Рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Рабочая программа по математике составлено на основе: Математика. Программы 5 – 9 классы, А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко, Москва, «Вентана – Граф»,
- Учебник: Математика 6 класс, А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Москва, «Вентана – Граф», 2019.
- Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 6 классе базового уровня.
Цели изучения курса:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи курса:
- Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
- Развивать познавательные способности;
- Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
На изучение математики в 6 классе отводится 5 ч в неделю, 170 часов в год.
Плановых контрольных работ: 11
Итоговых контрольных работ 1
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Воля и настойчивость в достижении цели.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальный учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В 6 КЛАССЕ
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
- анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
- научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Арифметика. Натуральные числа
- Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
- Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
- Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
- Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
- Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
- Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
- Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
- Положительные, отрицательные числа и число 0.
- Противоположные числа. Модуль числа.
- Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
- Координатная прямая. Координатная плоскость.
Числовые и буквенныевыражения. Уравнения
- Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
- Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики,вероятности. Комбинаторные задачи
- Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
- Окружность и круг. Длина окружности.
- Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
- Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
- Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
№ урока | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
Глава 1. Делимость натуральных чисел (18 ч) | |||
1 | Делители и кратные | ||
2 | Делители и кратные | ||
3 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2 | ||
4 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2 | ||
5 | Признаки делимости на 9, на 3, | ||
6 | Признаки делимости на 9, на 3, | ||
7 | Простые и составные числа | ||
8 | Простые и составные числа | ||
9 | Наибольший общий делитель | ||
10 | Наибольший общий делитель | ||
11 | Наибольший общий делитель | ||
12 | Наибольший общий делитель | ||
13 | Наименьшее общее кратное | ||
14 | Наименьшее общее кратное | ||
15 | Наименьшее общее кратное | ||
16 | Наименьшее общее кратное | ||
17 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
18 | Контрольная работа № 1по теме «Делимость натуральных чисел» | ||
Глава 2. Обыкновенные дроби ( 42ч) | |||
19 | Работа над ошибками. Основное свойство дроби | ||
20 | Основное свойство дроби | ||
21 | Основное свойство дроби | ||
22 | Сокращение дробей | ||
23 | Сокращение дробей | ||
24 | Сокращение дробей | ||
25 | Сокращение дробей | ||
26 | Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей | ||
27 | Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей | ||
28 | Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей | ||
29 | Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей | ||
30 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
32 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
33 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
34 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
35 | Контрольная работа № 2 по теме «Обыкновенные дроби» | ||
36 | Работа над ошибками. Умножение дробей | ||
37 | Умножение дробей | ||
38 | Умножение дробей | ||
39 | Умножение дробей | ||
40 | Умножение дробей | ||
41 | Нахождение дроби от числа | ||
42 | Нахождение дроби от числа | ||
43 | Нахождение дроби от числа | ||
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Обыкновенные дроби» | ||
45 | Работа над ошибками. Взаимно обратные числа | ||
46 | Деление дробей | ||
47 | Деление дробей | ||
48 | Деление дробей | ||
49 | Деление дробей | ||
50 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | ||
51 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | ||
52 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | ||
53 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную | ||
54 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную | ||
55 | Бесконечные периодические десятичные дроби | ||
56 | Бесконечные периодические десятичные дроби | ||
57 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | ||
58 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | ||
59 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
60 | Контрольная работа № 4 по теме «Обыкновенные дроби» | ||
Глава 3. Отношения и пропорции ( 25 ч) | |||
61 | Работа над ошибками. Отношения | ||
62 | Отношения | ||
63 | Отношения | ||
64 | Пропорции | ||
65 | Пропорции | ||
66 | Пропорции | ||
67 | Пропорции | ||
68 | Процентное отношение двух чисел | ||
69 | Процентное отношение двух чисел | ||
70 | Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции» | ||
71 | Работа над ошибками. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | ||
72 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | ||
73 | Деление числа в данном отношении | ||
74 | Деление числа в данном отношении | ||
75 | Окружность и круг | ||
76 | Окружность и круг | ||
77 | Длина окружности. Площадь круга | ||
78 | Длина окружности. Площадь круга | ||
79 | Цилиндр, конус, шар | ||
80 | Диаграммы | ||
81 | Диаграммы | ||
82 | Случайные события. Вероятность случайного события | ||
83 | Случайные события. Вероятность случайного события | ||
84 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
85 | Контрольная работа № 6 по теме «Отношения и пропорции» | ||
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними ( 75 ч) | |||
86 | Работа над ошибками. Положительные и отрицательные числа | ||
87 | Положительные и отрицательные числа | ||
88 | Координатная прямая | ||
89 | Координатная прямая | ||
90 | Целые числа. Рациональные числа | ||
91 | Целые числа. Рациональные числа | ||
92 | Модуль числа | ||
93 | Модуль числа | ||
94 | Модуль числа | ||
95 | Сравнение чисел | ||
96 | Сравнение чисел | ||
97 | Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | ||
98 | Работа над ошибками. Сложение рациональных чисел | ||
99 | Сложение рациональных чисел | ||
100 | Сложение рациональных чисел | ||
101 | Сложение рациональных чисел | ||
102 | Свойства сложения рациональных чисел | ||
103 | Свойства сложения рациональных чисел | ||
104 | Свойства сложения рациональных чисел | ||
105 | Вычитание рациональных чисел | ||
106 | Вычитание рациональных чисел | ||
107 | Вычитание рациональных чисел | ||
108 | Вычитание рациональных чисел | ||
109 | Вычитание рациональных чисел | ||
110 | Контрольная работа № 8 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | ||
111 | Работа над ошибками. Умножение рациональных чисел | ||
112 | Умножение рациональных чисел | ||
113 | Умножение рациональных чисел | ||
114 | Умножение рациональных чисел | ||
115 | Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел . Коэффициент | ||
116 | Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел . Коэффициент | ||
117 | Распределительное свойство умножения | ||
118 | Распределительное свойство умножения | ||
119 | Распределительное свойство умножения | ||
120 | Распределительное свойство умножения | ||
121 | Деление рациональных чисел | ||
122 | Деление рациональных чисел | ||
123 | Деление рациональных чисел | ||
124 | Деление рациональных чисел | ||
125 | Деление рациональных чисел | ||
126 | Контрольная работа № 9 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | ||
127 | Работа над ошибками. Решение уравнений | ||
128 | Решение уравнений | ||
129 | Решение уравнений | ||
130 | Решение уравнений | ||
131 | Решение уравнений | ||
132 | Решение уравнений | ||
133 | Решение задач с помощью уравнений | ||
134 | Решение задач с помощью уравнений | ||
135 | Решение задач с помощью уравнений | ||
136 | Решение задач с помощью уравнений | ||
137 | Решение задач с помощью уравнений | ||
138 | Решение задач с помощью уравнений | ||
139 | Решение задач с помощью уравнений | ||
140 | Контрольная работа № 10 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | ||
140 | Работа над ошибками. Перпендикулярные прямые | ||
142 | Перпендикулярные прямые | ||
143 | Перпендикулярные прямые | ||
144 | Осевая и центральная симметрии | ||
145 | Осевая и центральная симметрии | ||
146 | Осевая и центральная симметрии | ||
147 | Осевая и центральная симметрии | ||
148 | Параллельные прямые | ||
149 | Параллельные прямые | ||
150 | Координатная плоскость | ||
151 | Координатная плоскость | ||
152 | Координатная плоскость | ||
153 | Координатная плоскость | ||
154 | Графики | ||
156 | Графики | ||
157 | Графики | ||
158 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
159 | Повторение и систематизация учебного материала | ||
160 | Контрольная работа № 11 по теме «Рациональные числа и действия над ними» | ||
Повторение и систематизация учебного материала ( 10 ч) | |||
161 | Работа над ошибками. Повторение. Делимость натуральных чисел | ||
162 | Повторение. Обыкновенные дроби | ||
163 | Повторение. Обыкновенные дроби | ||
164 | Повторение. Обыкновенные дроби | ||
165 | Повторение. Отношения и пропорции | ||
166 | Повторение.Рациональные числа и действия над ними | ||
167 | Повторение.Рациональные числа и действия над ними | ||
168 | Повторение.Рациональные числа и действия над ними | ||
169 | Итоговая контрольная работа | ||
170 | Повторение и обобщение курса 6 класса |
Учебно-методическое обеспечение
- Рабочая программа по математике составлено на основе: Математика. Программы 5 – 9 классы, А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко, Москва, «Вентана – Граф»,
- Учебник: Математика 6 класс, А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,
Москва, «Вентана – Граф», 2019.
3.Дидактические материалы А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,
4.. Методическое пособие А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 8 класса
Рабочая программа по математике составлена к учебникам Алгебра Ю.Н.Макарычев и Геометрия Л.С.Атаносян. Расчитана на изучение математики в 8 классе где выделено в учебном плане 5 ч, 175 ч в год. ...
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Авторская рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с умеренной умственной отсталостью
Рабочая программа по курсу "Математика" ( 10 класс, для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы VIII вида) разработана учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. М...
рабочая программа по математике для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составлена для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
рабочая программа по математики в 7 классе для учащихся, занимающихся по индивидуальной программе
Пояснительная записка Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской прогр...
Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе
Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...