статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики
статья по математике

Надежда Александровна Фомина

статья "Реализация компетентностного подхода к изучению математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фомина Н.А., учитель математики

ГБОУ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию. Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций. Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально –профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.

Базовые компетенции субъекта учебной деятельности

Эмоционально – психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.

Регулятивные компетенции:

Социальные компетенции:

Учебно-познавательные компетенции:

Творческие компетенции:

Компетенции самосовершенствования:

Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий.

Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии:

• дифференцированного обучения

• игровые технологии (урок Брэйн-ринг, урок-игра «Умники и умницы»)

• технологии контроля и оценки знаний.

• для мотивации учащихся на уроках использую «компетентные задачи».

Урок дифференцированного обучения – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся делятся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, выполняя лабораторную работу (группа получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы). Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа «средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод). Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. На таких уроках новый материал одновременно и быстро изучается всеми учащимися. Преимуществом дифференциального обучения является то, что на следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» учащихся на равном уровне с «сильными» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно, без снисхождения оценивает ответы. На этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (работа дифференцирована по группам).

Уроки «Брейн-ринги» представляют собой модификацию телевизионной игры и служат для повторения материала, подготовке к контрольной работе. На таких уроках быстро повторяется объемный материал, после чего учащиеся пишут самостоятельную работу с самопроверкой. Учащиеся на уроке делятся на равные по уровню знаний группы, соревнуясь, зарабатывают баллы, получают оценки.

Игра «Умники и умницы» мною широко используется при проведении зачетов по большой теме. Играя, учащие решают разноуровневые задачи (для каждой задачи предлагается три уровня: красный, желтый, зеленый), за правильное решение выдаются жетоны соответствующего цвета, в конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.

«Компетентные задачи» содержат практическую или личностную направленность. Этот метод я широко использую на уроке «Наибольшее и наименьшее значение функции» при решении задач на оптимизацию. Так как познавательная активность учащихся - качество не врожденное и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием учебного заведения, товарищей, семьи и других факторов, я на своих уроках выстраиваю отношения сотрудничества, доброжелательности, мотивирую учащихся на успех. Особенно наглядно это проявляется на уроках нетрадиционной формы. Для моих учеников нетрадиционный урок- это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок дает им возможность развивать свои творческие особенности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Немаловажную роль на уроках отвожу дидактическим играм. Это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Создание игровых ситуаций повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. При этом главным фактором занимательности является приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности.

Таким образом, компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.

Литература:

1. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев.- Тюмень: Издательство Тюм.Гос.Унив., 2006.

2. Андрюхина, Л.М. Культура и стиль: педагогическая тональность/ Л.М. Андрюхина. - Екатеринбург: Издательство ИРРО Свердловской обл., 2003.

4. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2003.- №10.-С.8 – 10

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2004.

6. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании/ Э. Ф. Зеер // Образование и наука.- 2000.- №3(5).- С.90 – 102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Компетентностный подход в изучении математики

Описание системы работы учителя. Актуальность работы заключается в модернизации системы образования в соответствии с системно-деательностным подходом в обучении....

Педагогическая статья на тему:"Компетентностный подход при изучении математики с использованием проектной деятельности и ИКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ...

Некоторые вопросы компетентностного подхода при изучении математики.

Аннотация. Математические компетенции учащегося способствуют адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. В процессе изучения математики у учащихся происходи...