Час занимательной математики (8-9 кл) Цель: воспитание познавательного интереса к предмету, творческой активности, упорства в достижении цели. Оформление: 1. За страницами учебника – выставка книг 2. Магнитная доска 3. Картина Богданова-Бельского «Трудная задача» Ведущий: Чтобы спорилось нужное дело Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и сложных задач Не беда, что идти далеко. Не боимся, что путь будет труден Достижения крупные людям Никогда не давались легко. Ребята, мы приглашаем вас совершить путешествие в мир увлекательной математики, где вы познакомитесь с историческими сведениями, вам будут предложены вопросы и задачи. Просим присутствующих разделиться на две команды. 1 конкурс – Разминка. а)На доске цепочка различных символов, я предлагаю разгадать пословицу ,которая спрятана в этой цепочке. Она и станет девизом нашего мероприятия. За верный ответ – 5 баллов QWУS?MN ?YДR?? ZCIY???КLAЂWЛЅЄКЇG??, FQЧLTSUO WБЇ??YAТ ?CR CQZEDCLYТPIOZЙ (ум да смекалка, что брат с сестрой) б) Кому принадлежат следующие слова? -«Как и все другие науки математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики» (Фридрих Энгельс) - «Химия- правая рука физики, математика ее глаза» (М.Ломоносов) За верный ответ- 5 баллов Ведущий: А вы знаете, как возникло слово «математика»? Об этом расскажут мои помощники. 1 ученик. Слово это возникло в Древней Греции примерно в 5 веке до н.э. Происходит оно от слова «матема»,что означает «учение» -знания, полученные через размышления. Древние греки знали 4 «матема»: - учение о числах (арифметика)
- теория музыки (гармония)
- учение о фигурах и измерениях (геометрия)
- астрономия и астрология
В описываемое время среди греческих мыслителей наметилось два направления. Первое из них , возглавляемое Пифагором, считало знания своего рода священным писанием. Наука по Пифагору- дело тайное, предназначенное только для посвященных. Последователи этого направления назывались акузматиками (акузма-священное изречение) 2 ученик. Второе направление возглавлял древнегреческий ученый Гиппас Метанопонтский. В противовес Пифагору последователи Гиппаса считали, что «матема» доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям. Они называли себя математиками. В конце концов победило второе направление. 2 конкурс - Устный счет Мы хотим представить картину Богданова-Бельского «Трудная задача», которая многим известна, но, наверное, мало кто вникал в содержание задачи. На картине профессор Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы. Устным счетом нужно найти результат вычисления .( за верный ответ -5 баллов)
| Объяснение: 102 + 112 + 122 + 132 + 142 365 Числа 10, 11, 12, 13, 14 обладают любопытной особенностью: 102 + 112 + 122 = 132 + 142 365 = 365 (т.к. 10 + 121 + 144 = 365, то легко рассчитать, что значение выражения на картине равно 2) |
3 конкурс Состязание команд. ( за верный ответ - по 5 баллов) а) найдите наименьший корень уравнения Х 2+ 7Х + 12 = 0 ( - 4 ) б) совпадают ли графики функций у = Х 2 – 6Х + 8 Х – 2 и У = Х – 4 (да) 4 конкурс- «Лучший знаток старинных русских мер» - домашнее задание Вам ,ребята нужно было подготовиться к этому конкурсу дома. (2 балла –за одну меру) А какие старые наиболее распространенные русские меры знаете? Называете по очереди. ∙ перст- название указательного пальца -ширина 2 см, «двенадцатиперстная кишка»- 24 см. ∙ дюйм- 2,54 см –ширина большого пальца ∙ вершок – ширина 2-х пальцев руки -указательного и среднего, около 4,4 см ∙ пядь или пядень –кулак или кисть руки ∙ локоть –оно колеблется от36 до 46 см ∙ аршин -в аршине 71 см-длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца ∙ шаг- 71 см. ∙ сажень-213 см ∙ верста-500 саженей ∙ миля -7 верст или 7,468 км. ∙ фунт-409,5 г. ∙ пуд – 16 кг ∙ карат- 0,2 г ∙ золотник – 4,3 г ∙ дюжина –штуки-12 штук Если вы были внимательны, то вам не составит труда , ответить на следующие вопросы.( заработаете дополнительные баллы) 1. Сколько аршин в пяти саженях? (15) 2. Сколько пудов в 160 кг? (10) 5 конкурс «Какая команда быстрее решит?» ( за верный ответ - по 5 баллов) а)Известно, что а+1/ а = 3 Найдите а 8+ 1/ а8 Решение: (а+1/а)2=32 а2+2а 1/а+1/а2=9 а2+1/а2=9-2 а2+1/а2= 7 (а2+1/а2)2= 72 а4+2а2 1/а2+1/а4= 49 а4+1/а4= 47 (а4+1/а4)2= 472 а8+2а4 1/а4+1/а8= 2209 а8+1/а8= 2207 б) Решите неравенство: (х + 3)/ (х – 3) ? 0 Ответ: х?- 3 Ведущий: Пока участники выполняют задания , я хочу остановиться вот на чем. Учащиеся часто спрашивают: «Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть?» Прежде чем дать ответ по существу, расскажу старинную историю. Это произошло в те времена , когда на улицах городов еще не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ ,чтобы никто не выходил ночью без фонаря на улицу. .Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем горожанином. -Вы не читали моего приказа? -спросил мэр. -Читал,- ответил горожанин. Вот мой фонарь. -Но в фонаре у вас ничего нет -В приказе об этом не упоминалось. Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе на улицу ночью. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина. -Где фонарь?- закричал мэр -Вот он. -Но в нет свечи! - Нет , есть свеча. -Но,она не зажжена! -В приказе об этом ничего не сказано. И мэру пришлось издать еще один приказ, обязывающий при выходе на улицу ночью зажигать свечи в фонарях. Теперь, наверное, вам ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем. Если можете своими словами –пожалуйста! Если же нет, то чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть. 6 конкурс-«Найди правильный ответ- тест» ( за верный ответ - по 5 баллов) Вам необходимо после некоторой словесной подсказки ведущего найти правильный ответ. - об этой геометрической фигуре говорят, что она делит плоскость на две полуплоскости.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок - об этой геометрической фигуре говорят, что у нее есть «дополнительный родственник»
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок - эта геометрическая фигура имеет длину.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок - эта геометрическая фигура не имеет размера, но все в геометрии связано с ней.
1.Прямая 2.Луч 3. Точка 4.Угол 5 Отрезок 7 конкурс – «Математическая пауза» а) посмотри на таблицу 30 сек., изобразите по памяти (по одному участнику из каждой команды) б) Кроссворд (каждой команде составить кроссворд из предложенных слов) 1 Ордината | 6 Трапеция | 11 Тождество | 17 Градус | 2 Архимед | 7 Яблоко | 12 Поворот | 18 Синус | 3 Диаметр | 8 Объем | 13 Тангенс | 19 Симметрия | 4 Равенство | 9 Многоугольник | 14 Сектор | 20 Ярд | 5 Орт | 10 Квадрат | 15 Отрезок | 21 Декарт | | | 16 Круг | 22 Тип | | | | 23 «Начала» |
8 конкурс – «Математика в поэзии» Учащиеся читают стихи ,посвященные математике и о математиках. Подведение итогов. |