Голубые дороги Якутии_обобщение по теме отношения и пропорции.
методическая разработка по математике (6 класс)

Андрианова Елена Леонидовна

Путешествие по голубым дорогам Якутии посредствам реализации учебного проекта. Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-проекта
по математике для 6 класса

«Голубые дороги Якутии».

Цели урока:

  • Воспитательная:
  • Формирование навыков общения и работы в группах.
  • Привить интерес к предмету, готовность изучать его, за счёт внедрения НРК.
  • Воспитать  доброжелательность  к товарищам  и предмету.
  • Формирование чувства уверенности в себе.
  • Формирование чувства ответственности за изученный материал.
  • Развивающая: 
  • Развитие конструктивного мышления, навыка работы по алгоритму.
  • Развитие навыка доказательных рассуждений.
  • Развития навыка рациональной работы при решении конкретной задачи.
  • Обучающая:
  • Формирование навыков проектной деятельности.
  • Формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  • Обобщение знаний, умений и навыков работы с отношениями и пропорциями;
  • Совершенствование вычислительных навыков.

В рамках урока делаю упор на формирование следующих ключевых компетенций образования:

  • учебно-познавательных компетенций:

развиваю навык различать факты от вымысла,

формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение;

обучаю проектной деятельности;

учу анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения;

 формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат.  

  • информационных компетенций:

формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами;

учу извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

  • ценностно-смысловых компетенций:

формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента.

  • коммуникативно-речевых компетенций:

формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.

  • здоровьесберегающих компетенций,

формирование позитивного отношения к своему здоровью: ознакомление со способами физического самосовершенствования и саморегулирования на примере расслабляющих гимнастик для кистей рук и позвоночника; проветривание кабинета.

Метод обучение: метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики.

Ход  уроков:

Формирование учебно-познавательных компетенций: формирование темы урока и постановка целей.

Формирование ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента.

  • вводная часть первого урока (5 мин)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Мы с вами закончили изучение большой и интересной темы. Какой?

Ученики: Отношения и пропорции.

Учитель: Молодцы, ребята! А вот сегодня, мы отправляется с вами в путешествие, где ваши знания вам очень помогут. Но только в какое путешествие, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение подсказку:

Дороги, дороги, дороги…

Сколько в мире различных дорог?..

Небесных путей, узких просек,

Магистралей, нехоженых троп.

Но сегодня другие дороги

Взбудоражат наши сердца.

Голубые дороги Якутии,

Нас зовут прогуляться, друзья!

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

Ученики: Рекам нашей республики.

Учитель: Да ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по «Голубым дорогам Якутии». А какая река вам дороже всего?

Ученики: р. Алдан!

Учитель: Тогда давайте по нашей родной реке Алдан и прогуляемся.

Ребята, а что вы знаете о нашей реке?

Ученики: Наш город стоит на реке и т.д.

Учитель: А что вообще о реке можно узнать?

Примерные ответы учеников: – О её притоках, и о том на какие части приток разделяет русло. – О населённых пунктах. – Сравнить притоки между собой и с главным руслом. – Узнать, судоходна или нет река, и если да, то какая её часть судоходна. Развит ли на реке туризм, и если да, то какая её часть привлекает туристов. Какова категория сложности туристических маршрутов? И т.д. и т.п.

Учитель: Посмотрите ребята, сколько у нас нерешённых вопросов? Пора всё узнать о нашей реке Алдан. Поэтому сегодня в ходе нашего путешествия-исследования, мы с вами разработаем мини проекты, которые раскроют нам тайны нашей красавицы реки.

Информационные компетенции:  формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами;  учу извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения  вести обоснованный диалог.

  • Основная часть первого урока (38 мин)

Класс разделён на 4 проектные группы (по журналу).

Учитель: Прежде чем отправляться в путь необходимо размяться и приготовиться к путешествию, запастись провиантом. У вас на столах есть справочная информация, которая поможет вам в разминке.

  • Разминка (4 мин)
  1. Что такое исток? (Начало реки)
  2. Длина реки Алдан. (2273 км)
  3. Где берёт своё начало русло реки Алдан? (Северные склоны Станового хребта)
  4. Ближайший крупный приток Алдана к Томмоту? (Тимптон)
  5. Что такое устье? (Место впадения реки в другой водоём)
  6. Первый крупный приток Алдана? (Унгра)
  7. Самый длинный приток Алдана? (Амга)
  8. Последний приток Алдана? (Тумара)
  9. Чьим притоком является река Алдан? (р. Лена)
  10. Из Томмота по руслу реки дальше до истока или устья? (До устья)

Вопросы задаются всем ребятам. Ребята, опираясь на географическую карту и подготовленный справочный материал, ищут ответ на поставленный учителем вопрос. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ команда ответившего ученика получает провиант - рыбку.

Учитель: Мы здорово размялись и теперь точно готовы в путь по голубым просторам реки Алдан.

Вы можете мне сходу определить, какая часть реки судоходна, (ребята затрудняются ответить), а во сколько раз Алдан длиннее Унгры или другого притока? (Нет)

Значит, нам есть что изучать и исследовать. (Конечно, да)

учебно-познавательные компетенции: обучаю проектной деятельности:   формирую умения ставить цели, задачи и организовывать их поэтапное достижение;

коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.

  • Разработка проекта «Судоходный Алдан» (30 мин)

Учитель: Сейчас все вместе мы отправляемся в плавание и совместно разработаем мини-проект на тему «Судоходный Алдан»

У каждой группы на столе лежит проектный листок (см. приложение № 1), в котором они оформляют ход работы над проектом. Все этапы проектирования ученики формулируют самостоятельно. Учитель только обобщает сказанное и направляет работу ребят вспомогательными вопросами.

ПРОЕКТ:  «СУДОХОДНЫЙ АЛДАН»

Учитель: Ребята, а зачем нам этот проект, почему нам, в отличии, скажем от московских школьников, это важно? (Группы предлагают свои варианты ответов).

Результат фиксируется в проектном листе:

Актуальность проекта:  Любой человек должен знать о своём крае как можно больше, тогда он сможет более интересно и грамотно организовать свой отдых в родном крае, сможет быть интересным собеседником и  грамотно рассказать о своей малой родине приезжающим гостям.

Учитель: Исходя из всего выше сказанного, скажите мне, зачем мы разрабатываем наш проект? (Группы предлагают свои варианты ответов).

Результат фиксируется в проектном листе:

Цель проекта:  Побольше узнать о реке, на которой стоит мой город.

Учитель: А что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели? (Группы предлагают свои варианты ответов).

Результат фиксируется в проектном листе:

Задачи проекта:  1) Решить текстовые задачи, составленные по реальным данным, для определения судоходного и несудоходного участка реки.2) Определить отношение между этими участками.

3) Разместить на русле реки первый (от истока) порт.

Учитель: Основные задачи проекта мы определили, а как их решать, какие методы нам в этом помогут? (Группы предлагают свои варианты ответов).

Результат фиксируется в проектном листе:

Методы и способы: 1) Поиск информации в справочных материалах, картах; 2) Решение задач с помощью составления пропорций; 3) Составление отношений; 4) Округление результатов вычислений;
5) Прикидка и оценка  результатов.

учебно-познавательные компетенции: учу анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения;

формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат.  

ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента.  коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.

Учитель: Цели поставлены, задачи определены, методы и способы обозначены, настало время практической реализации.

Ребятам предлагается решить задачи, составленные на реальных данных, округлить результаты и грамотно сформулировать результаты проектной деятельности в виде основных фактов, полученных в ходе решения задач.

Работа над проектом: (работа в группах) (10 мин)

Задача № 1:  Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите несудоходный участок реки, если судоходный составляет 76% от протяженности всего русла.

Решение:  

                                Ответ: 545 км – несудоходный участок реки.

Ход решения задачи озвучивают группы, по очереди, учитель только фиксирует их деятельность на доске.

Наводящие вопросы учителя:  Выделите главное содержание задачи. (Всё русло – 2273 км, несудоходный участок надо найти)

Метод решения задачи? (Составим пропорцию)

Всё русло – это сколько процентов? (100%)

Несудоходный участок реки составляет какой процент всего русла? (100%-76%=24%)

Какую пропорцию получили?

После решения задачи учитель предлагает разместить точку на реке, с которой река начинает быть судоходной (работа с координатной линией).

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой населённый пункт расположен в этом месте реки. (Ребята в догадках говорят, что это Томмот). А давайте определим, в каком отношении наш город Томмот разделил русло реки.

Задача № 2:  Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите в каком отношении (от истока) разделено русло реки на несудоходный и судоходный участки, если несудоходный составляет ____ км.

Решение:  Составим отношение несудоходной части русла к судоходной: .

                                Ответ: 3:10

После решения задачи, ребята визуально прикидывают полученный результат на иллюстрацию русла реки и уже обозначенный на нём пункт, делящий реку на судоходную и несудоходную части. Оценивают правильность (делают прикидку) выполненных расчётов.

коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.

Учитель: Мы с вами решили задачи, составленные на реальных данных, теперь необходимо грамотно сформулировать полученные результаты. (Группы предлагают свои варианты).

Результат фиксируется в проектном листе:

Результат:        1) Протяженность реки 2273 км. При этом несудоходная часть реки составляет 545 км, а судоходная 1728 км.

2) Русло реки разделено в отношении 3:10 (от истока). Следовательно, несудоходный участок составляет 3/13 всего русла реки, а судоходный –  10/13 всего русла реки.

Учитель: Ребята, в результате нашего совместного путешествия-исследования, как вы думаете, мы достигли поставленной цели проекта?

Ученики: Да, т.к. мы значительно пополнили багаж наших знаний о реке Алдан. 

Учитель: Значит наша проектная деятельность по теме «Судоходный Алдан», успешно завершается. Осталось только грамотно презентовать данный проект, рассказав обо всех основных этапах работы.

  • Защита проекта (4 мин)

По желанию, ученик выходит к доске с проектным листом и защищает разработанный проект. Если желающих нет, выступающего назначает учитель.

После защиты, ученики или учитель задают вопросы.

  • заключительная часть первого урока (3 мин)

Учитель: Для чего мы проектируем?

Ученики: Чтобы грамотно разрешать возникшие проблемы.

Учитель: А какие основные этапы проектирования вы запомнили?

Ученики: Актуальность; цели; задачи; методы и способы; работа  над проектом; формулирование результатов и выводов; презентация результатов проектирования.

Учитель: Молодцы, ребята, теперь вы готовы отправиться в самостоятельные плавания-исследования, но перед этим надо отдохнуть, размяться (для разминки выбраны групповые задания: положить руку на плечо соседа; вытянуть ноги, чтобы коснуться носками участников группы и т.д.) и плотно перекусить в школьной столовой.

Во время перемены кабинет проветривается. Учитель раскладывает проектные листы на второй урок, готовит карточки для индивидуальных проектов.

здоровьесберегающие компетенции: формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического самосовершенствования и саморегулирования на примере расслабляющих гимнастик для кистей рук и позвоночника, проветривание кабинета. учебно-познавательные компетенции: учу делать обоснованные выводы и обобщения

Учебно-познавательные компетенции: учу осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения;  формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат.   Информационные компетенции: формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами; учу анализировать и отбирать необходимую информацию.   Ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента.

коммуникативно-речевые компетенции:

формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести аргументированный диалог в группе.

  • вводная часть второго урока (5 мин)

Учитель:                           Мы немного отдохнули!

Вместе сделали зарядку.

Подкрепились, освежились,

Голова теперь в порядке!

А сейчас вперёд, в дорогу!

Нам пора уже отплыть,

Чтоб в конце урока дружно все проекты защитить.

Учитель: Разработав один проект, мы уже немало узнали о нашей реке. Пришла пора отправляться в самостоятельное плавание.

Капитаны команд выходят к доске и выбирают задание для своего мини-проекта, озвучивают название проекта и  вся группа погружается в работу.

Задания на проектную деятельность:

I карточка: «Унгра – приток Алдана»;

II карточка: «Тимптон – приток Алдана»;

III карточка: «Учур – приток Алдана»;

IV карточка: «Амга – приток Алдана».

  • Основная часть второго урока (35 мин)
  • Разработка учебных проектов «… - приток Алдана»
    (22 мин)

Каждой проектной группе необходимо разработать учебный проект:

Определить проблему проекта            -            «Почему?» (это важно для меня лично)

Цель проекта                                -        «Зачем?»  (мы делаем проект)

Задачи проекта                                -        «Что?»  (для этого мы делаем)

Методы и способы                        -        «Как?» (мы это можем делать)

Показать работу над проектом

Сформулировать результат        -        «Что получится?» (как решение проблемы)

Подготовиться к презентации работы

Проектным группам предлагается проектный лист (см. приложение №2). В распоряжении групп справочные материалы (см. приложение № 3), карты, книги о реках Якутии («Голубые дороги Якутии», авт. А.В. Глушков, Ю. П. Семёнов).

Роль учителя во время проектной работы групп: консультант и координатор проектной деятельности.

Формирование коммуникативно-речевых компетенций.

  • Защита проектов (Всего: 13 мин, по 3 мин на группу, 1 мин - организационная)

Все проекты учащиеся защищают у доски. Фиксируют свой приток на главном русле. Оценивают полученные результаты.

После защиты проекта остальные группы задают вопросы.

коммуникативно-речевые компетенции:

формирую умения представлять в устной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.

Рефлексия урока.

  • заключительная часть второго урока.  (5 мин)

Учитель: Молодцы, сегодня вы все справились со своими проектными заданиями? И я теперь уверена, что вы знаете, как грамотно подходить к решению любых проблем?

И все наши дальнейшие встречи на уроках лишь будут обогащать ваш запас методов и способов для решения задач, которые нам ставит реальная жизнь.

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?

(Диалог между учениками и учителем)

Учитель: А какие трудности возникли в ходе работы?

(Диалог между учениками и учителем)

Учитель оценивает работу класса в целом и активных обучающихся. Ребята сами выбирают самый интересный и хорошо сделанный проект, самого яркого выступающего.

Учитель: У вас на столе лежит ваш провиант, если вам урок понравился отпустите рыбку в реку.

Задания на дом:    (Выдаётся на карточке)
Участие класса в проекте: «Голубые дороги Якутии»

Цель проекта: «Создать сборник задач о реках Якутии».

Задача проекта: Необходимо подобрать реальные данные о реках Якутии и составить текстовые задачи, с применением темы «Отношения и пропорции».


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРОЕКТ:  «СУДОХОДНЫЙ АЛДАН»

Актуальность проекта: _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Цель проекта: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задачи проекта:         _______________________________________________________________

                        _______________________________________________________________

                        _______________________________________________________________

Методы и способы:         _______________________________________________________

                                __________________________________________________________

                                __________________________________________________________

                                __________________________________________________________

Работа над проектом:

Задача № 1:  Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите несудоходный участок реки. Если судоходный составляет 76 % от протяженности всего русла.

Решение:  

                                Ответ:

Задача № 2:  Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите в каком отношении (от истока) разделено русло реки на несудоходный и судоходный участки, если несудоходный составляет ____ км.

Решение:  Составим отношение несудоходной части русла к судоходной:

.

                                Ответ:

Результат:        ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРОЕКТ:  «              ...                 – ПРИТОК АЛДАНА»

Актуальность проекта: _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Цель проекта: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задачи проекта:         _______________________________________________________________

                        _______________________________________________________________

                        _______________________________________________________________

Методы и способы:         _______________________________________________________

                                __________________________________________________________

                                __________________________________________________________

                                __________________________________________________________

Работа над проектом:

1) Название реки: _________________

2) Протяженность реки: ____________

3) Приток:  левый / правый (ненужное зачеркнуть).

4) Река           ...           в _______ раз короче реки Алдан.

Вычисления:

5) Отношение протяженности реки        ...         к протяженности Алдана равно ________

Вычисления:

Округление результата до сотых:

Протяженность реки        ...         составляет ______% от протяженности Алдана.

6) Устье притока        ...         разделило русло Алдана (от истока) в отношении ___:___

Вычисления:  

Результат:        ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                ______________________________________________________________
                ______________________________________________________________

                

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Справочный материал: «Крупные притоки Алдана»

Алдан – главный приток Лены. Длина 2273 км. площадь бассейна 729000 км2. Берёт начало на северном склоне Станового хребта.

Унгра – правый приток Алдана. Является первым притоком Алдана. Берёт начало в горах хребта Зверева, далее течет по Алданскому нагорью. Длина 167 км, площадь бассейна 6730 км2.

Тунсэнгрэ – правый приток Алдана, расположенный в 212 км от истока.

Большой Нимныр – правый приток Алдана, расположен в 392 км от истока.

Инагли – правый приток Алдана. Впадает в Алдан на 135 км выше г. Томмот.

Тимптон – правый приток Алдана, устье в 67 км от г. Томмот вниз по течению. Длина 644 км, площадь бассейна 44400 км2. Берёт начало на северных склонах Станового хребта. В бассейне около 6700 водотоков и свыше 1300 озёр.

Учур – правый приток Алдана, примерно в 480 км от  ст. Томмот. Длина 812 км, площадь бассейна 113000 км2. В бассейне свыше 16000 водотоков и около 5000 озёр.

Мая – правый приток Алдана, расположен в 780 км от ст. Томмот. Длина 1053 км, площадь бассейна 171000 км2. В бассейне 21700 водотоков и около 10000 озёр.

Амга – левый приток Алдана. Длина 1462 км, площадь бассейна 69300 км2. Берёт начало с Алданского нагорья. В бассейне около 2900 водотоков и свыше 5700 озёр. Расположена в 362 км от устья Алдана.

Томпо – правый приток Алдана. Длина 570 км, площадь бассейна 42700 км2. Расположена в 350 км от устья Алдана.

Тумара – правый приток Алдана. Длина 236 км, площадь бассейна 10300 км2. Расположена в 6 км от устья Алдана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме Отношения и пропорции

Задания на два варианта, где надо вставить пропущенные слова в формулировках или определить какое высказывание верно....

Презентация по теме "Отношения и пропорции"

Материал можно использовать на уроке математики в 6 классе при изучении темы "Пропорции" или на кружке....

Самостоятельная работа по теме "Отношения и пропорции" 6 класс

Самостоятельная работа по теме "Отношения и пропорции" 6 класс...

Урок по теме "Отношения и пропорция"

Урок построен в виде деловой игры "Производственное совещание". Урок нацелен на применение полученных знаний по теме "Отношения и пропорция" в жизненных ситуациях. Задачи составлены на местном материа...

Презентация по теме "Отношения и пропорции"

Презентация по теме "Отношения и пропорции"...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....