Конспект урока по математике для 5 класса на тему «Правильные и неправильные дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Габдрахманова Гульчачак Наиловна

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Правильные и неправильные дроби по учебнику Виленкин Н.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» 

Дидактические цели:

  1. научить распознавать дроби правильные и неправильные;
  2. научить формулировать определение правильной и неправильной дроби;
  3. научить сравнивать правильную и неправильную дробь с единицей.

Планируемые результаты:

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • уметь вести диалог на основе равноправных отношений;
  • формировать устойчивый познавательный интерес.
  1. Регулятивные учебные действия:
  • понимать учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи в паре;
  • определять цель учебного занятия;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения задания;
  •  обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.
  1. Коммуникативные учебные действия:
  • владеть устной и письменной речью;
  • уважать и уметь слушать друг друга;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии сзадачами.
  1. Познавательные учебные действия:
  • уметь делать выводы;
  •  формировать навык распознавания правильных и неправильных дробей;
  •  применять полученные знания при решении задач
  • .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, организация внимания детей. Приветствие их.

Здравствуйте, ребята!   Прозвенел звонок, я вижу, что все вы готовы к уроку, пожалуйста, присаживайтесь. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. Оставьте одну, пустую строку для записи темы урока.

Проверяют свою готовность к уроку.  Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Осуществление вводной беседы.

Скажите ребята, как называется глава, которую мы начали изучать на предыдущих уроках? Что мы знаем о дробях? Какие открытия были сделаны на предыдущих уроках?

Повторим что знаем, выполняя устную разминку.

Прочитайте дроби, которые вы видите на доске

https://lh6.googleusercontent.com/h6hKrZgzFdz2nVFPLlJJX3_y0GWdXkSkSE0sIE923_SDDcztmHhNW9vnKx2aCspvW8nuocNSC5TrdfrLwF2NUXW8ffuh414W8dM3aB9wzFy5U28fBScdm79mVSIm_M1lhTf95olRNWPdLmDMwg (средний ряд по цепочке). Назовите числители и знаменатели. Что показывает числитель и знаменатель дробей?

Какая часть  фигуры заштрихована?

https://lh6.googleusercontent.com/F6FGd-yrainOCkiiJ8bvHF4BPjz6lGHlFgvLKEZkEvlo8Zl4_56w3910GvnIVWy5Arzz-zPem2EpSnj2I54tkFc_kYSQ2ebKlK-nUATpGWbRUFa586PjUSiCYSGNY9nAGA3SZRlvIv4xMD_ZKw     https://lh5.googleusercontent.com/Uk0j6KCBOIA3oimfSV3qdZJXGtyGJOSWCxvPfX2ddETZggkpKaxTWnfbViNNNEcmGsFbnzTkDEnVBJrV0rzDB_i3QBxI2O8MqxlMf0jVU7kmWiaJuCYqbLDv-rK1NJD2EyaCmPlY14McTpRE-whttps://docs.google.com/drawings/image?id=sfIP7AKw1x1AC9UHMZaw6Fw&rev=1&h=62&w=196&ac=1

 Как определили?

Определите координаты точек на координатной прямой, если ОЕ - единичный отрезок.

https://lh5.googleusercontent.com/0jbEn2KmbVZvnQ6uC7bYWORpFJ2XjmNx2J7eMmnPrc2FM7Jh3aT4eSegccAfe7G6z04ElkEXd_NriG24hGlu3aill5XeqQdIQ-CSVq1fyDA19KAM9cPUbUqvMlv_3SztX5blV3qJLI1VfPQykg

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы (узнали: что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывают; научились записывать и читать дроби; находить часть от целого; отмечать дроби на координатной прямой).

Читают дроби.

Определяют, какая часть фигуры заштрихована.

Определяют координаты точек и поясняют, как они это делают.

III. Постановка проблемы.

Дан ряд дробей. 1 ряд, прочитайте дроби.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B4%7D%7B5%7D%3B%5Cfrac%7B5%7D%7B7%7D%3B%5Cfrac%7B1%7D%7B3%7D%3B%5Cfrac%7B3%7D%7B2%7D%3B%5Cfrac%7B5%7D%7B9%7D%3B%5Cfrac%7B3%7D%7B4%7D. 

 -  Какая из дробей лишняя? Почему?

Второй ряд дробей читает третий ряд?

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B4%7D%7B7%7D%3B%5Cfrac%7B5%7D%7B6%7D%3B%5Cfrac%7B3%7D%7B3%7D%3B%5Cfrac%7B1%7D%7B2%7D%3B%5Cfrac%7B1%7D%7B9%7D%3B%5Cfrac%7B3%7D%7B4%7D.

-  Какая из дробей лишняя? Почему?

Что можете сказать про остальные дроби?

На  столах у вас имеются карточки, на которых записаны разные дроби. Работая в паре, распределите дроби на группы.  Приступаем к работе. Время работы 3минуты.

Закончили работу.

Отвечаем на вопросы. Сколько  групп у вас получилось? Сравните содержимое  полученных групп дробей.

По какому принципу выполнено распределение? И так в первой группе оказались дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Дроби первой группы называют правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы? А дроби третьей группы? Это для вас новые понятия?

Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему в тетради. Определите цели урока.

- узнать какие дроби называются правильными, а какие неправильными;

- научиться распознавать правильные и неправильные дроби;

- научиться сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей.

Обучающиеся первого ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

Обучающиеся третьего ряда читают дроби. Объясняют, какая лишняя.

А у всех остальных дробей числитель меньше знаменателя.

Выполняют задание, готовят ответы на вопросы.

Отвечают, выполняют сравнение.

Отвечают: неправильными. Не знают.

Да.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

IV. Открытие нового знания.

Итак, мы  распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям.

Где же мы можем узнать, правы ли мы?  

Откройте  учебник на стр. 151. Сравните свои определения с определениями в учебнике.

Всё верно?

Молодцы!

Прочитайте ещё раз определения и затем в парах проговорите их.

Запишите  в тетради:

 https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B2%5C+%7D%7B3%7D - правильная дробь, т.к. 2<  3 (ч < з)  

       https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B3%7D%7B3%7D  и  https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B5%7D%7B3%5C+%7D- неправильные дроби, т.к. 3 = 3  и 5 >  3(ч = з и ч  > з)

Какой цели мы достигли?

Идём дальше к достижению наших целей.

Работаем с информацией слайда или записью на доске.

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B4%7D%7B2%7D%3B%5Cfrac%7B3%7D%7B7%7D%3B%5Cfrac%7B9%7D%7B9%7D.

Первый ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Второй ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Третий ученик:

- Прочитайте дробь. Назовите числитель, назовите знаменатель. Сравните их. Сделайте вывод. Эта дробь больше, меньше или равна единице?

Составьте алгоритм действий, выполняя который вы сможете распознать какая перед вами дробь: правильная или неправильная

Формулируют определения.

В учебнике.

Выполняют сравнение.

Да.

Слушают определение и рассказывают его друг другу.

Записывают в тетрадь.

Выполняют рефлексию деятельности.

Читают дроби и отвечают на вопросы.

Составляют алгоритм действий.

1.Назвать числитель и знаменатель дроби.

2.Сравнить их.

3.Сделать вывод, используя определения правильной и неправильной дробей.

4.Сравнить данную дробь с единицей.

V. Первичное закрепление.

Предлагаю выполнить следующие задания.

№ 974, 975

№ 976, 977

Выполняют задания:

№ 974, 975 – в тетрадях письменно.

№ 976, 977 – устно.

VI . Физкультминутка

Предлагаю сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.  

Тихо встали и немного отдохнём. Я  буду называть дроби: если дробь правильная хлопаем, неправильная топаем

4     7    13     5     6    17     25     6      19

3,    8,  100,   2 ,   6    19  ,  19  , 11  ,   19

Молодцы. Тихо сели.

Выполняют физминутку.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Предлагаю выполнить самостоятельную работу.

А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.

Прочитайте  задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступили к заданию. Время выполнения 5 мин.

Закончили работу. Взяли карандаш и выполним взаимопроверку правильности решения.

Оцените свою работу:

Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».      

 Те, у кого менее 4 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий.

VII. Итог.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете?

Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

VIII. Домашнее задание.

П.25; № 999, 1000, 1001. Записать в математический словарь: правильная дробь и неправильная дробь.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

https://lh5.googleusercontent.com/RQy0FYSxHbwWxR-PpUbrZOrE_AOC9qj6g8TTP7ZaUjbeklUbClPlS1osIjEzAb8Upn85bhgmEGeHqSUJwS54ovHruKaE8CSVkwtd64fOBqYb3gShnrcc0F2rDc4Wxg6c4krDZRS2CQDGb-aQGQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 4 класс,тема "Ломаная линия"

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида...

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требования...

Конспект урока по математике 5 класса. Тема" Простые и составные числа"

Цель урока:сформировать понятие о простых и составных числах...

План-конспект урока по математике 5 класс Тема: "Действия с натуральными числами"

закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.Фрагмент урока математики с содержаниемПо финансовой грамотности...

План конспект урока по математике 6 класс тема "Пропорции"

План-конспектурока математики в 6 классес использованием технологии проблемного обучения...

Конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" 5 класс

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Ход урока:Организационный этап:Здравствуйте, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с Вами вспомним одну из изученных тем, но для того чтобы узнать каку...