Занимательная математика 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Планирование предназначено для учащихся 5 классов и может быть использовано в процессе внеурочной деятельности и для факультативных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_5_klass.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа “Занимательная математика» для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рассматриваемые вопросы предназначены для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, и для их углубления. Разработан на основе государственной программы по математике для 5 класса и пособий с набором нестандартных задач.
Программа состоит из ряда независимых разделов, так что изучение любой темы не предполагает изучение других тем. В нее внесены вопросы, дополняющие материал основного курса и позволяющие расширить знания по предмету и подготовить учащихся к решению олимпиадных заданий.
Целью изучения являются: на популярном, практическом, игровом уровне познакомить учащихся с материалом, не рассматриваемым в школьном курсе математики, но дающим практические навыки по вычислительной практике, по теории решения нестандартных задач.
Задачи:
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
- развитие способностей и интересов учащихся;
- развитие математического мышления;
- формирование активного познавательного интереса к предмету.
В результате изучения учащиеся должны:
- научиться доказывать утверждения в общем виде;
- правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
- уметь работать с дополнительной литературой;
- создавать собственный алгоритм и действовать по нему;
- закрепить навык индивидуальной работы, работы в группах и парах сменного состава.
На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи.
Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.
Так же предусмотрен список литературы как для учителя, так и для учащихся.
Динамика интереса учащихся к курсу будет осуществляться в виде теста на первом занятии, во время выступлений детей на текущих занятиях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
- Расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, неравенство, система неравенств, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и;
- Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических;
- Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
«Занимательная математика»
5 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности | Примечание |
1 | Логическая мозаика | 3 | Групповая работа | |
2 | Закономерности | 2 | Групповая работа | |
3 | Старинные задачи | 2 | Взаимоконтроль | |
4 | Решение логических задач | 6 | Групповая работа Работа в парах | |
5 | Кроссворды | 2 | Групповая работа Взаимоконтроль | |
6 | Решение олимпиадных задач | 6 | Работа в парах Групповая работа | |
7 | Геометрические головоломки | 4 | Групповая работа | |
8 | Задачи со спичками | 2 | Групповая работа | |
9 | Ребусы | 2 | Работа в парах | |
10 | Лабиринты | 2 | Групповая работа | |
11 | Творческие задачи | 3 | Подготовка презентаций |
1Литература:
- Козловская Н. А. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. . М., ЭНАС, 2007.
- А. Бенджамин, М. Шермер. Магия чисел. Москва. «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
- Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителя. М. Б. Балк. – М.:
- О.Б. Богомолова. Логические задачи.Москва. Бином.2000г.
- .Школьные олимпиады по математике. А.В. Шевкин. – М.: Русское слово, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"
Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления. Кружок «Занимательная математика»...
Первый урок математики в 5 классе "Час занимательной математики"
Первый урок математики в 5 классе очень важен. Ведь дети только что окончили начальную школу и перешли в среднее звено. Все для них здесь ново: и учителя, и кабинеты, и предметы. Основная задача учите...