполняет вычисление. Ответ заносят в отчетную таблицу Новые вычисления и сравнение Вычисления и сравнение Новые вычисления Вклеивают фишки в отчетный лист команды. Делают вывод. | Познавательные УУД: переработка и структурирование информации, моделирование, анализ и синтез объектов, построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД: планирование с помощью учителя и организация учебной деятельности, прогнозирование. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли грамотно, отстаивать свою точку зрения. | Слайд №7 |
6. Физкультурная пауза | 2 | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся за счет смены вида деятельности. Учитель: В 1817 году француз Жан Франсуа Сюдр обнародовал свой музыкальный язык. Назывался он «Соль-ре-соль». Созданию нового языка послужили семь основных музыкальных нот, они же образовывали и некоторые новые слова. Например: си означало "да", до — "нет" и т. д. Такую речь можно было бы и сыграть. Предлагаю встать и немного размяться: Если равенство верное – приседаем и говорим «СИ», если равенство неверно – киваем головой и говорим «ДО» 0,75=75% (си) 50%=0,5 (си) 2,5 = 25% (до) 80%= 0,8 (си) 2=20% (до) 200% =20 (до) 0,3 =30% (си) 50% = 5 (до) 1,1=110% (си) Учитель: Заканчиваем физкультминутку Нам всегда во всем везет! Руки вверх, мы потянулись- На урок опять вернулись. | Смена видов деятельности. Выполнение упражнений. | Регулятивные УУД: переработка информации, соотнесение с движением. | Слайд 8 |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах. | 6 | Учитель: Представьте ситуацию: магазин «Пятерочка» и «Окей» находятся рядом с домом, но мы забыли скидочную карту и сегодня в нем акций нет, а в магазины «Лента» и «Карусель» нужно ехать на трамвае (стоимость поездки в один конец составляет 40 рублей) Какой вывод теперь можно сделать? Произведите вычисления, если не будет никаких скидочных карт, а скидка будет на несколько товаров. Проанализируйте полученный результат, сделайте вывод. | Вычисление, сравнение, оформление карты отчета Делают вывод | Познавательные УУД: умение работать с источником информации, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Личностные УУД: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары, группы Регулятивные УУД: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные УУД: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия. | Не применяется |
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 5 | Учитель: Предлагает группам представить результаты решения задач, выступить и проанализировать работу каждого участника. ( Группы объясняют ход решения. Обсуждение решения фронтально. Определение правильности, внесение корректив, определение причин допущенных ошибок). | Представление результатов работы группы, обсуждение и коррекция ошибок. При необходимости сверка с образцом. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка. КоммуникативныеУУД: постановка вопросов, оценка действий партнера, умение слушать другого, умение точно и ясно выражать свои мысли. | |
9. Подведение итогов урока. | 3 | Учитель: То что вы сейчас делали, пригодиться ли это вам в жизни? Назовите, в каких еще областях науки и жизни используется понятие процента. Учитель: Как теперь вы понимаете слова Бенджамина Франклина? | Отвечают Называют разные области применения. По мере смены слайдов учащиеся приводят конкретные примеры, называют другие области применения процентов. Выражают свое согласие или несогласие с мнением ученого | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия Личностные УУД: смыслообразование Коммуникативные: умение четко формулировать собственные мысли. | Слайды 9-14 – применение процентов в практической деятельности |
9. Рефлексивно-оценочный этап, | 3 | Предлагает оценить факт достижения цели урока, высказать каждому учащемуся свое мнение в виде 1 фразы. В том числе назвать насколько полезной была тема урока На уроке мне особенно запомнилось… Самым трудным было... Теперь я знаю… Теперь я могу ... Мне нужно ещё поработать над… Учитель: оцените, как каждый из вас поработал сегодня на уроке. Впишите в таблицу самооценки отметку. | Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Делятся своим мнением. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицы в раздаточном материале, подводят итоги урока. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД: определять степень успешности выполненной работы. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слаид 16-афоризм |
10. Постановка домашнего задания. | 1 | Задает домашнее задание.
| Учащиеся записывают домашнее задание | Слайд 17 |
Рабочая карта по теме «Проценты»
Продукты | «Пятерочка» (цена в рублях) | «Карусель» (цена в рублях) | «Лента» (цена в рублях) | «Окей» (цена в рублях) |
Мука 1 кг | 42 | 44 | 43 | 45 |
Молоко 1 л | 60 | 61 | 59 | 63 |
Яйца 1 десяток | 74 | 76 | 73 | 78 |
Сахар 1 кг | 42 | 38 | 40 | 43 |
Масло подсолнечное 1 л | 78 | 79 | 75 | 82 |
Сметана 0,5 л | 72 | 69 | 68 | 74 |
Сгущенка 0,5 л | 45 | 47 | 43 | 52 |
Итого | 413 | 414 | 401 | 437 |
Скидка по распродаже | 20% на яйца | 20% на молоко | 30% на муку | 30% на подсолнечное масло |
Стоимость со скидкой | 398 | 402 | 398 | 412 |
Карта постоянного покупателя % | Скидка 2% | Скидка 3% | Скидка 1% | Скидка 5% |
Стоимость с картой | 390 | 390 | 394 | 391 |
Оценочный лист
Работа команды | ||
Работа каждого в группе ( оценка по пятибальной шкале). Фамилия | Меня оценила группа | Я оценил себя сам |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"
Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые ...
Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок несет большой информационный материал,...
Методическая разработка "На что потратить жизнь?"
Данный классный час направленн на формирование жизненных ценностей у школьников....
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка по теме: "Повседневная жизнь европейцев нового времени"
Методическая разработка по теме: "Повседневная жизнь европейцев нового времени"...
Методическая разработка классный час на тему: "Мой выбор- здоровый образ жизни"
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, з...
Методическая разработка Классный час тема: «Жизнь по собственному выбору»
Данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее обучающихся....