Интеллектуальная игра " Слабое звено"
план-конспект занятия по математике (9, 10, 11 класс)

Яковлева Мария Федоровна

Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся 9-11 классов с целью активизации познавательной деятельности, способствующее популяризации математических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_slaboe_zveno.docx25.26 КБ
Office presentation icon igra_slaboe_zveno.ppt562 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Слабое звено»

интеллектуальная игра

Предмет: математика

Участники: обучающиеся 8-11 классов и  их родители

Автор:  Яковлева Мария Федоровна

Тип занятия: игра – викторина

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся, способствование проявлению творческих умений, сотрудничество педагога и родителей  в популяризации математических знаний.

Задачи:

  • образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
  • воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
  • развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора

Формы работы: 

индивидуальная

Используемые технологии: 

развивающее обучение, ИКТ, игровая технология

Необходимое оборудование: 

компьютер, TV экран, презентация игры «Слабое звено», карточки с заданиями, наградной материал.

План мероприятия:

  1. Построение участников игры – викторина
  2. Знакомство с правилами и критериями оценки
  3. Игра – викторина «Слабое звено»
  4. Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия.

  1. Построение участников игры – викторина.
  2. Знакомство с правилами игры и критериями оценки.
  3. Формирование команды участников.
  4. Игра – викторина «Своя игра»
  5. Определение финалистов.
  6. Подведение итогов игры – викторины. Награждение.

Правила игры:

Выбрать 8 участников.

Правила игры: Для игроков звучит вопрос. Если игрок знает ответ, он отвечает на него, если не знает, то отвечает «пас».

1 раунд

1. Может ли при умножении получится нуль? [Да]

2. Четырёхугольник с прямыми углами. [Прямоугольник]

3. Прибор для измерения углов. [Транспортир]

4. Наименьшее натуральное число. [1]

5. Чему равен угол в квадрате? [90о]

6. Прибор для построения окружности. [Циркуль]

7. Результат деления. [Частное]

8. Угол, меньший прямого угла. [Острый]

9. Часть прямой, ограниченная одной точкой. [Луч]

10. Угол, больше прямого угла, но меньше развёрнутого. [Тупой]

11. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом». [180о]

12. Часть прямой, ограниченная двумя точками. [Отрезок]

13.   Отрезок координатной прямой, длина которого равно одного 1. [Единичный]

14. Прямоугольник с равными сторонами. [Квадрат]

15. Сколько осей симметрии имеет ромб? [Две]

16. Результат сложения. [Сумма]

17. Равенство, содержащее неизвестное. [уравнение]

18. Луч, делящий угол пополам. [Биссектриса]

19. Треугольник с равными сторонами. [Равносторонний]

20. Сумма длин всех сторон многоугольника. [Периметр]

21. Какая дробь меньше единицы? [Правильная]

22. Как найти неизвестное частное? [Частное разделить на делитель]

23. Наименьшее простое число. [2]

24. Что получится, если a:o? [На нуль делить нельзя]

Первый тур закончился. Выберите самое слабое звено.

2 раунд

1. Что больше: 2дм или 23см?    (23 см)

2. Что больше: 2м или 201см?  (201 см)

3. Что меньше: 0,7 или ?          (0,7)

4. Что меньше:  или 0,5?             ()

5. Что больше: -5 или -10?          (-5)

6. Что больше: -0,5 или 0,5?    (0,5)

7. Что меньше:1 или 0?               (0)

8. Чему равен развернутый угол?  (180)

9. Результат умножения.     (произведение)

10. На какое число делить нельзя?   (на нуль)

11. Результат вычитания.               (разность)

12. Сколько весит килограмм?      (1000гр)

13. Как читается вторая степень числа?    (квадрат)

14. Как называется третья степень числа?  (куб)

15. Когда произведение равно нулю?        (когда один из множителей нуль)

16. Отрезок, соединяющий две точки окружности.  (хорда)

17. Самая большая хорда окружности.     (диаметр)

18. Какую часть часа составляет 20 мин?   ()

19. Какую часть минуты составляет 15с?   ()

20. Если радиус равен 6см, то чему равен диаметр?    (12см)

21. Чему равен корень уравнения = -7?     (не существует)

3 раунд

1. Утверждение, требующее доказательства[теорема.]

2. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром.[радиус.]

3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.[медиана.]

4. График квадратичной функции.[парабола.]

5. Какие стороны параллелограмма параллельны?[противоположные.]

6. Отношение противолежащего катета к гипотенузе.[синус.]

7. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.[косинус.]

8. Отношение противолежащего катета к прилежащему.[тангенс.]

9. Утверждение, не требующее доказательств.[аксиома.]

10. Ромб у которого все углы равны.[квадрат.]

11. Простейшие геометрические фигуры.[точка, прямая, плоскость.]

12. Сколько в метре сантиметров?[100см.]

13. Сколько нулей в миллионе?[шесть.]

14. Сколько секунд в минуте?[60.]

15. Самое маленькое трёхзначное число.[100.]

16. Сотая часть величины.[1%.]

17. Наибольшее двухзначное число.[99.]

18. Сколько минут в часе?[60мин]

4 раунд

1. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? («Эврика».)

2. Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика-царица наук»? (Гаусса.)

3. Это слова Ломоносова или Лермонтова: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (Ломоносова.)

4. Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен – математики? (Герцен – не математик.)

5. Это математические термины: дискант, точка, отрезок? (Дискант – высокий детский голос.)

6. Кто автор первого русского учебника по математике: Евклид или Магницкий? (Магницкий)

7. В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или Китае? (Др.Китай)

8. В каком городе состоялась первая Всероссийская математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси? (В Тбилиси)

9. Немецкий ученый, которого называли «королем математики».  (Гаусс)

10. Раздел геометрии,  изучающий фигуры на плоскости.  (Планиметрия)

11. Первой женщиной-математиком является Ковалевская или Гипатия?   (Гипатия)

12. Кто сказал, что «математика является самой древней из наук, вместе с тем остается всегда молодой»: Келдыш или Жуковский?  (Келдыш)

13. Кто сказал, Гассенди или Калинин: «Если мы действительно что-то знаем, то только благодаря изучению математики». (Гассенди)

14. Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)

15. Кто из великих русских писателей занимался составлением математических задач? (Толстой)

5 раунд

1. Кто доказал теорему Пифагора? (Пифагор)

2. Кто нашел приближенное значение числа π, равное ? (Архимед)

3. Как переводится на русский язык слово «конус»? (Шишка)

4. Кому принадлежат слова: «В геометрии нет особых путей даже для царей»? (Евклиду)

5. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (Три)

6. Сколько параллельных прямых можно провести между двумя параллельными прямыми? (Бесконечное много)

7. Окружность – это линия или часть плоскости? (Линия)

8. Квадрат какого действительного числа равен -1? (Никакого)

9. Чему равна площадь прямоугольника? (Произведение смежных сторон)

10. Чему равна сторона квадрата?(Квадрату стороны.)

11.Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь какой фигуры больше? (Квадрата.)

12. Чему равна площадь параллелограмма? (Произведению основания на высоту.)

6 раунд

1. Назовите древнейшую единицу измерения углов [Градус.]

2. Как называется часть плоскости, ограниченная окружностью? [Круг.]

3. Как называется точка пересечения осей координат? [Начало координат.]

4. Какие фигуры могут получиться при пересечении трех прямых? [Треугольник и точка.]

5. Смежные углы равны. Чему равен каждый из них? [90◦]

6. Как называется фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? [Угол.]

7. Наглядное изображение функциональной зависимости. [График.]

8. Как называется точка пересечения диаметров окружности? [Центр окружности.]

9. Как называется множитель в буквенном выражении? [Коэффициент.]

Финальный раунд

И вот в нашей игре осталось двое участников. И мы начинаем финальный раунд. Правила игры таковы: каждому из игроков по очереди будет задано по пять вопросов. Кто правильно ответит на большее количество вопросов, тот и победит. Если будет ничья, играем до первого неправильного ответа.

        1.Древнегреческих, а также древнеиндейских математиков интересовали числа, которые соответствовали количество точек, расположенных в виде некоторой геометрической фигуры – треугольника, квадрата и др. Такие числа назывались фигурными. Например, число 10 называется «треугольным», 16 – «квадратным». Такое представление чисел помогало древним ученым изучать свойства чисел

Внимание, вопрос. Число 25 является треугольным или квадратным? (Квадратным.)

2.С развитием математики возникла необходимость пользоваться помимо целых чисел и другими. Сначала их называли «ломаными числами». Позже их называли дробями. Запись дроби с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки записывали числитель снизу, а знаменатель – сверху. Дроби в привычном для нас виде впервые стали записывать индусы около 1500 лет назад. В старину в основном применялись дроби со знаменателем 12,16 или 40. Позже появились более удобные знаменатели. А в XVII-XVIII вв. эти дроби получили всеобщее распространение, особенно после введения метрической системы в большинстве стран

Внимание, вопрос. Что это за дроби? (Десятичные.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слабое звено Финальный раунд

Слайд 2

Вопрос № 1 Он был задумчив и спокоен, Загадкой круга увлечен. Над ним невежественный воин Взмахнул разбойничьим мечом. Прошли столетий вереница, Научный подвиг не забыт. Никто не знает, кто убийца, Но знают все, кто был убит. Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»

Слайд 3

Вопрос №2 Это число часто встречается в русских поговорках и пословицах. Но оно действительно удивительное. Именно это число определяет количество звезд в Большой Медведице. Такое количество дней составляет каждая из фаз Луны, а лунный месяц длится 28 дней. В древние времена поклонялись именно такому количеству небесных богов. Это число чтили многие народы. Оно и сейчас считается счастливым. Внимание, вопрос. Что это за число?

Слайд 4

Вопрос № 3 Геометрическую фигуру, называемую трапецией, знают все. Известно, что две ее противоположные стороны параллельны. Она может быть и прямоугольной, и равнобедренной. Происхождение названия никак не связано с геометрией, его значение можно найти в Древней Греции Внимание, вопрос. Как переводится слово « трапеция»?

Слайд 5

Вопрос № 4 Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но математик не был выдан инквизиции. В своем городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Внимание, вопрос. Назовите имя этого математика?

Слайд 6

Вопрос № 5 Сказка-вопрос Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Внимание, вопрос. Кто стал королем?

Слайд 7

Вопрос № 6 По легенде, в честь открытия этой теоремы ученый принес в жертву 100 быков, а теорему назвали его именем . Но позже выяснилось, что эта теорема была известна еще древним шумерам. На сегодняшний день существует около 150 доказательств этой теоремы. Внимание, вопрос. Чье имя носит теорема?

Слайд 8

Вопрос № 7 Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший свое имя.

Слайд 9

Вопрос № 8 Английский математик, больше известный своими физическими законами.

Слайд 10

Вопрос № 9 На угол в 10 градусов смотрят в увеличительное стекло с пятикратным увеличением. Внимание вопрос. Чему равен угол в увеличительном стекле?

Слайд 11

Вопрос № 10 Сажень равна 3 аршинам – это примерно 2,133 м, косая сажень равна 2,48 м, маховая сажень равна 1,76 м. Внимание вопрос. Покажите косую сажень и маховую сажень.

Слайд 12

Вопрос №11 Направленный отрезок: это вектор или координатная прямая?

Слайд 13

Вопрос №12 Древнегреческих, а также древнеиндейских математиков интересовали числа, которые соответствовали количество точек, расположенных в виде некоторой геометрической фигуры – треугольника, квадрата и др. Такие числа назывались фигурными. Например, число 10 называется «треугольным», 16 – «квадратным». Такое представление чисел помогало древним ученым изучать свойства чисел Внимание, вопрос. Число 25 является треугольным или квадратным?

Слайд 14

Вопрос №13 С развитием математики возникла необходимость пользоваться помимо целых чисел и другими. Сначала их называли «ломаными числами». Позже их называли дробями. Запись дроби с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки записывали числитель снизу, а знаменатель – сверху. Дроби в привычном для нас виде впервые стали записывать индусы около 1500 лет назад. В старину в основном применялись дроби со знаменателем 12,16 или 40. Позже появились более удобные знаменатели. А в XVII - XVIII вв. эти дроби получили всеобщее распространение, особенно после введения метрической системы в большинстве стран Внимание, вопрос. Что это за дроби

Слайд 15

ответы 1.Греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики и защитник Сиракуз. 2.Число 7. 3.» Обеденный стол» 4. XVI век, французский математик Франсуа Виет. Его называли отцом буквенной современной алгебры.

Слайд 16

ответы 5.Сказка « Квадрат». 6. Пифагор. 7.Эварист Галуа. 8.И.Ньютон. 9. 10 градусов.

Слайд 17

ответы 10. Косая сажень – от конца среднего пальца поднятой руки до конца пальца левой ноги; маховая – расстояние между средними пальцами разведенных в сторону рук

Слайд 18

ответы Число 25 является треугольным или квадратным? (Квадратным.) Что это за дроби? ( Десятичные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Игра рассчитана на учеников 11 класа...

Интеллектуальная игра «Слабое звено». 7-9 класс

Интеллектуальная игра по истории «Слабое звено».Цели:  1) Выработать представление о предлагаемой форме деятельности в системе внеклассной работы....

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Формирование навыков здорового образа жизни - одно из основных направлений воспитательной деятельности нашего учреждения. Данное мероприятие - один из этапов работы в данном направлении....

Интеллектуальная игра "Слабое звено".

Данная разработка мероприятия предназначена для учителей географии и может быть использована как на обобщающем занятии курса физической географии материков и океанов, так и во внеклассной работе по пр...

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Профилактика вредных привычек...

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Цель: развитие кругозора учащихся, развитие экологической и эстетической культуры школьников;  межпредметные связи....

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов...