Час занимательной математики (8-9 кл)
методическая разработка по математике (8 класс)

Элеонора Саяновна Шагдурова

Цель: воспитание познавательного интереса к предмету, творческой активности, упорства в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_zanimatelnoy_matematiki.docx98.52 КБ

Предварительный просмотр:

Час занимательной математики (8-9 кл)

Цель: воспитание познавательного интереса к предмету, творческой активности, упорства в достижении цели.

Оформление: 1. За страницами учебника – выставка книг

                     2. Магнитная доска

                     3. Картина Богданова-Бельского «Трудная задача»

 

Ведущий:  Чтобы спорилось нужное дело

                Чтобы в жизни не знать неудач,

                Мы в поход отправляемся смело

                В мир загадок и сложных задач

                Не беда, что идти далеко.                                 

                Не боимся, что путь будет труден

                Достижения крупные людям

                Никогда не давались легко. 

Ребята, мы приглашаем вас совершить путешествие в мир увлекательной математики, где вы познакомитесь с историческими сведениями, вам будут предложены вопросы и задачи.  Просим  присутствующих разделиться на две команды.

 

1 конкурс – Разминка.

а)На доске цепочка различных символов, я предлагаю разгадать пословицу ,которая спрятана в этой цепочке. Она  и станет девизом нашего мероприятия.

За верный ответ – 5 баллов

QWУS?MN  ?YДR??  ZCIY??LAЂWЛЅЄКЇG??, FQЧLTSUO WБЇ??YAТ ?CCQZEDCLYТPIOZЙ   

(ум да смекалка, что брат с сестрой)

б) Кому принадлежат следующие слова?

-«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики»  (Фридрих Энгельс)

- «Химия- правая рука физики, математика ее глаза» (М.Ломоносов)

 За верный ответ- 5 баллов

Ведущий: А вы знаете, как возникло слово «математика»? Об этом расскажут  мои помощники.

1 ученик. Слово это возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова «матема»,что означает «учение» -знания, полученные через размышления.

Древние греки знали 4 «матема»:

  • учение о числах (арифметика)
  • теория музыки (гармония)
  • учение о фигурах и измерениях (геометрия)
  • астрономия и астрология

В описываемое время среди греческих мыслителей наметилось два направления. Первое из них , возглавляемое Пифагором, считало знания своего рода священным писанием. Наука по Пифагору- дело тайное, предназначенное только для посвященных. Последователи этого направления назывались акузматиками  (акузма-священное изречение)

 

2 ученик. Второе направление возглавлял древнегреческий ученый Гиппас Метанопонтский. В противовес Пифагору последователи Гиппаса  считали, что «матема» доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. В конце концов победило второе направление.

 

2 конкурс    -       Устный счет

Мы хотим представить картину Богданова-Бельского «Трудная задача», которая многим известна, но, наверное, мало кто вникал в содержание задачи.  На картине профессор Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы.

Устным счетом нужно найти результат вычисления .( за верный ответ  -5 баллов)

 

Трудная задача (Богданов-Бельский)

Объяснение:                                             

 

102  + 112 + 122 + 132 + 142

                365            

            

Числа 10, 11, 12, 13, 14 обладают любопытной особенностью:

 

102  + 112 + 122           132 + 142

                       365     =    365   

 

(т.к. 10 + 121 + 144 = 365, то легко рассчитать, что значение выражения на картине равно 2)

 

 

3 конкурс  Состязание команд. ( за верный ответ  - по 5 баллов)

 

а) найдите наименьший корень уравнения Х 2+ 7Х + 12 = 0   ( - 4 )

 

б) совпадают ли графики функций

у =     Х 2 – 6Х + 8    

             Х – 2                             и                   У = Х – 4                    (да)

 

 

 4 конкурс- «Лучший знаток  старинных русских мер»  - домашнее задание

 

Вам ,ребята нужно было подготовиться к этому конкурсу дома. (2 балла –за одну меру) 

А какие старые наиболее распространенные русские меры  знаете? Называете по очереди.

        перст- название указательного  пальца -ширина 2 см, «двенадцатиперстная кишка»- 24 см.

        дюйм- 2,54 см –ширина большого пальца

        вершок – ширина 2-х пальцев руки -указательного и среднего, около 4,4 см

        пядь или пядень –кулак или кисть руки

         локоть –оно колеблется от36 до 46 см

        аршин -в аршине 71 см-длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца

        шаг- 71 см.

        сажень-213 см

        верста-500 саженей

        миля -7 верст или 7,468 км.

        фунт-409,5 г.

        пуд – 16 кг

        карат- 0,2 г

        золотник – 4,3 г

        дюжина –штуки-12 штук

Если вы  были внимательны, то вам не составит труда , ответить на следующие вопросы.( заработаете дополнительные баллы)

1.      Сколько аршин в пяти саженях? (15)

2.      Сколько пудов в 160 кг? (10)

 

 5 конкурс «Какая команда  быстрее решит?» ( за верный ответ  - по 5 баллов)

 

а)Известно, что   а+1/ а = 3

Найдите  а 8+ 1/ а8

Решение:

(а+1/а)2=32        а2+2а 1/а+1/а2=9            а2+1/а2=9-2    а2+1/а2= 7

2+1/а2)2= 72   а4+2а1/а2+1/а4= 49         а4+1/а4= 47

4+1/а4)2= 472   а8+2а1/а4+1/а8= 2209         а8+1/а8= 2207

 

 

б) Решите неравенство: (х + 3)/ (х – 3) ? 0    Ответ: х?- 3

 

Ведущий: Пока участники выполняют задания , я хочу остановиться вот на чем.

 

 Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки  мы заучивали наизусть?» Прежде чем дать ответ по существу, расскажу старинную историю.

Это произошло в те времена , когда на улицах городов еще не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ ,чтобы никто не выходил ночью без фонаря на улицу. .Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем горожанином.

-Вы не читали моего приказа? -спросил мэр.

-Читал,- ответил горожанин. Вот мой фонарь.

-Но в фонаре  у вас ничего нет

-В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе на улицу ночью. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

-Где фонарь?- закричал мэр

-Вот он.

-Но в нет свечи!

- Нет , есть свеча.

-Но,она не зажжена!

-В приказе об этом ничего не сказано.

И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий при выходе на улицу ночью зажигать свечи в фонарях.

Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать  с формулировками определений, аксиом и теорем. Если можете своими словами –пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому мэру, о котором  только что рассказано, следует учить наизусть.

 

6 конкурс-«Найди правильный ответ- тест» ( за верный ответ  - по 5 баллов)

Вам необходимо после  некоторой словесной подсказки ведущего найти  правильный ответ.

  • об этой геометрической фигуре говорят, что она делит плоскость на две полуплоскости.

      1.Прямая     2.Луч      3. Точка  4.Угол    5 Отрезок

 

  • об этой геометрической фигуре говорят, что у нее есть «дополнительный родственник»

           1.Прямая     2.Луч      3. Точка  4.Угол    5 Отрезок

 

  • эта геометрическая фигура имеет длину.   

          1.Прямая     2.Луч      3. Точка  4.Угол    5 Отрезок

 

  • эта геометрическая фигура  не имеет  размера, но все в геометрии связано с ней.

         1.Прямая     2.Луч      3. Точка  4.Угол    5 Отрезок

 

 7 конкурс – «Математическая пауза»

 а) посмотри на таблицу 30 сек., изобразите по памяти (по одному участнику из каждой команды)

 

?

?

#

O

?

?

#

O

#

 

б) Кроссворд (каждой команде  составить кроссворд из предложенных слов) 

1 Ордината

6 Трапеция

11 Тождество

17 Градус

2 Архимед

7 Яблоко

12 Поворот

18 Синус

3 Диаметр

8 Объем

13 Тангенс

19 Симметрия

4 Равенство

9 Многоугольник

14 Сектор

20 Ярд

5 Орт

10 Квадрат

15 Отрезок

21 Декарт

 

 

16 Круг

22 Тип

 

 

 

23 «Начала»

  

8 конкурс – «Математика в поэзии»

   Учащиеся читают  стихи ,посвященные математике и о математиках.

 

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...