Организационный момент. 2 мин
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу! Присаживайтесь, пожалуйста!
Наш сегодняшний урок я хочу начать словами Цицерона «Без знания десятичных дробей никто не может признаваться сведующим в математике».
- Скажите ребята, а где в жизни мы встречаем десятичные дроби? - Действительно, в науке, промышленности, в сельском хозяйстве, при расчетах, в быту десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Итак, ребята, сегодня на уроке нам придется потрудиться. За каждый этап урока мы будем награждать себя баллами, которые в конце урока превратятся в отметку. Тем самым каждый из вас получит награду за свой труд. И только от вас зависит, насколько она будет высока. Баллы за каждый этап урока будем выставлять в оценочном листе.
Актуализация знаний. 3 мин И начинаем урок как всегда с устной разминки. Прочитайте число 25 102 019 – двадцать пять миллионов сто две тысячи девятнадцать. Повторим разряды. Какая цифра записана в разряде единиц? (9) Какая цифра записана в разряде сотен?(0) Какая цифра записана в разряде десятков?(1) Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч. Что получилось? – 25.10.2019 – сегодняшняя дата. - Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату, классная работа. - Продолжим работу. Разряды целого числа мы уже повторили. Давайте вспомним разряды дробной части. Задание (устно): 1) 18022,016 2) 33604,336 3) 94859,505 4) 74321,069 Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде десятые записана цифра 0 (1 и 4ое) Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде сотые записана цифра 6 (4-ое) Назовите, пожалуйста, номер числа, у которого в разряде тысячные записана цифра 5 (3-е) - Какие действия с десятичными дробями вы знаете? Давайте вспомним правило и выполним задание устного счета на данное правило. Даю вам 1 минуту на выполнение. 1,7 + 1,04 = 2,74 1,4+3,6 =5 5,5+2,3=7,8 4,6-2,3=2,3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 3 мин
Решим следующую задачу: Прочитайте задачу. В контейнере 100 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0, 25 кг.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? 0,25∙100
-Умеете ли выполнять такие действия? -Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема? Итак, тема нашего урока «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 ….». Я предлагаю вам заполнить таблицу «Знаю-Хочу узнать - Узнал», которая поможет нам раскрыть секреты сегодняшней темы. Даю 1 минуту на заполнение таблицы Знаю | Хочу узнать | Узнал | - складывать и вычитать десятичные дроби - называть компоненты умножения - перевести десятичные дроби в обыкновенные и умножить их | -как выполнить умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 не переводя их в обыкновенные дроби |
|
Какая у нас будет цель? - научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000
Какие действия нужно выполнить, чтобы научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000: - сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 - сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 - объяснять, как применять алгоритм умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 - умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 | Приветствуют учителя. Вступают в диалог с учителем.
В магазине на электронных весах, когда платим за свет
Обучающиеся работают устно.
Сложение и вычитание
Обучающиеся работают устно.
Выполняют задание по очереди устно: складывают, вычитают десятичные дроби, вспоминают приемы рационального счета.
решают задачу и сталкиваются с проблемой
(Нужно 0,25 умножить на 100)
не можем решить задачу так как не умеем умножать десятичные дроби на 10 Записывают в тетрадь и справочник тему урока
Работая в парах, заполняют 1 и 2 колонку таблицы.
Проверяем задание. После выполнения задания каждая пара высказывает свои мысли.
Формулируют цель:- научиться выполнять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 Формулируют задачи: - сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 - называть шаги алгоритма умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 - объяснять умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 - умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 |
Усвоение новых знаний. 15 мин - Мы с вами столкнулись с проблемой, как выполнить умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000. Чтобы разрешить эту проблему я предлагаю вам поработать в парах. Время на выполнение заданий 5 минут.
1,567*100=156,7
Работа в парах
1 пара. Выполните умножение дроби известным вам способом. Представьте свое решение на ватмане.
2 пара. Изучите правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 в учебнике на стр.77. С помощью этого правила выполните умножение. Представьте решение и правило классу.
На выполнение заданий я даю вам минут 5-7.
Слушаем отчет 1 группы. Решение представляют на ватмане.
Слушаем отчет 2 группы. Решение представляют на ватмане.
- Сравним эти два метода решения. Какой способ, на ваш взгляд удобнее?
- Прочитаем еще раз правило на стр. 77
- Выполним устно умножение следующих дробей 6,1354*1000= 6135,4 0,85*10=8,5
- Ребята, чтобы не ошибаться в умножении, давайте составим с вами алгоритм по умножению десятичных дробей на 10, 100, 1000 и запишем его в справочник
1. Сосчитать число нулей у множителя
2. Перенести запятую вправо на столько же цифр
Опираясь на алгоритм, давайте решим задачу, которая вызвала трудность Задача: В контейнере 100 банок. Определите массу содержимого контейнера, если масса одной банки 0, 25 кг. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? - 0,25 · 100 = 25 (кг)
Ответ: 25 кг
С какой особенностью вы столкнулись при решении данной задачи? - Какие трудности могут возникнуть при умножении дроби 0,25 на 1000?
Физкультминутка. Давайте немного передохнем. Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте. 1. Поднимите руки вверх, если 0,5 это десятичная дробь. (верно) 2. Опустите руки, если число стоящее до запятой, называется целым. (верно) 3. Хлопните в ладоши, если в десятичной дроби целую часть от дробной отделяют точкой. (неверно) 4. Закройте глаза, если ½ часа это 30 минут. (верно) 5. Откройте глаза, если 1,2 больше чем ноль. (верно) 6. Сядьте за столы, если верно, что при умножении десятичной дроби на ноль получаем ноль. (верно) Первичное закрепление. 12 мин
- Чтобы проверить, как мы усвоили правило, давайте выполним задание № 274 (а) на стр. 79. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? Выполняем задание письменно с устным объяснением с места.
- Были ли трудности при выполнении задания? Если да, то, какие?
- Я предлагаю выполнить следующее задание, оно позволит вам проверить, можете ли вы умножать десятичные дроби на 10, 100,1000 самостоятельно. На выполнение задания 3 мин. - Поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга. Правильное решение на слайде. Сколько баллов набрали, отметьте в оценочном листе. - Были ли трудности при выполнении задания? Если да, то, какие?
3, 45∙ = 34, 5 0, 012 ∙ = 1,2 3, 7∙ = 3700 0, 61∙ = 610 Задание 3. - В начале урока мы говорили о том, что десятичные дроби часто встречаются в быту. - Представьте такую ситуацию, вам необходимо пойти в магазин и купить продукты на завтрак: 10 сырков и 10 булочек. И у вас всего 200 рублей. Хватит ли 200 рублей на всю покупку? Перед вами ветрина магазина.
- Что нужно сделать, чтобы понять, хватит ли нам 200 рублей на покупку? (найти стоимость всей покупки) Решение: (по действиям с пояснением) у доски 1) 14,8*10=148 (р.) – стоимость 10 сырков. 2) 8,5*10=85 (р.) – стоимость 10 булочек. Найдем стоимость всей покупки: 3) 148+85=233(р.) – стоимость всей покупки. Ответ: денег на покупку не хватит. - Сколько денег не хватает? 33 рубля - Ребята, а что мы теперь останемся без завтрака? Уйдем из магазина без покупок? В этой ситуации я бы отказалась от 4 булочек (34 р) 10 сырков и 6 булочек. А вы бы как поступили? - Теперь вы увидели, что очень важно знать правила вычисления с десятичными дробями. |
Обучающиеся предлагают способы решения задачи: перевести в обыкновенные дроби, найти с помощью суммы ответ.
Работают в парах
Первая группа отчитывается о выполнении задания Вторая группа отчитывается о выполнении задания
Второй способ
Читают правило
Работают устно
Составляют схему и записывают ее в справочник
Решают задачу устно
Оформляют примеры в теоретической тетради
Т.к. нет дробной части, поэтому запятую можно отбросить для передвижения запятой не хватает цифр. необходимо приписать нуль справа в дробной части.
Отвечают на вопросы
Читают задание. Выполняют задание письменно с устным объяснением
Выполняют задание, выполняют взаимооценку
Выполняют задание устно
Решают задачу |