« Урок для школьников, приуроченный к десятилетию детства»
план-конспект урока по математике (5 класс)
« Урок для школьников, приуроченный к десятилетию детства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 726.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
в Архангельске
Номинация
« Урок для школьников, приуроченный
к десятилетию детства»
Методическая разработка урока по математике
в 5 классе по теме «Цифры и числа»
г. Архангельск
2018 год
Тема: Цифры и числа.
Класс: 5
Форма проведения: урок в рамках развивающего курса «Занимательная математика»
Цель:
Расширить представления учащихся о способах записи чисел с помощью двоичной системы счисления.
Задачи:
Предметные:
1. Систематизировать знания учащихся по теме «Действия с натуральными числами и нулем».
2. Формировать умения грамотно обосновывать свой ответ.
3. Познакомить учащихся с историей возникновения цифр.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
2. Формировать умение решать проблемные ситуации в результате поисковой деятельности.
Регулятивные:
1. Определять цели урока.
2. Выдвигать версии в группе и индивидуально.
3. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
1. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
2. Использовать кисть руки как информационно-математическую модель.
Личностные:
1. Аргументировано оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
2. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
3. Вырабатывать уважительно-доброжелательные отношения к мнению одноклассников.
Оборудование урока:
- Проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
- Раздаточный материал (листы А4, стихотворение, математические задания)
- Микрофон
- Письмо, диск с фрагментом мультфильма.
План урока:
№ | Тематические блоки | Время |
1 | Организационный момент. Приветствие учителя | 2 мин |
2 | Чтения письма, просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма | 5 мин |
Устная работа «Собери мозаику» | 10 мин | |
Историческая справка | 3 мин | |
Знакомство с новой формой записи чисел | 15 мин | |
Работа в группах с необычным стихотворением | 5 мин | |
Пропедевтика информатики | 2 мин | |
3 | Подведение итогов урока в форме интервью | 3 мин |
Разработка урока
- Приветствие учителя.
Появляется почтальон, приносит письмо и диск с мультфильмом.
Содержание письма:
Дорогие ребята!
Пишу вам от имени моих персонажей – кота Матроскина и его друга Шарика. С ними приключилась интересная история, вернее сказать, они попали в трудную ситуацию. Нет, рассказывать не буду. Вы сами все увидите и услышите. А у меня к вам большая просьба – помогите Матроскину и Шарику принять правильное решение.
Ваш Эдуард Успенский.
Содержание мультфильма:
Матроскин: Дядя Федор предлагает нам компьютер купить.
Шарик: А на что он нам? Да и денег нет.
Матроскин: Дядя Федор говорит, что сейчас без компьютера как без воды, и ни туды и ни сюды. Он уже и цены в городе присмотрел. Говорит, 45360 рублей к декабрю накопите, на Новый год хороший компьютер будет.
Шарик: Да откуда же такие деньги взять?
Матроскин: Молоко продавать будем. Сколько до Нового года осталось? Девять месяцев. Так, делим 45360 рублей на 9 месяцев, получается, по 540 рублей откладывать надо. Компьютер купим, будем дяде Федору электронные письма писать. А развлечений, сколько на Новый год будет!
Шарик: Это ты хорошо придумал! Да и не большая сумма в месяц получается. Даже сомнение какое-то берет.
Матроскин: Да уж не сомневайся, к Новому году будем с компьютером.
- Обсуждаем ролик, в чем ошибка, с чем связана, как исправить?
Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно) о важной роли разрядов натурального числа и количества цифр в частном.
Работа в парах. Проверяем умение считать с помощью задания «Собери мозаику». Решив задание, учащийся из пары выходит к интерактивной доске и открывает карточку с верным ответом путем нажатия на нее. Второй ученик объясняет ход рассуждений.
80*700=
1030*20=
10000:250=
1515:5=
8100:900=
2432:Х=304
0:(21+443)=
64320:8=
450:(9-9)=
В чем смысл этих заданий? Что их объединяет? Подвести промежуточный итог словами С.Я.Маршака «Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль».
С какими числами мы работали, составляя мозаику? Сколько, можно ли назвать самое маленькое, самое большое натуральное число? С помощью чего записывают числа?
Историческая справка. А знаете ли вы, что…
Современные цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 – ценнейший вклад народов Индии в сокровищницу математических знаний. У индусов цифры заимствовали арабы, от них в X-XIII веках цифры распространились в Европе, а затем и во всем мире. Европейцы стали называть эти цифры арабскими. В России арабские цифры стали применяться с XVIII века. Таким образом, математический язык стал универсальным, понятным во всем мире с помощью чисел, которые научились записывать 10 цифрами.
Проблемная ситуация: как с помощью всего 10 цифр стало возможно записывать бесконечно много чисел? Учащиеся обсуждают друг с другом, потом выслушиваем мнения в классе.
Подводим к важному выводу: от позиции цифры в числе зависит, что она означает. Каждые 10 единиц одного разряда дают единицу старшего разряда, следующего за ним.
Делаем вывод, что на уроках математики мы пользуемся десятичной позиционной системой счисления. Число 10 называется основанием этой системы. Где на уроках математики вы еще встречали слово основание? В теме степень – основание степени. Приведите пример степени и назовите основание и показатель.
Как вы думаете, нельзя ли в записи чисел использовать меньшее количество цифр? Например, только две. Давайте попробуем, в этом нам поможет ваша ладошка. Так как цифр теперь две, будем считать, что основание новой системы 2.
На листах формата А4 ученики обводят ладонь левой руки и мы договариваемся, что указательному пальцу соответствует 21=2, среднему – 22=4, безымянному – 23=8, мизинцу – 24=16.
Проблемная ситуация: догадайтесь, что должно соответствовать большому пальцу? Ответ 20=1.
Получили новые математические знания, расширив понятие степени числа.
Игра «Покажи число». Нужно показать с помощью пальцев одной руки числа, которые указывает учитель: сначала 1, 2, 4, 8, потом усложнить ситуацию – 5, 11, 13 и т.д. Договоримся считать, что согнутый палец обозначает 0, а разогнутый 1, тогда итогом этой игры становится таблица (заполняем в тетради и на доске сначала с учителем, потом самостоятельно)
Десятичная система счисления | Двоичная система счисления |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 … | 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 |
Название второй колонки таблицы предложить учащимся сделать самостоятельно в конце урока при подведении итогов.
Сколько натуральных чисел десятичной системы можно записать в новой форме, пользуясь пальцами только одной руки? Ответ: 31=1+2+4+8+16
Работа с необычным стихотворением. Учащиеся должны расшифровать его, т.е. прочесть его на языке десятичной системы счисления.
Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими 10 ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
Когда, пыля 10 ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С 1 хвостом, зато 100-ногий.
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймешь ты наш рассказ.
Где находит применение двоичная система счисления? В компьютерной технике, где числом 0 передается отсутствие сигнала, а числом 1 – наличие сигнала.
Интересный факт:
Приставка «кило» в десятичной системе означает 103=1000, т.е. 1 кг=1000 г.
Приставка «кило» в информатике означает 210=1024, т.е. 1 кбайт=1024 байта.
- Итог урока подводим в форме интервью, учитель с микрофоном подходит к учащимся, которые должны закончить предложение:
- сегодня на уроке я узнал…
- я назвал(а) бы тему урока…
- мне понравилось…
- вторая колонка таблицы могла бы быть названа…
- мне было трудно…
- я обязательно запомню…
Методическая литература:
1. Мазаник А.А. Реши сам. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 239с.
2. Информатика : учебник для 7 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с. : ил.
3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с. – (Портфель учителя).
4. https://www.youtube.com/watch?v=wh6lxMpffCo
Другие дидактические материалы:
- видеоролик создан на основе сценария Федотовой О.В., монтажа – Кабаковой Т.Б., роли озвучивали: Матроскин - Коренюк А. , Шарик – Данилогорский Д. учащиеся 11 класса.
- Почтальон - ученик 3 класса Азов М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.
На уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...
2018 - 2027 годы в Российской Федерации - Десятилетие детства. Дадим Шар Земной – Детям!
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов в рамках недели иностранных языков, посвященная Десятилетию детства....
««Десятилетие Детства – стратегия государственной политики. Ключевые шаги и ориентиры развития».
В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 ...
Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и х...
Указ Десятилетие детства
Указ...
Указ Десятилетие детства
Указ...
Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...