Голубые дороги Якутии_обобщение по теме отношения и пропорции.
методическая разработка по математике (6 класс)
Путешествие по голубым дорогам Якутии посредствам реализации учебного проекта. Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Голубые дороги Якутии_обобщение по теме отношения и пропорции. | 121.5 КБ |
Фото-отчёт. | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-проекта
по математике для 6 класса
«Голубые дороги Якутии».
Цели урока:
- Воспитательная:
- Формирование навыков общения и работы в группах.
- Привить интерес к предмету, готовность изучать его, за счёт внедрения НРК.
- Воспитать доброжелательность к товарищам и предмету.
- Формирование чувства уверенности в себе.
- Формирование чувства ответственности за изученный материал.
- Развивающая:
- Развитие конструктивного мышления, навыка работы по алгоритму.
- Развитие навыка доказательных рассуждений.
- Развития навыка рациональной работы при решении конкретной задачи.
- Обучающая:
- Формирование навыков проектной деятельности.
- Формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
- Обобщение знаний, умений и навыков работы с отношениями и пропорциями;
- Совершенствование вычислительных навыков.
В рамках урока делаю упор на формирование следующих ключевых компетенций образования:
- учебно-познавательных компетенций:
развиваю навык различать факты от вымысла,
формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение;
обучаю проектной деятельности;
учу анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения;
формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат.
- информационных компетенций:
формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами;
учу извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
- ценностно-смысловых компетенций:
формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента.
- коммуникативно-речевых компетенций:
формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог.
- здоровьесберегающих компетенций,
формирование позитивного отношения к своему здоровью: ознакомление со способами физического самосовершенствования и саморегулирования на примере расслабляющих гимнастик для кистей рук и позвоночника; проветривание кабинета.
Метод обучение: метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики.
Ход уроков:
Формирование учебно-познавательных компетенций: формирование темы урока и постановка целей. Формирование ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента. |
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Мы с вами закончили изучение большой и интересной темы. Какой? Ученики: Отношения и пропорции. Учитель: Молодцы, ребята! А вот сегодня, мы отправляется с вами в путешествие, где ваши знания вам очень помогут. Но только в какое путешествие, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение подсказку: Дороги, дороги, дороги… Сколько в мире различных дорог?.. Небесных путей, узких просек, Магистралей, нехоженых троп. Но сегодня другие дороги Взбудоражат наши сердца. Голубые дороги Якутии, Нас зовут прогуляться, друзья! Учитель: Ребята, как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? Ученики: Рекам нашей республики. Учитель: Да ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по «Голубым дорогам Якутии». А какая река вам дороже всего? Ученики: р. Алдан! Учитель: Тогда давайте по нашей родной реке Алдан и прогуляемся. Ребята, а что вы знаете о нашей реке? Ученики: Наш город стоит на реке и т.д. Учитель: А что вообще о реке можно узнать? Примерные ответы учеников: – О её притоках, и о том на какие части приток разделяет русло. – О населённых пунктах. – Сравнить притоки между собой и с главным руслом. – Узнать, судоходна или нет река, и если да, то какая её часть судоходна. Развит ли на реке туризм, и если да, то какая её часть привлекает туристов. Какова категория сложности туристических маршрутов? И т.д. и т.п. Учитель: Посмотрите ребята, сколько у нас нерешённых вопросов? Пора всё узнать о нашей реке Алдан. Поэтому сегодня в ходе нашего путешествия-исследования, мы с вами разработаем мини проекты, которые раскроют нам тайны нашей красавицы реки. |
Информационные компетенции: формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами; учу извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения вести обоснованный диалог. |
Класс разделён на 4 проектные группы (по журналу). Учитель: Прежде чем отправляться в путь необходимо размяться и приготовиться к путешествию, запастись провиантом. У вас на столах есть справочная информация, которая поможет вам в разминке.
Вопросы задаются всем ребятам. Ребята, опираясь на географическую карту и подготовленный справочный материал, ищут ответ на поставленный учителем вопрос. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ команда ответившего ученика получает провиант - рыбку. Учитель: Мы здорово размялись и теперь точно готовы в путь по голубым просторам реки Алдан. Вы можете мне сходу определить, какая часть реки судоходна, (ребята затрудняются ответить), а во сколько раз Алдан длиннее Унгры или другого притока? (Нет) Значит, нам есть что изучать и исследовать. (Конечно, да) |
учебно-познавательные компетенции: обучаю проектной деятельности: формирую умения ставить цели, задачи и организовывать их поэтапное достижение; коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог. |
Учитель: Сейчас все вместе мы отправляемся в плавание и совместно разработаем мини-проект на тему «Судоходный Алдан» У каждой группы на столе лежит проектный листок (см. приложение № 1), в котором они оформляют ход работы над проектом. Все этапы проектирования ученики формулируют самостоятельно. Учитель только обобщает сказанное и направляет работу ребят вспомогательными вопросами. ПРОЕКТ: «СУДОХОДНЫЙ АЛДАН» Учитель: Ребята, а зачем нам этот проект, почему нам, в отличии, скажем от московских школьников, это важно? (Группы предлагают свои варианты ответов). Результат фиксируется в проектном листе: Актуальность проекта: Любой человек должен знать о своём крае как можно больше, тогда он сможет более интересно и грамотно организовать свой отдых в родном крае, сможет быть интересным собеседником и грамотно рассказать о своей малой родине приезжающим гостям. Учитель: Исходя из всего выше сказанного, скажите мне, зачем мы разрабатываем наш проект? (Группы предлагают свои варианты ответов). Результат фиксируется в проектном листе: Цель проекта: Побольше узнать о реке, на которой стоит мой город. Учитель: А что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели? (Группы предлагают свои варианты ответов). Результат фиксируется в проектном листе: Задачи проекта: 1) Решить текстовые задачи, составленные по реальным данным, для определения судоходного и несудоходного участка реки.2) Определить отношение между этими участками. 3) Разместить на русле реки первый (от истока) порт. Учитель: Основные задачи проекта мы определили, а как их решать, какие методы нам в этом помогут? (Группы предлагают свои варианты ответов). Результат фиксируется в проектном листе: Методы и способы: 1) Поиск информации в справочных материалах, картах; 2) Решение задач с помощью составления пропорций; 3) Составление отношений; 4) Округление результатов вычислений; |
учебно-познавательные компетенции: учу анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения; формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат. ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента. коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог. | Учитель: Цели поставлены, задачи определены, методы и способы обозначены, настало время практической реализации. Ребятам предлагается решить задачи, составленные на реальных данных, округлить результаты и грамотно сформулировать результаты проектной деятельности в виде основных фактов, полученных в ходе решения задач. Работа над проектом: (работа в группах) (10 мин) Задача № 1: Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите несудоходный участок реки, если судоходный составляет 76% от протяженности всего русла. Решение: Ответ: 545 км – несудоходный участок реки. Ход решения задачи озвучивают группы, по очереди, учитель только фиксирует их деятельность на доске. Наводящие вопросы учителя: Выделите главное содержание задачи. (Всё русло – 2273 км, несудоходный участок надо найти) Метод решения задачи? (Составим пропорцию) Всё русло – это сколько процентов? (100%) Несудоходный участок реки составляет какой процент всего русла? (100%-76%=24%) Какую пропорцию получили? После решения задачи учитель предлагает разместить точку на реке, с которой река начинает быть судоходной (работа с координатной линией). Учитель: Ребята, а вы знаете, какой населённый пункт расположен в этом месте реки. (Ребята в догадках говорят, что это Томмот). А давайте определим, в каком отношении наш город Томмот разделил русло реки. Задача № 2: Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите в каком отношении (от истока) разделено русло реки на несудоходный и судоходный участки, если несудоходный составляет ____ км. Решение: Составим отношение несудоходной части русла к судоходной: . Ответ: 3:10 После решения задачи, ребята визуально прикидывают полученный результат на иллюстрацию русла реки и уже обозначенный на нём пункт, делящий реку на судоходную и несудоходную части. Оценивают правильность (делают прикидку) выполненных расчётов. |
коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог. | Учитель: Мы с вами решили задачи, составленные на реальных данных, теперь необходимо грамотно сформулировать полученные результаты. (Группы предлагают свои варианты). Результат фиксируется в проектном листе: Результат: 1) Протяженность реки 2273 км. При этом несудоходная часть реки составляет 545 км, а судоходная 1728 км. 2) Русло реки разделено в отношении 3:10 (от истока). Следовательно, несудоходный участок составляет 3/13 всего русла реки, а судоходный – 10/13 всего русла реки. Учитель: Ребята, в результате нашего совместного путешествия-исследования, как вы думаете, мы достигли поставленной цели проекта? Ученики: Да, т.к. мы значительно пополнили багаж наших знаний о реке Алдан. Учитель: Значит наша проектная деятельность по теме «Судоходный Алдан», успешно завершается. Осталось только грамотно презентовать данный проект, рассказав обо всех основных этапах работы.
По желанию, ученик выходит к доске с проектным листом и защищает разработанный проект. Если желающих нет, выступающего назначает учитель. После защиты, ученики или учитель задают вопросы.
Учитель: Для чего мы проектируем? Ученики: Чтобы грамотно разрешать возникшие проблемы. Учитель: А какие основные этапы проектирования вы запомнили? Ученики: Актуальность; цели; задачи; методы и способы; работа над проектом; формулирование результатов и выводов; презентация результатов проектирования. Учитель: Молодцы, ребята, теперь вы готовы отправиться в самостоятельные плавания-исследования, но перед этим надо отдохнуть, размяться (для разминки выбраны групповые задания: положить руку на плечо соседа; вытянуть ноги, чтобы коснуться носками участников группы и т.д.) и плотно перекусить в школьной столовой. Во время перемены кабинет проветривается. Учитель раскладывает проектные листы на второй урок, готовит карточки для индивидуальных проектов. |
здоровьесберегающие компетенции: формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического самосовершенствования и саморегулирования на примере расслабляющих гимнастик для кистей рук и позвоночника, проветривание кабинета. учебно-познавательные компетенции: учу делать обоснованные выводы и обобщения | |
Учебно-познавательные компетенции: учу осмысливать текст задачи, переформулировать условие, выделять главное, моделировать условие с помощью схем; строить логические цепочки рассуждений; делать обоснованные выводы и обобщения; формирую навык делать прикидку и критически оценивать результат. Информационные компетенции: формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами; учу анализировать и отбирать необходимую информацию. Ценностно-смысловые компетенции: формирую ценностные ориентиры обучающихся по отношению к предмету, за счёт введения национального регионального компонента. коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной и письменной форме результаты своей работы, вести аргументированный диалог в группе. |
Учитель: Мы немного отдохнули! Вместе сделали зарядку. Подкрепились, освежились, Голова теперь в порядке! А сейчас вперёд, в дорогу! Нам пора уже отплыть, Чтоб в конце урока дружно все проекты защитить. Учитель: Разработав один проект, мы уже немало узнали о нашей реке. Пришла пора отправляться в самостоятельное плавание. Капитаны команд выходят к доске и выбирают задание для своего мини-проекта, озвучивают название проекта и вся группа погружается в работу. Задания на проектную деятельность: I карточка: «Унгра – приток Алдана»; II карточка: «Тимптон – приток Алдана»; III карточка: «Учур – приток Алдана»; IV карточка: «Амга – приток Алдана».
Каждой проектной группе необходимо разработать учебный проект: Определить проблему проекта - «Почему?» (это важно для меня лично) Цель проекта - «Зачем?» (мы делаем проект) Задачи проекта - «Что?» (для этого мы делаем) Методы и способы - «Как?» (мы это можем делать) Показать работу над проектом Сформулировать результат - «Что получится?» (как решение проблемы) Подготовиться к презентации работы Проектным группам предлагается проектный лист (см. приложение №2). В распоряжении групп справочные материалы (см. приложение № 3), карты, книги о реках Якутии («Голубые дороги Якутии», авт. А.В. Глушков, Ю. П. Семёнов). Роль учителя во время проектной работы групп: консультант и координатор проектной деятельности. |
Формирование коммуникативно-речевых компетенций. |
Все проекты учащиеся защищают у доски. Фиксируют свой приток на главном русле. Оценивают полученные результаты. После защиты проекта остальные группы задают вопросы. |
коммуникативно-речевые компетенции: формирую умения представлять в устной форме результаты своей работы, вести обоснованный диалог. Рефлексия урока. |
Учитель: Молодцы, сегодня вы все справились со своими проектными заданиями? И я теперь уверена, что вы знаете, как грамотно подходить к решению любых проблем? И все наши дальнейшие встречи на уроках лишь будут обогащать ваш запас методов и способов для решения задач, которые нам ставит реальная жизнь. Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Диалог между учениками и учителем) Учитель: А какие трудности возникли в ходе работы? (Диалог между учениками и учителем) Учитель оценивает работу класса в целом и активных обучающихся. Ребята сами выбирают самый интересный и хорошо сделанный проект, самого яркого выступающего. Учитель: У вас на столе лежит ваш провиант, если вам урок понравился отпустите рыбку в реку. |
Задания на дом: (Выдаётся на карточке) Цель проекта: «Создать сборник задач о реках Якутии». Задача проекта: Необходимо подобрать реальные данные о реках Якутии и составить текстовые задачи, с применением темы «Отношения и пропорции». |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРОЕКТ: «СУДОХОДНЫЙ АЛДАН»
Актуальность проекта: _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель проекта: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задачи проекта: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Методы и способы: _______________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Работа над проектом:
Задача № 1: Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите несудоходный участок реки. Если судоходный составляет 76 % от протяженности всего русла.
Решение:
Ответ:
Задача № 2: Протяженность реки Алдан 2273 км. Определите в каком отношении (от истока) разделено русло реки на несудоходный и судоходный участки, если несудоходный составляет ____ км.
Решение: Составим отношение несудоходной части русла к судоходной:
.
Ответ:
Результат: ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРОЕКТ: « ... – ПРИТОК АЛДАНА»
Актуальность проекта: _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель проекта: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задачи проекта: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Методы и способы: _______________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Работа над проектом:
1) Название реки: _________________
2) Протяженность реки: ____________
3) Приток: левый / правый (ненужное зачеркнуть).
4) Река ... в _______ раз короче реки Алдан.
Вычисления:
5) Отношение протяженности реки ... к протяженности Алдана равно ________
Вычисления:
Округление результата до сотых:
Протяженность реки ... составляет ______% от протяженности Алдана.
6) Устье притока ... разделило русло Алдана (от истока) в отношении ___:___
Вычисления:
Результат: ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Справочный материал: «Крупные притоки Алдана»
Алдан – главный приток Лены. Длина 2273 км. площадь бассейна 729000 км2. Берёт начало на северном склоне Станового хребта.
Унгра – правый приток Алдана. Является первым притоком Алдана. Берёт начало в горах хребта Зверева, далее течет по Алданскому нагорью. Длина 167 км, площадь бассейна 6730 км2.
Тунсэнгрэ – правый приток Алдана, расположенный в 212 км от истока.
Большой Нимныр – правый приток Алдана, расположен в 392 км от истока.
Инагли – правый приток Алдана. Впадает в Алдан на 135 км выше г. Томмот.
Тимптон – правый приток Алдана, устье в 67 км от г. Томмот вниз по течению. Длина 644 км, площадь бассейна 44400 км2. Берёт начало на северных склонах Станового хребта. В бассейне около 6700 водотоков и свыше 1300 озёр.
Учур – правый приток Алдана, примерно в 480 км от ст. Томмот. Длина 812 км, площадь бассейна 113000 км2. В бассейне свыше 16000 водотоков и около 5000 озёр.
Мая – правый приток Алдана, расположен в 780 км от ст. Томмот. Длина 1053 км, площадь бассейна 171000 км2. В бассейне 21700 водотоков и около 10000 озёр.
Амга – левый приток Алдана. Длина 1462 км, площадь бассейна 69300 км2. Берёт начало с Алданского нагорья. В бассейне около 2900 водотоков и свыше 5700 озёр. Расположена в 362 км от устья Алдана.
Томпо – правый приток Алдана. Длина 570 км, площадь бассейна 42700 км2. Расположена в 350 км от устья Алдана.
Тумара – правый приток Алдана. Длина 236 км, площадь бассейна 10300 км2. Расположена в 6 км от устья Алдана.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме Отношения и пропорции
Задания на два варианта, где надо вставить пропущенные слова в формулировках или определить какое высказывание верно....
Презентация по теме "Отношения и пропорции"
Материал можно использовать на уроке математики в 6 классе при изучении темы "Пропорции" или на кружке....
Самостоятельная работа по теме "Отношения и пропорции" 6 класс
Самостоятельная работа по теме "Отношения и пропорции" 6 класс...
Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса теме: «Отношения и пропорции»
итоговый прект...
Урок по теме "Отношения и пропорция"
Урок построен в виде деловой игры "Производственное совещание". Урок нацелен на применение полученных знаний по теме "Отношения и пропорция" в жизненных ситуациях. Задачи составлены на местном материа...
Презентация по теме "Отношения и пропорции"
Презентация по теме "Отношения и пропорции"...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....