Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ в процессе изучения математики
методическая разработка по математике

Цепелева Тамара Васильевна

       Профессиональная ориентация в школе – это  система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к   сознательному выбору профессии с учётом личных и общественных интересов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                     8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02        

        

  Выступление  на педагогическом совете

Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ в процессе изучения математики

                                          Учитель: Цепелева Тамара Васильевна

                                          27.12.2019

г. Клин – 2019

Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ в процессе изучения математики

      Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и  начинается уже в начальных классах. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальном звене профориентационная работа является основой, на которой строится вся последующая работа.
       Профессиональная ориентация в школе – это  система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к   сознательному выбору профессии с учётом личных и общественных интересов.
     
Решить эту задачу – помочь школьникам правильно определить своё место в жизни.  Выбор профессии – жизненно важный вопрос. 

         Работа по профориентации при изучении математики  ведётся как на уроках, так и во внеурочное время различными методами, приёмами и средствами. В процессе изучения основного материала  знакомлю  обучающихся с миром профессий, перспективами их развития.  где требуются знания математики. Заинтересованность в математическом образовании  и развитие профессиональных интересов – это две взаимообусловливающие  друг друга стороны единого процесса познания. В решении задач профориентации средствами учебного предмета математики,  выделяются два направления. Первое - это работа по профориентации через само содержание предмета, через тот материал, которым должен владеть каждый для продолжения своей трудовой деятельности. Второе – это работа по решению задач, имеющих определенное профориентационное содержание. Использование приемов геометрических построений с помощью циркуля и линейки, активное использование измерительных инструментов, формул расчетов при изготовлении деталей, рационального расхода сырья – практические умения, которыми овладевают ученики на уроках. На уроках математики  я провожу короткие беседы о профессии, упоминаемой в условии задачи, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и
деятельности людей

     Известно, что обучающиеся  школы с ОВЗ, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчёты, сделать разметки и чертежи. В то же время желание преуспеть на уроках труда  является  стимулом  занятий по  математике. Учитель на конкретных, доступных примерах показывает, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией.  

  Так,   на уроках столярного дела ребята   занимаются разметкой и обработкой деталей прямоугольной формы, а девочки на уроках швейного дела шьют салфетки, фартуки, мы на уроках математики  повторяем с учащимися свойства квадрата, прямоугольника, решаем различные задачи, используя данные мастерских. Осуществляю межпредметные связи с трудовым обучением. Например,

1.На пошив 3 одинаковых платьев израсходовали 7м80см ткани. Ск. ткани потребуется, чтобы сшить 8 таких платьев?

2. Крышка  сиденья табурета имеет  форму  квадрата  со  стороной  34см 8 мм. Сколько  таких  сидений  можно  выпилить  из листа  фанеры, имеющего  форму  квадрата  со  стороной  1м 50см, если  на  пропил  идёт 2 мм?

Знакомя с большим списком строительных профессий, решаем и составляем такие задачи в группах. Например.

Рассчитайте. Сколько шестиметровых досок шириной 15 см нужно купить для пола  длиной 6м и шириной 6м?  Какова цена этого строительного материала, если 1 доска стоит 480 рублей?

После решения  задач с практическим содержанием в  сельском хозяйстве, знакомлю учащихся со спецификой некоторых профессий: агронома, тракториста, токаря, комбайнера, доярки.

      «Мы агрономы». Любят ребята  те немногие уроки - экскурсии, на которых  проводим измерительные работы с помощью  специального метра- саженя: в 5 классах проходим километр, причём  участие принимает каждый ребёнок, измеряя по 100 м, а возвращаясь – определяем, за какое время его проходит пешеход,  в старших классах таким же образом формирую понятия «периметр», «площадь», «ар», «гектар».

       На уроках дети узнают, какую роль играют машины, заменяющие труд людей. Так, рассматриваем задачу: «Картофелекопалка заменяет ручной труд 38 человек. Если в поле вышли 10 картофелеуборочных машин, труд скольких людей они заменят?»

При изучении десятичных дробей  использую счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. На их примере объясняю  все виды коммунальных услуг, затем по каждому виду определяем единицу измерения услуги и тариф на каждый её вид. Также по этим данным  упражняемся в чтении десятичных дробей, в их преобразовании.  Затем  даю задачи на расчет оплаты за  воду, отопление, газ, электричество. Вначале  решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем рассчитываем оплату за несколько видов услуг, т.е. по нарастающей трудности. При решении этих задач  говорю об экономии о том, что с этой целью поставили  счетчики на воду, ставят  на газ и т.д.  По ходу этого  называем  профессии, связанные с обслуживанием жилья.

       При изучении темы «Проценты» в 9 классе  открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» и «распродажа» выпускников обучаю ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. Например.

1. В банк положили 6500 руб. под 3% годовых. Сколько денег на книжке будет в конце года? 
2. Деталь до снижения цен стоила 300 руб., а после снижения - 270 руб. На сколько процентов снижена цена?

    Опыт моей работы показывает, что подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения жизненного опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности. Учеников необходимо ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать задачи, производить измерения (т.е. инсценировать задачу). Также на уроках составляем задачи, числовые данные для которых учащиеся добывают сами.

    Работа над задачей помогает  учащимся лучше осознать предметно-действенную ситуацию, о которой в ней  говорится, позволяет проверить на практике правильность решения и, что самое главное, таким образом,  создаются условия для  успешного переноса приобретенных знаний, умений и навыков.

     На уроках создаю проблемные ситуации. Например, при изучении в 5 классе мер стоимости, массы и длины  в устный счет включаю игры: «Магазин», «На почте», «На вокзале», «Путешествие по городу», участвуя в которых,  дети учатся применять математические знания.

       Мною  замечено, что ребята слабо решавшие задачи из   учебника и не проявлявшие интереса к математике, с удовольствием решают задачи с практическим содержанием.

        Они постепенно начинают понимать значение количественных характеристик предмета, сравнивают высоту и площадь различных помещений, формат книг, листов бумаги, ёмкости молочного бидона и ведра, массу мешка картофеля, муки или зерна, средние скорости движения пешехода, велосипедиста, автомашины, поезда, узнают стоимость основных продуктов питания, одежды, обуви, проезда в городском транспорте.

         Хочу остановиться на  выпускном 9-а классе.  В нём 14 человек. Радуюсь  их успехам. Юноши (11 человек) и девушки готовы к самостоятельной жизни. Физически развиты: сильные, ловкие, быстрые, дисциплинированные. Хорошо овладевают программой по математике, у них развиты самостоятельность, самоконтроль и  взаимоконтроль, вычислительные навыки. Они прочно овладели  знаниями, умениями и навыками по выполнению арифметических действий над целыми и дробными числами,  геометрическим материалом. Освоили практические работы.    

        Деятельность по профориентации очень длительная и кропотливая, и только проводя ее систематически на уроках и во внеурочное время, можно достичь каких - либо результатов. Только такая деятельность оправдывает себя.  

      Профориентационная  работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У обучающихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Литература

  1. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.
  2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;
  3. Наглядно-дидактическое пособие ПРОФЕССИИ.
  4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной ориентации обучающихся

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...

Эстетическое развитие обучающихся в процессе изучения математики

Актуальность выбранной темы вижу в том, что выпускники наших школ должны быть вооружены основами объективного мировоззрения, опирающегося на прочную интеллектуальную основу, которая, прежде всего, зав...

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...

Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...