Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
план-конспект урока по литературе (5 класс)
На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и холод могут привести к смерти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2015.
Место урока в разделе школьной программы.
Данный урок является четвертым в системе уроков по изучению творчества В.Г.Короленко:
.Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока :
Образовательная цель: усвоить содержание повести, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста ,работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, , делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка,осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД(универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные:выполняет учебно-познавательные действия, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения,выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологичские высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конретных учебно-познавательных задач
Оборудование к уроку: презентация по повести В.Короленко»В дурном обществе»,рисунки учащихся.
- Содержание этапов урока.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас всех.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
- Ребята,мы с вами прочитали повесть В.Короленко»В дурном обществе»Прежде чем приступить к анализу произведения вспомним текст,.и литературоведческие термины,которые могут нам понадобиться для анализа .
Ответы на вопросы.
1.Чувство,которое испытывает Вася,глядя на Марусю(грусть)2.Должность отца Васи.(судья)3.Что скрасило последние дни умирающей Маруси(кукла) 4.Место ,где состоялось знакомство Васи сВалеком(Часовня)5.Чувство,которое испытывает Вася в родном доме(Одиночество)6.Место ,где жилиВалек и Маруся(Подземелье7.Дерево,которое росло перед входом в подземелье.Черемуха)
- А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Мы говорили о повести «В дурном обществе», о Княж- городе, в котором происходит действие повести, о подземелье, в котором живут люди, узнали, от чьего имени ведётся рассказ).Ребята,что узнали мы о Васе,о Валеке?(выслушивание ответов учащихся)
3.Постановка цели к уроку.
Ребята,о ком мы будем сегодня говорить?
.Ребята, какую цель к уроку мы поставим? Ответы учащихся.. Правильно ,ребята,Мы будем сегодня говорить о Марусе и Соне.Так как Маруся и Соня -дети,я хотела бы назвать тему «Маруся и Соня :два детства».Мы будем сравнивать этих девочек,будем говорить об их очень отличающихся детстве. Ребята ,запишите ,пожалуйста,тему урока .
4.Введение новых знаний
Ребята,2 ученицы нарисовали нам портеты Сони и Маруси. Сегодня мы также познакомимся с понятием портрет .Портрет-французское слово,означает изображение. Изображение внешности героя в произведении. Запишите ,пожалуйста, в тетрадях это понятие.
На доске изображения двух девочек. Ребята находят в тексте портреты Маруси и Сони и говорят об отличительных чертах.
Маруся –бледное ,крошечное создание, Она ходила плохо. Руки её были тонки и прозрачны, тонкая шея, грустные глаза.О на никогда не бегала, смеялась очень редко. Платье было грязно и старо.,в косе не было лент. ,но ее волосы были роскошнее ,чем у Сони.
Соня была кругла, как пышка ,и упруга ,как мячик. Она так резво бегала, звонко смеялась. На ней всегда были красивые платья, и в темные косы горничная вплетала алую ленту(.Слайд)
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
Ребята,вы заметили,что девочки воспитываются в разных по материальному состоянию семьях.У отца Маруси нет работы,значит,нет денег ,чтобы купить продовольствие. Он ворует ,чтобы прокормить своих детей. А отец Сони-судья.,состоятельный человек.У нее есть все возможности к росту-
Молодцы, все справились с заданием.
Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
А теперь я предлагаю вопросы .Давайте подумаем и аргументированно на них ответим:
1.Вспомните, в каких условиях живут семьи Маруси и Сони.
-Соня живет в богатой семье. А Маруся в подземелье. Там темно и сыро. Валек и Маруся часто голодают.
2.Как можно понимать слова Тыбурция»Серый камень высосал из нее жизнь»? Как Вася представляет серого камня?Нищета, голод, холод высосали из Маруси силу.Но Вася представляет так:»что-то бесформенное, неумолимое и жесткое,склонялось над маленькой головкой, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений.»
3.Как изменилось состояние Маруси к осени?
Она ни на что не жаловалась, только все худела, Лицо её все бледнело, глаза потемнели и стали большими, веки приподнимались с трудом.
4.Как Вася решил развлекать Марусю?
Он принес куклу своей сестренки..Вася попросил у Сони куклу ,она ,хотя сначала не хотела отдавать ,согласилась играть в течение двух-трех дней другими игрушками.
5.Как изменилось состояние Маруси, когда взяла куклу?
Маленькая кукла сделала почти чудо. Она стала ходить, водя за собой свою белокурую девочку, и по временам даже бегала.
6.Как потом изменилось состояние Маруси?
Маруся снова слегла ,и стало ей ещё хуже. Она никого не узнавала.
7.Хотела ли Маруся отдавать куклу?
Не хотела, она прижала куклу к себе и успокоилась.
8.Как сложилась судьба Маруси?
Она умерла.
9.Как вы считаете ,кто виноват в разных условиях жизни детей?
Жестокость людей и несправедливость законов..
7.Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению.
А теперь домашнее задание. Оно записано у вас на карточках. Прочитайте его и ознакомьтесь с ним. Если по его выполнению у вас возникли вопросы, поднимите руку.
-Вопросов ни у кого нет, всё всем понятно.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось ? Вам было жалко Марусю? Помогли бы вы этим детям?
Использованная литература.
1. В.Я.Коровина . Учебник «Литература в 2 частях. 5 класс». - М., Просвещение, 2015год.
Приложение№1
Маруся и Соня: два детства.
1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
Приложение «2.Домашнее задание.
1вариант.Прочитать 5,6 главы.Ответить на вопрос :Какие изменения произошли в жизни Васи с момента знакомства с Валеком и Марусей. ?
2. вариант.Подготовить рассказ «Маруся,Последние дни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""
Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....
Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...
Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»...
Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель: расширение понятийной...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....