Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000…
план-конспект урока по математике (6 класс)

Караваева Юлия Геннадьевна

Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000…". Математика - 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_desyatich-noy_drobi_na_101001000.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000…

Класс

6

Предмет

математика

Номер урока

1

Тип урока

урок открытия новых знаний;

Цель

Формирование умения применять правило умножения десятичной дроби на 10, 100..

Задачи

Образовательные:

помочь сформулировать  правило умножения  десятичной дроби на 10, 100..,

научить применять данное правило при выполнении заданий.

Развивающие:

создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательные:

создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах.

Планируемые результаты

Предметные: знать  правила умножения  десятичной дроби на 10, 100.. Уметь: умножать десятичную дробь  на 10, 100..

Личностные:  Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Метапредметные: уметь применять действие новые способы действия в решении жизненных задач

Образователь-ная технология

Технология деятельностного метода

Ресурсы (оснащение)

Презентация, информационные карточки, карта рефлексии

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент. 2 мин

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу! Присаживайтесь, пожалуйста!

Наш сегодняшний урок я хочу начать словами  Цицерона «Без знания десятичных дробей никто не может признаваться сведующим в математике». 

- Скажите ребята, а где в жизни мы встречаем десятичные дроби?

-  Действительно, в науке, промышленности, в сельском хозяйстве,   при расчетах, в быту десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Итак, ребята, сегодня на уроке нам придется потрудиться. За каждый этап урока мы будем награждать себя баллами, которые в конце урока превратятся в отметку. Тем самым каждый из вас получит награду за свой труд. И только от вас зависит, насколько она будет высока. Баллы за каждый этап урока будем выставлять в оценочном листе. 

Актуализация знаний. 3 мин

     И начинаем урок как всегда с устной разминки. Прочитайте число 25 102 019 – двадцать пять миллионов сто две тысячи девятнадцать. Повторим разряды.

Какая цифра записана в разряде единиц? (9)

Какая цифра записана в разряде сотен?(0)

Какая цифра записана в разряде десятков?(1)

Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч. Что получилось? – 25.10.2019 – сегодняшняя дата.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату, классная работа.

- Продолжим работу. Разряды целого числа мы уже повторили. Давайте вспомним разряды дробной части.

Задание (устно): 1) 18022,016            2) 33604,336       3) 94859,505        

 4) 74321,069

Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде десятые  записана цифра 0  (1 и 4ое)

Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде сотые записана цифра 6 (4-ое)

Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде тысячные записана цифра  5 (3-е)

- Какие действия с десятичными дробями вы знаете? Давайте вспомним правило и выполним задание устного счета на данное правило. Даю вам 1 минуту на выполнение.

1,7 + 1,04 = 2,74      

1,4+3,6 =5    

5,5+2,3=7,8

4,6-2,3=2,3      

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 3 мин

Решим следующую задачу: Прочитайте задачу.

В контейнере 100 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0, 25 кг.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? 0,25∙100

-Умеете ли выполнять такие действия?

-Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема?

Итак, тема нашего урока «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 ….».

Я предлагаю вам заполнить таблицу «Знаю-Хочу узнать - Узнал», которая поможет нам раскрыть секреты сегодняшней темы. Даю 1 минуту на заполнение таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- складывать и вычитать десятичные дроби

- называть компоненты умножения

- перевести десятичные дроби в обыкновенные и умножить их

-как выполнить умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 не переводя их в обыкновенные дроби

Какая у нас будет цель?

- научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Какие действия нужно выполнить, чтобы научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000:

- сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

- сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

- объяснять, как применять алгоритм  умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

-  умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000

Приветствуют учителя. Вступают в диалог с учителем.

В магазине на электронных весах, когда платим за свет

Обучающиеся работают устно.

Сложение и вычитание

Обучающиеся работают устно.

Выполняют задание по очереди устно: складывают, вычитают десятичные дроби, вспоминают приемы рационального счета.

решают задачу и сталкиваются с проблемой

(Нужно 0,25 умножить на 100)

не можем решить задачу так как не умеем умножать десятичные дроби на 10

Записывают в тетрадь и справочник тему урока

Работая в парах, заполняют 1 и 2 колонку таблицы.

Проверяем задание. После выполнения задания каждая пара высказывает свои мысли.

Формулируют цель:- научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Формулируют задачи:

- сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

- называть шаги алгоритма  умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000

- объяснять  умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

- умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000

Усвоение новых знаний. 15 мин

  1. Мы с вами столкнулись с проблемой, как выполнить умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000. Чтобы разрешить эту проблему я предлагаю вам поработать в парах. Время на выполнение заданий 5 минут.

1,567*100=156,7

Работа в парах

1 пара.  Выполните умножение  дроби известным вам способом. Представьте свое решение на ватмане.

2 пара. Изучите правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 в учебнике на стр.77.  С помощью этого правила выполните умножение. Представьте решение и правило классу.

На выполнение заданий я даю вам минут 5-7.

Слушаем отчет 1 группы. Решение представляют на ватмане.

Слушаем отчет 2 группы. Решение представляют на ватмане.

- Сравним эти два метода решения. Какой способ, на ваш взгляд удобнее?

- Прочитаем еще раз правило на стр. 77

- Выполним устно умножение следующих дробей

6,1354*1000= 6135,4          0,85*10=8,5

- Ребята, чтобы не ошибаться в умножении, давайте составим с вами алгоритм по умножению десятичных дробей на 10, 100, 1000 и запишем его в справочник

1. Сосчитать число нулей у множителя

2. Перенести запятую вправо на столько же  цифр

Опираясь на алгоритм, давайте  решим  задачу, которая вызвала трудность

Задача: В контейнере 100 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0, 25 кг.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

  1. 0,25 · 100 = 25 (кг)

Ответ: 25 кг

С какой особенностью вы столкнулись при решении данной задачи?

- Какие трудности могут возникнуть при умножении дроби 0,25 на 1000?

Физкультминутка.

Давайте немного передохнем.

 Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

1. Поднимите руки вверх, если 0,5 это десятичная дробь. (верно)

2. Опустите руки, если число стоящее до запятой, называется целым. (верно)

3. Хлопните в ладоши, если в десятичной дроби целую часть от дробной отделяют точкой. (неверно)

4. Закройте глаза, если ½ часа это 30 минут. (верно)

5. Откройте глаза, если 1,2 больше чем ноль. (верно)

6. Сядьте за столы, если верно, что при умножении десятичной дроби на ноль получаем ноль. (верно)

Первичное закрепление. 12 мин

- Чтобы проверить, как мы усвоили правило, давайте выполним задание № 274 (а) на стр. 79. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? Выполняем задание письменно с устным объяснением с места.

- Были ли трудности при выполнении задания? Если да, то, какие?  

- Я предлагаю выполнить следующее задание, оно позволит вам проверить, можете ли вы умножать десятичные дроби на 10, 100,1000 самостоятельно. На выполнение задания 3 мин.

- Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Правильное решение на слайде.

 Сколько баллов набрали, отметьте в оценочном листе.

- Были ли трудности при выполнении задания? Если да, то, какие?  

3, 45∙           = 34, 5                                          

0, 012  ∙        = 1,2                                          

3, 7∙        = 3700                                              

0, 61∙            = 610                                            

Задание 3. 

- В начале урока мы говорили о том, что десятичные дроби часто встречаются в быту.

- Представьте такую ситуацию, вам необходимо пойти в магазин и купить продукты на завтрак: 10 сырков и 10 булочек. И у вас всего 200 рублей. Хватит ли 200 рублей на всю покупку? Перед вами ветрина магазина.

hello_html_m4963d65c.png

- Что нужно сделать, чтобы понять, хватит ли нам 200 рублей на покупку? (найти стоимость всей покупки)

Решение: (по действиям с пояснением) у доски

1) 14,8*10=148 (р.) – стоимость 10 сырков.

2) 8,5*10=85 (р.) – стоимость 10 булочек.

Найдем стоимость всей покупки:

3) 148+85=233(р.) – стоимость всей покупки.

Ответ: денег на покупку не хватит.

- Сколько денег не хватает? 33 рубля

- Ребята, а что мы теперь останемся без завтрака? Уйдем из магазина без покупок? В этой ситуации я бы отказалась от 4 булочек (34 р) 10 сырков и 6 булочек. А вы бы как поступили?

- Теперь вы увидели, что очень важно знать правила вычисления с десятичными дробями.

Обучающиеся предлагают способы решения задачи: перевести в обыкновенные дроби, найти с помощью суммы ответ.

Работают в парах

Первая группа отчитывается о выполнении задания

Вторая группа отчитывается о выполнении задания

Второй способ

Читают правило

Работают устно

Составляют схему и записывают ее в справочник

Решают задачу устно

Оформляют примеры в теоретической тетради

Т.к. нет дробной части, поэтому запятую можно отбросить

для передвижения запятой не хватает цифр.

необходимо приписать нуль справа в дробной части.

Отвечают на вопросы

Читают задание. Выполняют задание письменно с устным объяснением

Выполняют задание, выполняют взаимооценку

Выполняют задание устно

Решают задачу

Индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Самостоятельная работа

- Ну а чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним самостоятельную работу. У вас 5 минут.

  1. В ответах правильно поставь запятую:

83, 26∙10 = 8326                    

3, 598∙100= 3598                                

0, 0485∙100= 485                              

  1. Решите задачу. Винни - Пух съел 10 горшочков мёда, по 0,85 кг в каждом. Сколько кг мёда съел Винни – Пух?

0,85х10=8,5 (кг) – мёда                                  

Каждое задание оценивается в 1 балл. Задача в 2 балла. Всего 5 баллов.

Самопроверка. Полученный балл отметьте в оценочном листе.

Самостоятельно каждый выполняет задания. После обмениваются тетрадями и проверяют работы по готовым ответам.

Домашнее задание. 1 мин

- Чтобы закрепить знания я предлагаю выполнить домашнее задание. Вы можете выбрать одно задание из двух.  

Выучить правило на с.77 и алгоритм – это для всех

Решить № 275 (1 и 2 столбик)

Учитель комментирует домашнее задание.

- Открываем учебники на с.79. Посмотрите № 275. Что нужно сделать? Какие действия нужно выполнить?

- Вопросы по домашнему заданию есть? Всем понятно, что делать дома?

- Если вы считаете, что задание для вас слишком легкое, вы можете выполнить задание повышенной трудности.

 

Задание повышенной трудности

3.Родительский комитет нашей школы обращается к ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте спортзала. Нужно покрасить пол в спортзале, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

 -Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на один кабинет.

1)Вычислить площадь пола, если её длина 10  м, а ширина 5,4 м.

2)Рассчитайте, сколько килограмм краски нужно, для этого узнайте сколько краски нужно на 1м2.

3)Определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски. Для этого узнайте, сколько стоит краска.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия. 3 мин

  1. Ребята, вернемся с вами к таблице «Знаю-Хочу узнать -Узнал».
  2. Какие цели вы ставили на урок.
  3. Достигли ли вы этих целей?
  4. Давайте заполним с вами 3 колонку таблицы.
  5. Какое задание показалось самым трудным?
  6. Какое задание было интересным?
  7. Удовлетворены ли вы своей работой?
  8. Какие цели следует поставить перед собой чтобы преодолеть существующие затруднения или не испытывать затруднений в обучении в дальнейшем?
  9. А все ли действия с десятичными дробями мы теперь умеем выполнять? (постановка проблемы для последующих урока). Все правила в ближайшее время мы с вами изучим.
  10. Итак пришла пора оценить свою работу на уроке. Заполните листы самооценки. Посчитайте общее количество баллов. Итак, кто какую отметку получил?

Появляется на экране.

Отметка

Баллы

Комментарий

5

18-16

Ты хорошо усвоил тему!

4

15-13

Будь внимательней!

3

12-9

Ты можешь лучше!

2

8-1

Обратись за помощью  к учителю или одноклассникам!

  1. Цветок настроения. Давайте нарисуем с вами цветок настроения используя цветные мелки. Выберите для себя цвет мелка, который наиболее подходит к цвету вашего настроения  и нарисуйте лепесток.

Смотрите, какой красивый, яркий у нас получился цветок, это говорит о том, что мы заканчиваем урок с хорошим настроением.  

Спасибо Вам, дети, за урок.

Заполняют 3 колонку таблицы.

Заполняют лист самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

Презентация к уроку по математике , 5 класс,  по теме:"Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д"...

Разработка урока математики в 6-ом классе по теме: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, …»

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, разработанный по учебнику «Математика-6»  Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой и др. Этот урок проходит в виде игры, в процессе которой использу...

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

Данный урок предназначен для 5 класса...

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000...

Презентация к уроку в 5 классе "Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000..."(изучение нового материала)...

Презентация для 5 класса Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

Презентация для 5 класса Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д....

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000...

Упражнения для устного счета...